Административная ответственность за административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
Понятие и признаки административной ответственности…......………4
Законодательная основа административной ответственности......…….8
Основания административной ответственности………………………12
Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…..13
Понятие и признаки административного правонарушения........……..13
Освобождение от административной ответственности………………16
Состав административного правонарушения………………….………17
Административное наказание как мера ответственности за административное правонарушение………………………………….……..21
Понятие и сущность административного наказания….………………21
Принципы назначения административного наказания……………….24
Виды административных наказаний……………………….…………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Административное право. Курсовая работа..docx

— 63.02 Кб (Скачать)

     Административное  и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

     По  предметам ведения Российской Федерации  и по предметам ее совместного  ведения с субъектами Федерации  законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным  законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

     Необходимо  подчеркнуть, что немаловажную роль играют также источники законодательства об административной ответственности  на уровне субъектов РФ, издаваемых организациями государственной  власти, нормативные акты, содержащихся административно-правовые нормы. К  этим актам относится конституционные  и иные нормативные акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, а также постановлений и распоряжений глав администраций данных субъектов РФ.6

     Понятие и структура КоАП

     В административном праве основным федеральным  нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной  Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом  Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях».

     Кодекс  состоит из Общей и Особенной  частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

     Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений  о наложении административных взысканий (раздел V).7

     Нормы Кодекса об  административных правонарушениях  распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

     Положения Кодекса распространяются не только на правонарушения, ответственность за совершение которых в нем предусмотрена, но также и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, нормы которого не включены в Кодекс. То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

1.3. Основания административной  ответственности

     Анализ  признаков административной ответственности  позволяет выделить три ее основания:

    • нормативное: систему норм, регулирующих ее;
    • фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
    • процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

     Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность  и санкцию за ее неисполнение. Затем  может возникнуть фактическое основание  – противоправное деяние. При наличии  нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом  порядке вправе определить взыскание  за административное правонарушение.8

 

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК  ОСНОВАНИЕ ДЛЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

     Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение  правовых норм, охраняемых административными  санкциями, - административное правонарушение.

     Понятие административного  правонарушения

     Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Действие  в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).9

     Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

     Нередко одни и те же обязанности могут  быть нарушены как действием, так  и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

     Признаки  административного  правонарушения

     Основными конститутивными признаками административного  правонарушения являются:

    • антиобщественный характер;
    • противоправность;
    • виновность;
    • наказуемость деяния;
    • административная ответственность.

     Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие деяния. Это акт волевого поведения. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе ограничиться устным замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к данному лицу целесообразно применять меру общественного воздействия.10

     Административный  проступок

     Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

 

2.2. Освобождение от административной ответственности

     Не  подлежит административной ответственности:

    • лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
    • лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей  личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
    • лицо, которое во время совершения противоправных действий  (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

     С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

     При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

     Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и  то же правонарушение.

 

2.3. Состав административного правонарушения

     Для понимания сущности административного  правонарушения необходимо определить юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

     Состав  правонарушения включают в себя следующие  элементы:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект,
    • субъективная сторона.

     Объект  правонарушения

     Объектом  правонарушения является общественное отношение, которое охраняется административным правом

     Формы выражения качественных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Информация о работе Административная ответственность за административные правонарушения