Административная ответственность за административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
Понятие и признаки административной ответственности…......………4
Законодательная основа административной ответственности......…….8
Основания административной ответственности………………………12
Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…..13
Понятие и признаки административного правонарушения........……..13
Освобождение от административной ответственности………………16
Состав административного правонарушения………………….………17
Административное наказание как мера ответственности за административное правонарушение………………………………….……..21
Понятие и сущность административного наказания….………………21
Принципы назначения административного наказания……………….24
Виды административных наказаний……………………….…………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Административное право. Курсовая работа..docx

— 63.02 Кб (Скачать)

     Объективная сторона правонарушения

     Объективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных  административно-правовыми нормами  правил.

     Наличие объективной стороны административного  правонарушения законодатель во многих случаях становит в зависимость  от времени, места, способа, характере  совершенного деяния, наступивших его  вредных последствий, совершения противоправного  деяния в прошлом, его систематичности.11

     Содержание  объективной стороны может включать следующий характер действия или бездействия:

    • неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;
    • повторность – совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному наказанию;
    • длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности, является единственным независимо от продолжительности.

     Различие  длящегося и продолжаемого правонарушения заключаются в том, что продолжаемый поступок – это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объединены умыслом.

     Субъект правонарушения

     Субъектами  административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного  возраста физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители или должностные  лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью.

     Принято различать два вида субъектов  административного правонарушения:

  1. Индивидуальный – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
  2. Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение, например, организации.

     В 2001 г. КоАП впервые закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридического лица, но ни в одном из них юридическое лицо определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица. Наличие в КоАП норм об ответственности юридических лиц – результат законодательной практики 90-х годов прошедшего века. Уже с этого времени: «законодатель стал постепенно отказываться от правил о невозможности административной ответственности юридических лиц, вводя различного рода исключения применительно к определенным сферам хозяйственной деятельности»12. Дела об административных правонарушениях с участием юридических лиц стали рассматриваться в арбитражных судах на основании норм специальных законодательных актов (законе о возможном регулировании и возможном контроле, законе РФ «об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21.12.91 и т.д.).

     Существуют два вида признаков субъекта административного правонарушения:

    • Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, например, вменяемость, достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста;
    • Специальные - признаки, отражающие особенности служебного положения (должностное лицо, водитель автомобиля работник предприятия торговли); прошлое противоправное поведение (лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности) и иные особенности правового статуса (например, иностранные граждане, военнослужащие).

     Субъективная сторона

     Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоположному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

     Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично.

     Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

     От  неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемы  казус, или случай, при котором  лицо не несет ответственности.

 

3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 

3.1 Понятие и сущность административного наказания

     Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.13

     Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации физического  лица.

     Наказание за административное правонарушение назначается  в пределах, установленных нормативным  актом, предусматривающим ответственность  за совершенное правонарушение, в  точном соответствии с КоАП и законодательными актами субъектов РФ.

       Административные наказания существенно  отличаются от иных мер административного  принуждения прежде всего своей  функционально-целевой направленностью.  Только административное наказание  является установленной государством, мерой ответственности за административное  правонарушение, только оно содержит  итоговую юридическую оценку  противоправного деяния нарушителя.

     Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами  административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти  отношения. В то же время особенность  правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что  ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить  который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

     Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций  состоит в принудительном воздействии  на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).14

     Согласно  действующему законодательству административные наказания характеризуются той  особенностью, что их назначает широкий  круг государственных органов и  должностных лиц. Административные наказания применяются единолично должностными лицами органов исполнительной власти и судами (судьями). С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

     Применение  административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

     Применение  административного наказания в  случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов:

    • рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;
    • рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

 

3.2. Принципы назначения  административного  наказания

     Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют следующие  принципы:

    • равенства перед законом,
    • презумпции невиновности,
    • законности,
    • индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

     Принцип равенства перед  законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

     Из  принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.15

     Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

    • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
    • в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
    • за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
    • назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
    • законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

Информация о работе Административная ответственность за административные правонарушения