Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.
Задачи работы: анализ административной ответственности как вида юридической ответственности; рассмотрение принципов, функций и целей административной ответственности; анализ субъектов административной ответственности.
В теории административного права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам таких ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Т.В. Телятицкая, А.В. Денисевич и др., в административно-правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 5
§1 Административная ответственность как вид юридической ответственности 5
§ 2 Принципы, функции и цели административной ответственности 13
РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 17
§ 1. Физическое лицо как субъект административной ответственности 19
§ 2. Юридические лица как субъекты административной ответственности 24
§ 3. Специальный субъект административной ответственности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

ап.docx

— 65.93 Кб (Скачать)

Юридическое лицо - это субъект прежде всего гражданско-правовых отношений. При этом, как и понятие организации, понятие юридического лица может рассматриваться через теорию коллектива. Если юридическое лицо - это коллектив трудящихся, то и действия участников этого коллектива, совершенные в связи с выполнением ими трудовых функций, являются действиями самого юридического лица.

§ 1. Физическое лицо как субъект административной ответственности

 

Относительно физических лиц основные признаки субъекта правонарушения содержатся в КоАП Республики Беларусь. Например, ст. 4.3 КоАП закрепляет возраст, с которого наступает административная ответственность; ст. 4.6 КоАП регулирует вопросы административной ответственности несовершеннолетних; ст. 4.7 КоАП предусматривает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине; ч. 1 ст. 4.8 КоАП устанавливает условия привлечения к административной ответственности физического лица как индивидуального предпринимателя. О юридических лицах сказано гораздо меньше: ч. 2 ст. 4.8 КоАП говорит лишь о том, что «юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП».

Рассмотрим основные признаки физического лица как субъекта административной ответственности.

В административном праве  один из критериев (возраст) имеет четкое правовое закрепление - достижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения правонарушения, за исключением отдельных случаев  КоАП. Реализация этого критерия достаточно проста: лицо, привлекаемое к административной ответственности, предъявляет правоприменительному органу документ, удостоверяющий личность. Такими документами могут быть либо общегражданский паспорт, либо свидетельство о рождении. В отдельных случаях может быть назначена медицинская экспертиза на предмет определения возраста и умственного развития физического лица.

Возрастные критерии, указанные  в ст. 4.3 КоАП, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц21.

Понятие вменяемости в  различных интерпретациях дается в  многочисленной юридической литературе, однако КоАП такого определения не содержит, так как законодательство исходит из презумпции вменяемости, а при возникновении сомнений в ее отсутствии должна доказываться невменяемость лица.

Вменяемость - психическое  состояние лица, заключающееся в  его способности при определенном развитии, социализации, возрасте и  состоянии психического здоровья во время совершения административного  правонарушения понимать сущность совершаемого действия, осознавать его последствия  для себя, окружающих, для общества в целом и возможности контролировать свои действия22.

Вменяемость как признак, характеризующий лицо, совершившее  административное правонарушение, дает основание ставить вопрос о его  виновности, а в дальнейшем, следовательно, о привлечении его к административной ответственности и назначении ему  наказания.

Невменяемость представляет собой понятие, противоположное  понятию вменяемости, которое по отношению к последнему предусмотрено  в КоАП. В соответствии со ст. 4.4 КоАП невменяемость - это неспособность лица в момент совершения административного правонарушения осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. При этом невменяемость лица, совершившего административное правонарушение, исключает его виновность и признание данного лица субъектом административного правонарушения, а также привлечение его к административной ответственности и назначение ему наказания.

Проблема невменяемости  в теории и практике применения норм административно-деликтного права  тесным образом связана с институтами  вины, административной ответственности  и наказания.

Невменяемость характеризуется  двумя критериями: медицинским и  юридическим.

Медицинский (биологический  или психиатрический) критерий указывает  источник невменяемости и ее причины. КоАП выделяет четыре вида психических заболеваний:

- хроническое психическое  расстройство;

- временное психическое  расстройство;

- слабоумие;

- иное психическое заболевание.

Хроническое психическое  расстройство представляет собой неизлечимое  или трудноизлечимое заболевание  психики, которое носит продолжительный  характер, способное к прогрессированию и приводит к глубоким и стойким  изменениям личности больного. Такими психическими расстройствами принято  считать эпилепсию, шизофрению, сифилис  мозга и т.д. Среди психических  расстройств наиболее часто встречается  такое заболевание, как шизофрения (болезнь Е.Бройлера) - болезнь головного мозга23.

Временное психическое  расстройство - это психическое заболевание, протекающее по сравнению с первой группой психических болезней за более короткий период времени и  поддающееся излечению. В большинстве  случаев эти болезни возникают  внезапно и заканчиваются полным выздоровлением больного. К таким  расстройствам относятся: белая  горячка, патологическое опьянение, алкогольные  психозы, патологический аффект и т.д.

Слабоумие - психические  заболевания, протекающие с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера. Наиболее часто встречается олигофрения (малоумие) - это группа патологических состояний, которые характеризуются врожденным или рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности.

Олигофрению принято подразделять на три вида в зависимости от глубины  интеллектуального недоразвития:

- идиотия (глубокая степень);

- имбецильность (средняя степень);

- дебильность (легкая  степень недоразвития умственных  способностей).

Иное психическое заболевание  по своим психопатологическим нарушениям приравнивается к хроническому или  временному расстройству психики, но к  ним не относится. Оно наступает  при инфекционных заболеваниях (при  сыпном и брюшном тифе, воспалении легких), болезнях внутренних органов, нарушении обмена веществ и др.

Юридический критерий невменяемости  заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного  деяния возможности осознавать фактический  характер и противоправность своих  действий и руководить ими.

Для признания лица невменяемым необходимо наличие и медицинского, и юридического критериев.

Признаки юридического критерия невменяемости:

1) интеллектуальный признак  невменяемости означает невозможность  лица осознавать свои действия  во время совершения правонарушения, т.е. неспособность лица, имеющего  какое-либо психическое расстройство, в полном объеме осознавать  фактический характер и противоправность  своего поведения в той или  иной конкретной ситуации или  обстановке;

2) волевой признак невменяемости  выражается в невозможности лица  в силу психического расстройства, т.е. болезненного состояния, руководить  своими действиями. Неспособность  руководить своими действиями  при их осознанности может  выражаться, например, у психических  больных, которые испытывают непреодолимое  влечение к кражам (клептомания), страсть к поджогам (пиромания)  и т.д.

Для признания лица невменяемым достаточно наличия хотя бы одного из признаков: интеллектуального или волевого.

 

§ 2. Юридические  лица как субъекты административной ответственности

 

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях относит к субъектам административных правонарушений не только физических лиц, но и юридические лица: частью 1 статьи 1.4 КоАП установлено, что физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП.

В соответствии со статьей 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З24 (далее - ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном  порядке государственную регистрацию  в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным  актом (ч. 1 ст. 44 ГК).

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со статьей 54 ГК при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании передаточного акта. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица согласно передаточному акту. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

При любой реорганизации  юридических лиц (слияние, присоединение, выделение, разделение или преобразование) административную ответственность  несут их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому  к административной ответственности  юридическому лицу о факте административного  правонарушения до завершения и государственной  регистрации соответствующей реорганизации.

В рассматриваемом случае одновременно возникает и дополнительный (смежный) субъект - должностное лицо данного юридического лица, ответственное  за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение  должностного лица организации к  административной ответственности  не освобождает от нее соответствующее  юридическое лицо и, наоборот, наложение  административного штрафа на юридическое  лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица и для  назначения ему наказания.

 

§ 3. Специальный  субъект административной ответственности

 

В научной литературе все  субъекты административной ответственности  делятся на три подгруппы: общие, специальные и особые.

К общим субъектам административных правоотношений относится термин «граждане», поэтому введение законодателем других терминов, уточняющих правовое положение иных субъектов административного правонарушения и ответственности, указывает на специфичность их положения относительно квалификации и применения либо реализации административной ответственности. Общий субъект административной ответственности - это субъект административного правонарушения, т.е. гражданин, который не обладает своеобразием правового положения, влияющего на применение и реализацию административной ответственности.

Если речь идет о специфичности  субъектов, то их принято называть специальными. Общие и специальные признаки субъекта административной ответственности  включаются в состав административного  правонарушения и характеризуют  субъекта с точки зрения его соответствия параметрам субъекта административной ответственности.

Теория специального субъекта в административном праве возникла и развивалась по прямой аналогии с теорией специального субъекта преступлений. В советском уголовном  праве идея специального субъекта преступления25 оформилась уже в 50-е года. В настоящее время эта теория основывается на анализе факультативных признаков субъекта, указанных в диспозиции конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З26 (далее - УК) (военнослужащий, командир, должностное лицо и т.д.). Согласно ч. 4 ст. 4 УК под должностными лицами понимаются:

Информация о работе Административная ответственность