Административная ответственность. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Понятие и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности. Административная ответственность юридического лица. Федеральные государственные органы исполнительной власти. Территориальные федеральные органы специальной компетенции

Содержание

Глава 1. Административная ответственность……………………………………3
§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности…………3
§ 2. Освобождение от административной ответственности…………………….7
§ 3. Административная ответственность юридического лица………………….9
Глава 2. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………...10
§ 1. Федеральные государственные органы исполнительной власти………...10
§ 2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции……..17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

админ. отв-ть.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений взысканий либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом  данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.

 

§ 3. Административная ответственность юридического лица

Федеральным законом, комплексно регламентирующим административную ответственность юридических лиц в современных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже отмечено, и на физических лиц. Применительно к юридическим лицам его нормы можно подразделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений. Это, например, касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т. д.

Юридические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ. В их числе имеются административные правонарушения, субъектами которых могут быть: а) граждане, должностные лица, юридические лица; б) граждане; в) граждане и должностные лица; г) должностные лица; д) граждане и юридические лица; е) должностные лица и юридические лица; ж) юридические лица.

При реорганизации юридических  лиц административная ответственность устанавливается в зависимости от ее организационных форм и связанным с этим правопреемством.

При реорганизации:

а) в форме  слияния нескольких юридических  лиц к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

б) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности — присоединившееся юридическое лицо;

в) при  разделении юридического лица или при  выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц  к административной ответствености привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

г) при преобразовании юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При реорганизации юридических  лиц административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

 

Глава 2. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти

§ 1. Федеральные государственные органы исполнительной власти

 Система органов государственной администрации схематично может быть представлена путем последовательного использования разных критериев их группировки. В ней можно выделить два уровня: федеральный и субъектов Федерации5.

I. Федеральные государственные органы исполнительной власти.

1. Общефедеральные  (центральные) органы:

а) орган  общей компетенции — Правительство  России;

б) центральные  федеральные органы специальной  компетенции.

2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции:

а) межрегиональные (командование военного округа, например);

б) региональные (областные военкоматы, налоговые  инспекции и др.);

в) местные (районные военкоматы, налоговые инспекции  и др.).

Каковы  признаки правительства?

1. Его  создание, компетенция предусмотрены  конституцией страны и (или)  специальным законом.

2. Оно  возглавляет систему государственной  администрации. 3 Оно является органом  общей компетенции.

4. Оно  вправе действовать, издавать  акты от своего имени.

5. Это  орган коллегиальный.

6. Работой  правительства руководит глава  государства (монарх, президент)  или парламент.

Правовое  положение российского Правительства  сейчас регулируется Конституцией, принятым в 1997 г. Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации», другими законами, а  также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство —  коллегиальный, центральный, федеральный  орган исполнительной власти общей  компетенции, подчиненный Президенту. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных  министров. Председатель назначается  Президентом с согласия Государственной  Думы, которая должна в течение  недели рассмотреть предложение  о кандидатуре.

В ст. 3 Закона о Правительстве сформулированы основные принципы деятельности Правительства: верховенство закона, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека. Нетрудно заметить, что речь идет об общих принципах деятельности исполнительной власти:

• законности (обеспечение прав и свобод человека, верховенство закона);

• демократизме (народовластие, гласность, разделение властей, ответственность);

• федерализме.

К сожалению, в законе не назван принцип целесообразности, эффективности деятельности. Но фактически он признается всеми.

I. Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной систем, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью. Оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

II. Правительство подготавливает программы социального развития, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с общесоциальными, Правительство решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чернобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

III. Важное направление деятельности Правительства — осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреплению режима законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство обязано обеспечить оборону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, обеспечение внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

На Правительство  возлагается ответственность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения  Федерации.

Большую работу Правительство России осуществляет по предметам совместного ведения  Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции  РФ. Это вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В настоящее  время в России существует несколько  организационно-правовых форм центральных  органов федеральной исполнительной власти:

• министерство Российской Федерации;

• государственный  комитет РФ, федеральная служба, федеральная комиссия, российское агентство, федеральные надзоры.

Федеральные министерства (министерства РФ) - основное звено системы федеральных органов исполнительной власти6.

Федеральные министерства призваны осуществлять следующие функции: вырабатывать и проводить (реализовывать) государственную  политику и осуществлять нормативное  правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, координировать и контролировать деятельность в  этой сфере находящихся в их ведении  федеральных служб и агентств, а также координировать деятельность государственных внебюджетных фондов.

В то же время федеральное  министерство в установленной сфере  деятельности не вправе осуществлять функции по надзору и контролю (кроме внутриведомственного контроля и контроля за находящимися в его  ведении службами и агентствами), правоприменительные функции, а  также функции по управлению государственным  имуществом и оказанию государственных  услуг, если иное не установлено указами  Президента и постановлениями Правительства.

Налицо два основных момента, с помощью которых можно понять административно-правовой статус современного министерства.

Прежде всего, оно действует  в качестве отраслевого органа. Об этом свидетельствует указание на то, что министерство "управляет установленной  сферой деятельности". Эта новая  формула, пришедшая на смену традиционной для характеристики министерств  формулы, "осуществляет отраслевое управление". Вытеснение из официального юридического оборота "отрасли управления" можно объяснить реакцией на то, что, по существу, современным министерствам  в максимальной степени присуще  сочетание отраслевых и межотраслевых (координационных) функций и полномочий. Точнее говоря, министерство нельзя назвать  чисто отраслевым органом, хотя отраслевые начала в его деятельности, несомненно, превалируют. Но оно одновременно выступает и в роли координатора по своему предмету (т.е. сфере деятельности), фактически функционируя и в межотраслевом варианте.

Соответственно во вновь  утверждаемых Президентом и Правительством положениях о федеральных министерствах прежде всего обозначается сфера (в прежнем варианте - отрасль), в которой данное министерство осуществляет управление и координацию. Возлагаемые на них координационные функции своим исходным началом имеют то, что организации данного министерского профиля могут находиться в непосредственном ведении других федеральных органов исполнительной власти.

Например, Министерство здравоохранения  и социального развития РФ осуществляет управление в области охраны здоровья. Однако в сфере его деятельности действует множество учреждений здравоохранения (например, военные, транспортные и т.п.). Поскольку на Министерство здравоохранения и социального  развития РФ возложена ответственность  за состояние порученной ему сферы, постольку оно наделяется полномочиями по нормативному правовому регулированию, координации и методическому  руководству государственной, в  том числе находящейся в ведении  иных федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальной  и частной систем здравоохранения. В частности, оно утверждает государственный  стандарт качества лекарственных средств, санитарно-гигиеническое нормирование и т.п. Приказы, указания и инструкции Минздравсоцразвития России по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний, фармацевтической деятельности и т.п. обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Подобного рода полномочия носят межотраслевой характер. В силу этого Министерство здравоохранения и социального развития, равно как и иные федеральные министерства, выступают фактически в двоякой роли: как субъект отраслевого управления и как субъект межотраслевой координации.

Компетенция федеральных  министерств определяется положениями  о них, которые утверждаются либо Президентом в отношении подведомственных ему органов, либо Правительством.

Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. Общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

В настоящее время главным  звеном центрального аппарата федеральных  министерств являются, как правило, отраслевые, функциональные или проблемные департаменты, управления, отделы.

Федеральные административные ведомства могут  быть общефедеральными и совместными. Общефедеральные представлены отраслями  и сферами деятельности, которые  полностью находятся в ведении  федеральных органов (министерства обороны, путей сообщения, государственный  таможенный комитет и др.). Центральные  органы общефедеральных ведомств руководят  подведомственными отраслями, сферами  управления как непосредственно, так  и через территориальные федеральные  органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным  центрам и содержатся за счет федерального бюджета.

Информация о работе Административная ответственность. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти