Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель данной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.
Задачи работы: анализ административной ответственности как вида юридической ответственности; рассмотрение принципов, функций и целей административной ответственности; анализ субъектов административной ответственности.
В теории административного права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам таких ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Т.В. Телятицкая, А.В. Денисевич и др., в административно-правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 5
§1 Административная ответственность как вид юридической ответственности 5
§ 2 Принципы, функции и цели административной ответственности 13
РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 17
§ 1. Физическое лицо как субъект административной ответственности 19
§ 2. Юридические лица как субъекты административной ответственности 24
§ 3. Специальный субъект административной ответственности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
1) представители власти,
то есть депутаты Палаты
2) представители общественности,
наделенные полномочиями
3) лица, занимающие должности,
связанные с выполнением
4) должностные лица иностранных
государств, члены иностранных публичных
собраний, должностные лица
Сами статьи не содержат признаков этих лиц, в них приводятся только термины: «должностное лицо», «лица, осуществляющие управленческие функции» и т.п.
В административно-деликтном праве в середине 60-х годов впервые был поставлен вопрос о специальном субъекте правонарушения27. Проблема специальных субъектов административной ответственности достаточно активно разрабатывалась в 80-е и 90-е годы XX в. Однако эти исследования носили узкий характер и не выходили за пределы теории состава правонарушения.
Понятие специального субъекта административной ответственности выводится исключительно через признаки, конструктивно включенные в состав правонарушения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что специальный субъект административного правонарушения и есть специальный субъект административной ответственности.
Исследователи подробно описывают правовое положение различных категорий лиц, которые относятся к каким-либо видам специальных субъектов. Думается, нет смысла оспаривать то, что признаки выступают необходимой частью характеристики данных субъектов, но их уяснение связано с определенными сложностями. Лаконичность законодательных формулировок и почти полное отсутствие официального толкования административно-деликтных норм обусловливают появление и использование доктринального толкования. Такое толкование, во-первых, неофициально; во-вторых, носит определенный оттенок субъективного; в-третьих, оно по понятным причинам не используется основной частью правоприменителей.
В этом случае интересна продолжавшаяся многие годы дискуссия по проблеме должностного лица, до настоящего времени не исчерпанная. Как известно, категория "должностное лицо" применяется всеми отраслями права и законодательства и означает: начальник, его заместители, начальники инспекций и др. Предлагаемое в УК и используемое долгое время различными отраслями права понятие "должностное лицо" не исчерпывает всех аспектов содержания понятия "должностные лица" как субъекта административного правонарушения и административной ответственности.
Для административной ответственности актуальна формализация признаков специального субъекта ответственности для лиц, не занимающих государственные должности, однако обладающих специальными признаками субъекта административного правонарушения, прежде всего, в силу того что выполнение тех или иных требований возложено на них законодательством и составляет часть их статуса. Наличие вины и самого деяния (с одной стороны, как нарушения обязанностей, входящих в статус такого лица, а с другой - как административного правонарушения) позволяет считать субъектами правонарушения лиц негосударственных организаций, наделенных распорядительными полномочиями как публичного, так и внутриструктурного характера (градостроительство, землепользование, лицензионный надзор). К их числу следует отнести и лиц, наделенных контрольными функциями.
Специфичен вопрос о
признании собственника субъектом
административного
При осуществлении определенного
вида деятельности распорядительные и
контрольные функции являются обязанностью
собственника или других лиц, осуществляющих
эти функции по его указанию. В
этом случае, по нашему мнению, целесообразно
восстановить в качестве субъекта административной
ответственности должностное
Говоря о должностном лице как специальном субъекте административной ответственности, следует подчеркнуть, что такое признание будет означать для него повышенную административную ответственность.
Анализ административно-
Таким образом, структурно административная ответственность должностного лица должна состоять из следующих элементов: обязательств, их невыполнения или ненадлежащего выполнения, виновности и повышенной административной ответственности.
Наличие субъектов ответственности, чье правовое положение характеризуется в административно-деликтном праве за пределами состава правонарушения, побуждает авторов ввести еще одну категорию субъектов административной ответственности – «особые субъекты». Они определяются как субъекты, наделенные признаками, не включенными в состав правонарушения, но имеющими юридическое значение для индивидуализации ответственности.
Актуальным остается классификация индивидуальных субъектов административных правоотношений.
Традиционное понимание
индивидуальных субъектов: граждане, иностранные
граждане, лица без гражданства. Также
некоторые авторы к индивидуальным
субъектам относят
Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Конституция Республики Беларусь провозгласила высшей ценностью государства права и свободы человека и гражданина. Органы государственного управления обязаны соблюдать, защищать и охранять правовой статус граждан. Однако следует отметить, что не все права и обязанности человека и гражданина закреплены в Конституции Республики Беларусь, многие из них находятся за пределами конституционного статуса и устанавливаются иными нормативными правовыми актами. Поэтому в реальной жизни административная правоспособность для различных людей не всегда одинакова. Объем и содержание административной правоспособности могут изменяться с помощью норм административного права. Существует немало групп людей, административное положение которых отличается от положения основной массы граждан Республики Беларусь. Эти люди обладают специальным административно-правовым статусом.
Физические лица, являющиеся субъектами административных правоотношений, - это учредители предприятий, организаций, учреждений; индивидуальные предприниматели; учащиеся и студенты; работающие и служащие; безработные; пенсионеры; инвалиды; участники ВОВ и иных боевых действий; беженцы; вынужденные переселенцы; лица, признанные судом ограниченно дееспособными; лица, признанные судом недееспособными и др.
Административная
Административную
В настоящее время все субъекты права большинством авторов делятся на две группы: граждане и организации, физические и юридические лица.
Основные признаки физического лица как субъекта правонарушения содержатся в КоАП. Например, ст. 4.3 КоАП закрепляет возраст, с которого наступает административная ответственность; ст. 4.6 КоАП регулирует вопросы административной ответственности несовершеннолетних; ст. 4.7 КоАП предусматривает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине; ч. 1 ст. 4.8 КоАП устанавливает условия привлечения к административной ответственности физического лица как индивидуального предпринимателя.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях относит к субъектам административных правонарушений не только физических лиц, но и юридические лица: частью 1 статьи 1.4 КоАП установлено, что физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП.
Если речь идет о специфичности субъектов, то их принято называть специальными. Общие и специальные признаки субъекта административной ответственности включаются в состав административного правонарушения и характеризуют субъекта с точки зрения его соответствия параметрам субъекта административной ответственности.
Таким образом, для каждого из субъектов административных правоотношений правосубъектность различна, а следовательно, не каждое физическое лицо, являющееся субъектом административных правоотношений, может быть признано субъектом административного правонарушения и административной ответственности.