Административная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование административной ответственности несовершеннолетних, выявление и анализ существующих проблем административной ответственности несовершеннолетних и выработка предложений по их решению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Основные этапы становления и развития административной ответственности несовершеннолетних
1.2 Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних
1.3 Виды административного наказания, применяемые к несовершеннолетним
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХНЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Понятие производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних
2.2 Характеристика отдельных стадий производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних
2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об административных правонарушениях несовершеннолетних
2.4 Особенности взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с милицией и иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений в сфере административно-юрисдикционной деятельности
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1 Проблемы правоприменительной практики в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
3.2 Проблемы правоприменительной практики в деятельности органов внутренних дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 89.23 Кб (Скачать)

100 мест, а распределители - на 50. Они разделялись на два  типа: для детей от 8 до 14 лет и  для подростков от 14 до 17 лет. Именно  в этих учреждениях изучалась  личность подростка с целью  решения вопроса о принятии  необходимых мер. Об открытии  каждого приемного пункта сообщалось  местным органам милиции, с  тем чтобы задержанные доставлялись по возможности не в дежурную часть милиции, а в эти приемные пункты.

На I Всероссийском съезде по борьбе с дефективностью, беспризорностью  и преступностью несовершеннолетних, который состоялся в июне 1920г. в Москве по инициативе отдела охраны детства Наркомпроса было внесено предложение об именовании детской милиции социальной инспекцией, что больше соответствовало функциональному предназначению этих учреждений. Декретом Совнаркома от 23 декабря 1921г. были созданы детские социальные инспекции, что положило начало формированию системы специализированных органов профилактики правонарушений. Социальные инспекторы дежурили на улицах, площадях, вокзалах, задерживали несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и доставляли их в приемники и распределители [17;506]. Это были вспомогательные органы социальной инспекции, комиссии по делам несовершеннолетних и органы охраны детства районных отделов народного образования, которые входили в систему Наркомпроса. Представляется в этой связи правильным высказанное в литературе мнение о том, что с организацией приемников и распределителей был удачно найден тип учреждений, опираясь на которые можно было незамедлительно принимать меры по изъятию несовершеннолетних из вредно влияющей среды, а затем на основе изучения их личности решать вопрос о дальнейшем устройстве [18; 12]. Следует разделить и точку зрения об обоснованности на формирования таких учреждений именно в структуре Наркомпроса как подразделений, имеющих педагогическую направленность.

Таким образом, в первые годы советской власти в труднейших условиях гражданской войны и восстановительного периода была создана наряду с  сетью социального воспитания взаимодействующая с ней сеть специальных органов по предупреждению беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Центральны звеном, однако, длительное время оставались комиссии для несовершеннолетних.

При комиссиях но делам несовершеннолетних в исполкомах был предусмотрен штат обследователей-воспитателей. Они имели время и возможность подробно и обстоятельно изучить условия жизни и воспитания детей и подростков-правонарушителей, чтобы в конкретном случае предложить точные и подробные рекомендации. Все беспризорные в возрасте до 16 лет направлялись только в детские приемные пункты, подчинявшиеся наркомату просвещения, а не в милицию. В таких пунктах работали педагога и врачи, представители социальной инспекции. Положение о детской социальной инспекции не допускало ношения какого-либо оружия, а также повязок, знаков отличия на форменной одежде. На специальных курсах они получали педагогическую подготовку по особой программе, разработанной наркоматом просвещения при участии наркомата здравоохранения [26;94]. Тогда же действовали особые комитеты помощи подросткам, освободившимся из мест заключения. В круг обязанностей инструкторов входило подыскивание заработка освобожденным, содействие им при отправке на родину. В ведении этих комитетов находились особые общежития, где до устройства на работу и до отправки домой подростки, освободившиеся из мест заключения, обеспечивались питанием, занимались общественно полезным трудом [16;95].

Значительным шагом в  развитии правовых и организационных  основ системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних стал декрет Совнаркома от 4 марта 1920г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных  действиях» [18;149]. Этим декретом были упорядочены  и распределены компетенции комиссий и судов, впервые сформулирована координирующая и контролирующая роль комиссий в пределах их компетенции; отражена линия на оздоровление среды, формирующей правонарушающее поведение, и определены меры правового воздействия  на нее. Комиссии (несколько позже  они получили название комиссий по делам несовершеннолетних (КДН)) были переданы в ведение Народного  комиссариата просвещения. Таким образом, сферы социальной защиты, помощи и  социального воспитания детей были объединены в одном ведомстве.

В конце 20-х годов наметилась тенденция к отходу от основных принципов  борьбы с преступностью несовершеннолетних. Кроме того, ситуация в сфере социально-правовой охраны несовершеннолетних и социальной профилактики правонарушений в их среде  была противоречивой. Одновременно с отмеченными положительными изменениями в деятельности такого звена системы, как КДН, накопился ряд проблем организационного и правового характера: неукомплектованность кадрами, их низкий профессиональный уровень, неудовлетворительное материальное обеспечение, затруднения в единообразном применении законодательства и др. В совокупности эти недостатки не позволили обеспечить адекватное реагирование на все негативные проявления в подростковой среде и создали предпосылки для постепенного формирования в общественном сознании отрицательной оценки деятельности КДН.

К сожалению, к середине 30-х  годов был выдвинут тезис, что  социализм и детская преступность не совместимы, и подростки - правонарушители  объявлялись деклассированными  элементами. Система мер борьбы с  несовершеннолетними правонарушителями  все больше и больше стала терять педагогико-воспитательную направленность, расширялись и ужесточались наказания. Во исполнения постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» и постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935г. [19;155]. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [20;252], поставивших субъективно сформулированную задачу быстрой ликвидации детской преступности, система борьбы с правонарушениями несовершеннолетних была реорганизована: ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних и детские социальные инспекции (Совнарком РСФСР 17 июля 1929г. возложил обязанности инспекции только на органы милиции) [21;547]; исправительно-воспитательные учреждения переданы из Наркомпроса в Народный комиссариат внутренних дел СССР; расширялась сеть трудовых колоний, изоляторов и приемников-распределителей для несовершеннолетних.

Уже в 1931-1933гг. именно милиция  заняла главенствующую роль в задержании беспризорных. В этот период в органах Народного комиссариата внутренних дел СССР были созданы новые структурные подразделения - комнаты привода детей, ставшие прообразом современных инспекций по делам несовершеннолетних. Их компетенции излагалась в утвержденной приказом НКВД СССР № 116 от 28 июня 1935г. инструкции «О порядке задержания и дальнейшего направления беспризорных детей». Приказом НКВД № 1208 от 21 декабря 1940г. названные органы были переименованы в детские комнаты милиции и определена их компетенция [22], дополненная в инструкции «О порядке изъятия органами милиции безнадзорных и беспризорных детей с улиц, общественных и других мест возможного их пребывания» (утвержденной приказом НКВД № 312 от 28 июня 1944г) [23].

Таким образом, судьбы детей  были переданы в руки карательных  ведомств. Принцип приоритета воспитательных мер больше не фиксировался. Прецедент  устранения подсудности несовершеннолетних общими судами и полного упразднения  их тюремного заключения на практике закрепить не удалось.

После ликвидации КДН никакого другого органа, в комплексе решающего  задачи борьбы с беспризорностью, безнадзорностью  и правонарушениями детей и подростков, создано не было, если не считать  формально учрежденных отделов  трудного детства в органах народного  образования, которые фактически не имели ни собственных штатов, ни элементарных возможностей для борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Обстановка, сложившаяся  в период Великой Отечественной  войны, буквально заставила вновь  пересмотреть структуру и характер деятельности органов, занятых предупреждением  правонарушений несовершеннолетних. Расширение применения принципа замены уголовного наказания мерами воспитательного  и профилактического характера  обусловило создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, в  задачи которых входило устройство нуждающихся в этом детей и  подростков в детские дома и семьи  трудящихся, их трудоустройство, оказание им материальной помощи [28;37].

Однако налом возрождения  комиссий по делам несовершеннолетних следует считать конец 60-х годов. Принятые в 1958г. Основы уголовного и Основы уголовно-процессуального законодательства Союза ССР, разработка и издание на их основе кодексов предопределили существенные изменения в правовом положении несовершеннолетних. Повышение возрастного ценза уголовной ответственности подростков; расширение перечня мер, не связанных с лишением свободы; гуманизация назначения и исполнения наказания; предоставление суду права на освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, и возможности их исправления без применения уголовного наказания, с использованием в этом случае принудительных мер воспитательного характера поставили задачу создания органа, который смог бы объединять, координировать и контролировать всю работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Существовавшая до начала 60-х годов нормативная база комиссии по устройству детей и подростков не позволяла обеспечить решение новых задач. Существенным недостатком в работе комиссий была ограниченность их прав. Поэтому параллельно с изменением уголовного законодательства происходило последовательное расширение функций комиссий по делам несовершеннолетних, которые были созданы на основе Указа Президиума Верховного Совета УССР от

26 августа 1967г. Они задумывались  законодателем как принципиально  новые органы, воплотившие в себе  положительные достижения бывших  комиссий и вместе с тем  учитывавшие новую ситуацию. Их  профилактическая, правозащитная и юрисдикционная функции были дополнены организующей, координирующей и контролирующей.

В целом новое законодательство о комиссиях отражало принцип  приоритета воспитательных и профилактических мер, закрепляло взаимосвязь социального  воспитания, социально- правовой охраны и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Понятие и сущность  административной ответственности  несовершеннолетних

Совершенствование общества, общественного сознания, социальных наук, особенно правоведения, находит  выражение и в развитии понятийного  аппарата, фиксирующего формы противоправных явлений. Уже в римском праве  мы находим систему определений, фиксирующих правовую форму деликта (определения субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон деяния). Значит, круг отношений, порождаемых деликтом, является объектом правового регулирования  с момента возникновения классового общества (государство и права), что  нашло выражение в развивающейся  системе правовых определений, фиксирующих  деликт со стороны его формы. «Совокупность  этих определений, - пишет Ю.А. Денисов, - позволяет выделить деликт из массы  других проявлений социальной жизни  в процессе правоприменительной  деятельности» [1;17].

Любые запрещенные законом  поступки людей являются правонарушениями, противоправными действиями. Их множество. Классифицируются они, как правило, согласно видам ответственности, установленным законодательством: уголовные, гражданские, административные, финансовые, земельные и т.д. степень их общественной опасности различна. Например, преступление, являясь уголовным деянием, - наиболее опасный и тяжкий вид правонарушения. Поэтому оно обычно выделяется из всей указанной системы, вследствие чего сам термин «правонарушения» употребляется в двух смыслах: преступление и другие противоправные действия [14;4,5,7].

Оценивая преступление, мы говорим о преступном поведении. Определяя цену другим правонарушениям, мы ведем речь о непреступных формах противоправного (антиобщественного) поведения. В данном случае обозначим  все непреступные деяния - деликтами. Предметом данного исследования являются административные проступки (деликты), которые часто предшествуют преступлениям. Криминальное поведение  начинается с возникновения отдельных  негативных свойств, проявляющихся  в менее опасных поступках, и, развиваясь, становится закономерным следствием такого поведения. Криминологи, в целях проведения необходимых  исследований сами «выбирают» из практики такие поступки. Этот вопрос не регулируется правом. Однако, как указывают некоторые  авторы, борьба с различными антиобщественными  проявлениями предполагает соответствующую  юридическую квалификацию [25;128-133].

Следовательно, деликты определяются законодательством. Административным деликтом (проступком) является деяние, посягающее на государственный или  общественный порядок, на различные  формы собственности, права и  свободы граждан, на установленный  порядок управления. Это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность. Таким  образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное  деяние. Она состоит в применении к субъекту административного наказания.

Понятие административного  деликта включает в себя определенное качество, совокупность ряда существенных для него свойств, признаков, таких, как противоправность, виновность и  наказуемость. Это сознательный (умышленный или неосторожный) поступок (действие или бездействие), его совершают  физические вменяемые лица, достигшие  определенного возраста.

В статье 2.3 КоАП РФ определено, что несовершеннолетние, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения шестнадцати лет, несут  ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.2.3). Имеется общая  для всех субъектов административного  правонарушения норма (ст.2.9), которая позволяет освободить лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Для несовершеннолетних возможны и иные основания освобождения их от административной ответственности. Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ позволяет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Представляется, что в таких случаях следует руководствоваться действующим Положением о комиссии по делам несовершеннолетних (1967г.), ст. 18 п.п. «б», «в», «г», «е», «ж». Перечисленные пункты статьи 18 не противоречат Конституции РФ и КоАП РФ, международным принципам.

Решая вопрос об освобождении от административной ответственности  с учетом положений ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ, комиссия выносит определение. При  применении мер воздействия, перечисленных  в статье 18 Положения о комиссиях, комиссия вправе, руководствуясь п. «и»  ст. 18, выйти в орган опеки и  попечительства с предложением рассмотреть  вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему ч.4 ст.26 Гражданского кодекса РФ.

Данная норма предусматривает  ограничение или лишение несовершеннолетнего  дееспособности, если будут установлены  конкретные основания, при которых  возможна такая постановка вопроса [24].

Информация о работе Административная ответственность несовершеннолетних