Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Национальный
Исследовательский
Иркутский
Государственный Технический Университет
Факультет
Права, социологии и СМИ
Кафедра
государственно-правовых юридических
дисциплин
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на
тему:
«Административная
ответственность за
административные правонарушения»
Выполнила:
студентка группы ЮРу-09-1
Плешакова
Софья Леонидовна.
Проверил: Татарников
Владимир Германович.
Иркутск,
2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
- Административная
ответственность: понятие и сущность………..…….….4
- Понятие
и признаки административной ответственности…......………4
- Законодательная
основа административной ответственности......…….8
- Основания
административной ответственности………………………12
- Административное
правонарушение как основание для возникновения
административной ответственности……………………………...….….…..13
- Понятие
и признаки административного правонарушения........……..13
- Освобождение
от административной ответственности………………16
- Состав административного
правонарушения………………….………17
- Административное
наказание как мера ответственности за
административное правонарушение………………………………….……..21
- Понятие
и сущность административного наказания….………………21
- Принципы
назначения административного наказания……………….24
- Виды административных
наказаний……………………….…………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….32
Введение
Среди
различных юридических способов
борьбы с правонарушениями важное место
занимают административные способы
борьбы, в том числе привлечение
к административной ответственности
лиц, совершающих административные
правонарушения.
Последние
сто лет роль административной ответственности
постепенно повышалась, а с середины
80-х годов эта тенденция стала
проявляться еще более активно.
В последние годы произошли революционные
перемены в экономике России. Страна перешла
к рыночной системе хозяйствования, возросло
количество организаций и учреждений.
Все это привело к росту правонарушений
во многих отраслях страны. Государство
вынуждено было принимать адекватные
меры для пресечения правонарушений, восстановления
нарушенных прав и создание условий, в
которых правонарушитель действовал бы
в рамках законности. Такой наиболее действенной
мерой выступила административная ответственность.
Сегодня
административная ответственность
лежит в основе взаимоотношений
гражданина и государства, в основе
современного правового общества. Без
ответственности невозможно стабильное
состояние экономики и государства
в целом, достижение процветания
общества. Поэтому знание основных положений
об административной ответственности
необходимо каждому гражданину Российской
Федерации.
В
данной работе рассмотрена административная
ответственность в России, ее сущность,
принципы, основания и механизм реализации.
Целью работы является выявление проблем
ответственности в современном законодательстве
России посредством рассмотрения сущности
и механизма реализации административной
ответственности.
1.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ
1.1
Понятие и признаки
административной
ответственности
Понятие
административной ответственности
Под
административной ответственностью понимается
вид юридической ответственности,
который выражается в применении
уполномоченным органом или должностным
лицом административного взыскания
к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность
является активным элементом исполнительно-распорядительной
деятельности. Она обеспечивает регламентацию
и осуществление управленческой
воли государства. Поскольку объектом
и субъектом управления являются
люди, их воля, сознание, чувства и
привычки способны активно формировать
ответственное поведение личности.
Субъекты административно-правовых отношений
связаны между собой взаимными
правами и обязанностями, следовательно,
они ответственны друг перед другом.
В этом смысле ответственность охватывается
понятием обязанности (необходимости)
давать отчет в своих действиях.
Такой широкий подход к проблеме
ответственности в литературе иногда
критикуется. При этом либо ссылаются
на уже сложившиеся представления
либо на то, что: «нетрудно будет
определить специфику собственно юридической
ответственности»1.
Административная
ответственность также философско-социологическое
понятие, отражающее отношение личности,
коллектива и общества в конкретных
управленческих ситуациях. Юридическое
содержание ответственности не может
быть оторвано от ее индивидуально-волевого
выражения, так как осуществление
административно-правовой обязанности
возможно лишь на основе индивидуальной
воли участников административных правоотношений.
Административную ответственность
поэтому можно охарактеризовать
также как: «регламентированную
нормами и правоприменительную
актами систему общественных отношений,
обеспечивающих исполнение административно-правовой
обязанности»2.
Административная
ответственность носит государственный
характер, т.е. регламентируется и обеспечивается
соответствующими юридическими предписаниями.
Прежде всего, они являются источником
информации о должном поведении.
Но, поскольку реальное юридически
значимое ответственное поведение
служащих органов управления и граждан
зависит от уровня их правосознания
интересов и воли, нормами права,
правоприменительными актами регламентируются
поощрительные, предупредительные
и пресекательные меры юридического
влияния на участников административных
правоотношений. В совокупности эти
властные веления составляют внешний
правовой механизм регулирования юридической
ответственности.
Признаки
юридической ответственности
Поскольку
административная ответственность
представляет собой вид юридической
ответственности, то, с одной стороны,
ей присущи все признаки последней,
а, с другой стороны, она обладает
определенными отличиями от прочих
видов юридической ответственности.
Как
вид юридической ответственности
административная ответственность
обладает следующими признаками:
- представляет
собой меру государственного воздействия;
- наступает
при совершении правонарушения и наличии
вины;
- применяется
компетентными органами и должностными
лицами;
- состоит в
применении к правонарушителю определенных
санкций;
- применяемые
санкции строго определены законом.
В
то же время административная ответственность
обладает следующими характерными чертами.
Признаки
административной ответственности
- административная
ответственность имеет собственную нормативно-правовую
основу, отличную от нормативно-правовых
основ других видов ответственности, а
ее нормы образуют самостоятельный институт
административного права;
- административная
ответственность устанавливается законами,
подзаконными актами, либо их нормами
об административных правонарушениях;
- основанием
административной ответственности является
совершение административного правонарушения;
- к административной
ответственности привлекаются как индивидуальные
субъекты (физические лица и коллективные
образования), так и юридические лица;
- мерой юридической
ответственности, предусмотренной за
административное правонарушение, является
административное наказание;
- административные
наказания (взыскания) применяются широким
кругом уполномоченных органов и должностных
лиц исполнительной власти, местного самоуправления,
а также судами (судьями);
- административные
наказания налагаются уполномоченными
органами и должностными лицами на неподчиненных
им правонарушителей;
- применение
административного наказания не влечет
за собой судимости и увольнения с работы,
а лицо, к которому оно применено, считается
имеющим административное наказание только
в течение установленного срока;
- дела об административной
ответственности рассматриваются и административные
наказания налагаются в соответствии
с законодательством, регламентирующим
производство по делам об административных
правонарушениях, т.е. существует особый
порядок привлечения к административной
ответственности.
Вышеуказанные
черты позволяют отличить административную
ответственность от других видов
юридической ответственности (уголовная,
дисциплинарная, материальная и др.),
поэтому институт административной
ответственности занимает особое место
в системе юридической ответственности
и имеет свой специфический состав
и принципы.3
Причины
административной ответственности
Административная
ответственность базируется на следующих
причинах:
- законность;
- целесообразность
ответственности;
- ответственность
за вину;
- неотвратимость
наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализация
мер ответственности;
- гуманизм;
- гласность.
1.2.
Законодательная основа
административной ответственности
Источники
законодательства об
административной ответственности
Сложность
и многообразие административно-правовых
норм обуславливает значительное разнообразие
источников законодательства об административной
ответственности.
Основными
источниками законодательства об административной
ответственности являются:4
- Конституция
РФ. Конституция в широком смысле - основной
источник российского права в целом и
во многом его отдельных отраслей. Значительная
часть правовых норм, содержащихся в Конституции,
имеет административно-правовую направленность,
является по характеру источником законодательства
об административной ответственности.
Нормы, содержащиеся в Конституции, являются
прежде всего нормами конституционного
и одновременного административного права.
- Федеральные
конституционные законы
и федеральные законы.
- Нормативные
указы Президента РФ. Президент РФ достаточно
активно использует в своей работе издание
нормативных указов, относящихся к различным
отраслям российского права, в том числе
и законодательстве об административной
ответственности.
- Нормативные
постановления Правительства
РФ. Правительство РФ ведет активную
деятельность в области административно-правового
нормотворчества: утверждает акты об органах
исполнительной власти, издает правовые
положения и иные акты, содержащие административно
правовые нормы либо целиком посвященные
административно- правовым вопросам.
- Общие
правила, положения
и другие акты, издаваемые
Правительством РФ.
- Приказы,
инструкции, распоряжения,
указания, методические
рекомендации, издаваемые федеральными
министерствами, государственными комиссиями,
федеральными службами, российскими агентствами,
федеральными надзорами и другими органами
исполнительной власти, при условии, что
в названных актах содержится административно-правовые
нормы, которые распространяют свое действие
на соответствующие отрасли и сферы государственного
управления либо имеют подведомственный
характер.
- Комплексные
законы - кодексы, например, Кодекс РФ
об административных правонарушениях,
Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс
РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат
значительное количество норм административного
права. В частности, глава 63 Таможенного
кодекса РФ называется «Административные
правонарушения, посягающие на нормальную
деятельность таможенных органов Российской
Федерации, ответственность за такие правонарушение,
производство по делам о них расследование
этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющемся
фундаментом трудового законодательства
и трудового производства, содержатся
административно-правовые нормы в главах
«Коллективный договор», «Трудовой договор
(контракт)» и ряд других. Являясь нормами
трудового права, названные нормы теснейшим
образом связаны с законодательством
об административной ответственности.5