Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа
Цель данной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.
Задачи работы: анализ административной ответственности как вида юридической ответственности; рассмотрение принципов, функций и целей административной ответственности; анализ субъектов административной ответственности.
В теории административного права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам таких ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Т.В. Телятицкая, А.В. Денисевич и др., в административно-правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 5
§1 Административная ответственность как вид юридической ответственности 5
§ 2 Принципы, функции и цели административной ответственности 13
РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 17
§ 1. Физическое лицо как субъект административной ответственности 19
§ 2. Юридические лица как субъекты административной ответственности 24
§ 3. Специальный субъект административной ответственности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Юридическое лицо - это субъект прежде всего гражданско-правовых отношений. При этом, как и понятие организации, понятие юридического лица может рассматриваться через теорию коллектива. Если юридическое лицо - это коллектив трудящихся, то и действия участников этого коллектива, совершенные в связи с выполнением ими трудовых функций, являются действиями самого юридического лица.
Относительно физических лиц основные признаки субъекта правонарушения содержатся в КоАП Республики Беларусь. Например, ст. 4.3 КоАП закрепляет возраст, с которого наступает административная ответственность; ст. 4.6 КоАП регулирует вопросы административной ответственности несовершеннолетних; ст. 4.7 КоАП предусматривает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине; ч. 1 ст. 4.8 КоАП устанавливает условия привлечения к административной ответственности физического лица как индивидуального предпринимателя. О юридических лицах сказано гораздо меньше: ч. 2 ст. 4.8 КоАП говорит лишь о том, что «юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП».
Рассмотрим основные признаки физического лица как субъекта административной ответственности.
В административном праве один из критериев (возраст) имеет четкое правовое закрепление - достижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения правонарушения, за исключением отдельных случаев КоАП. Реализация этого критерия достаточно проста: лицо, привлекаемое к административной ответственности, предъявляет правоприменительному органу документ, удостоверяющий личность. Такими документами могут быть либо общегражданский паспорт, либо свидетельство о рождении. В отдельных случаях может быть назначена медицинская экспертиза на предмет определения возраста и умственного развития физического лица.
Возрастные критерии, указанные в ст. 4.3 КоАП, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц21.
Понятие вменяемости в различных интерпретациях дается в многочисленной юридической литературе, однако КоАП такого определения не содержит, так как законодательство исходит из презумпции вменяемости, а при возникновении сомнений в ее отсутствии должна доказываться невменяемость лица.
Вменяемость - психическое
состояние лица, заключающееся в
его способности при
Вменяемость как признак,
характеризующий лицо, совершившее
административное правонарушение, дает
основание ставить вопрос о его
виновности, а в дальнейшем, следовательно,
о привлечении его к
Невменяемость представляет собой понятие, противоположное понятию вменяемости, которое по отношению к последнему предусмотрено в КоАП. В соответствии со ст. 4.4 КоАП невменяемость - это неспособность лица в момент совершения административного правонарушения осознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. При этом невменяемость лица, совершившего административное правонарушение, исключает его виновность и признание данного лица субъектом административного правонарушения, а также привлечение его к административной ответственности и назначение ему наказания.
Проблема невменяемости в теории и практике применения норм административно-деликтного права тесным образом связана с институтами вины, административной ответственности и наказания.
Невменяемость характеризуется двумя критериями: медицинским и юридическим.
Медицинский (биологический или психиатрический) критерий указывает источник невменяемости и ее причины. КоАП выделяет четыре вида психических заболеваний:
- хроническое психическое расстройство;
- временное психическое расстройство;
- слабоумие;
- иное психическое заболевание.
Хроническое психическое
расстройство представляет собой неизлечимое
или трудноизлечимое
Временное психическое расстройство - это психическое заболевание, протекающее по сравнению с первой группой психических болезней за более короткий период времени и поддающееся излечению. В большинстве случаев эти болезни возникают внезапно и заканчиваются полным выздоровлением больного. К таким расстройствам относятся: белая горячка, патологическое опьянение, алкогольные психозы, патологический аффект и т.д.
Слабоумие - психические заболевания, протекающие с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера. Наиболее часто встречается олигофрения (малоумие) - это группа патологических состояний, которые характеризуются врожденным или рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности.
Олигофрению принято подразделять
на три вида в зависимости от глубины
интеллектуального
- идиотия (глубокая степень);
- имбецильность (средняя степень);
- дебильность (легкая
степень недоразвития
Иное психическое заболевание
по своим психопатологическим
Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.
Для признания лица невменяемым необходимо наличие и медицинского, и юридического критериев.
Признаки юридического критерия невменяемости:
1) интеллектуальный признак
невменяемости означает
2) волевой признак невменяемости
выражается в невозможности
Для признания лица невменяемым достаточно наличия хотя бы одного из признаков: интеллектуального или волевого.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях относит к субъектам административных правонарушений не только физических лиц, но и юридические лица: частью 1 статьи 1.4 КоАП установлено, что физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП.
В соответствии со статьей 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З24 (далее - ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическим лицом признается
организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество, несет самостоятельную
ответственность по своим обязательствам,
может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права, исполнять
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде, прошедшая в установленном
порядке государственную
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 54 ГК при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании передаточного акта. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица согласно передаточному акту. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
При любой реорганизации
юридических лиц (слияние, присоединение,
выделение, разделение или преобразование)
административную ответственность
несут их правопреемники независимо
от того, было ли известно привлекаемому
к административной ответственности
юридическому лицу о факте административного
правонарушения до завершения и государственной
регистрации соответствующей
В рассматриваемом случае одновременно возникает и дополнительный (смежный) субъект - должностное лицо данного юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственности не освобождает от нее соответствующее юридическое лицо и, наоборот, наложение административного штрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица и для назначения ему наказания.
В научной литературе все субъекты административной ответственности делятся на три подгруппы: общие, специальные и особые.
К общим субъектам
Если речь идет о специфичности субъектов, то их принято называть специальными. Общие и специальные признаки субъекта административной ответственности включаются в состав административного правонарушения и характеризуют субъекта с точки зрения его соответствия параметрам субъекта административной ответственности.
Теория специального субъекта в административном праве возникла и развивалась по прямой аналогии с теорией специального субъекта преступлений. В советском уголовном праве идея специального субъекта преступления25 оформилась уже в 50-е года. В настоящее время эта теория основывается на анализе факультативных признаков субъекта, указанных в диспозиции конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З26 (далее - УК) (военнослужащий, командир, должностное лицо и т.д.). Согласно ч. 4 ст. 4 УК под должностными лицами понимаются: