Административная ответственность. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Понятие и основные черты административной ответственности. Освобождение от административной ответственности. Административная ответственность юридического лица. Федеральные государственные органы исполнительной власти. Территориальные федеральные органы специальной компетенции

Содержание

Глава 1. Административная ответственность……………………………………3
§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности…………3
§ 2. Освобождение от административной ответственности…………………….7
§ 3. Административная ответственность юридического лица………………….9
Глава 2. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………...10
§ 1. Федеральные государственные органы исполнительной власти………...10
§ 2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции……..17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

админ. отв-ть.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

на  тему:

«Административная ответственность. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Глава 1. Административная ответственность……………………………………3

§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности…………3

§ 2. Освобождение от административной ответственности…………………….7

§ 3. Административная ответственность юридического лица………………….9

Глава 2. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………...10

§ 1. Федеральные государственные органы исполнительной власти………...10

§ 2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции……..17

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная ответственность

§ 1. Понятие и  основные черты административной ответственности

Административная ответственность  наряду с уголовной, гражданской  и дисциплинарной является одним  из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях  и исполнения этих мер.

В административном праве  из всех многочисленных мер административного  принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение.

Административную ответственность  характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической  ответственности1.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам  законности и справедливости права. Административная ответственность  применяется на основе правовой регламентации  ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и  процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных  Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно.

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение  вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и  общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

В-пятых, юридическая ответственность  всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это  ретроспективная, или негативная, ответственность  в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая  понимается как ответственность  за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с  понятием правовой обязанности или  долга.

Каковы же основные черты  административной ответственности, присущие только данному институту административного  права?

1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере  государственного управления, а  также некоторые другие. Так, административная  ответственность устанавливается  за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения,  связанные с защитой собственности,  с охраной прав граждан, природы,  здоровья населения, торговли  и т.д.

2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не  только в характере самих противоправных  действий или бездействия, но  и в значительной распространенности.

3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица - предприятия, организации.

4. По своей сущности  административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее  административное правонарушение.

5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. Именно  эти последние, в отличие от  мер предупреждения, пресечения  и процессуальных мер обеспечения  производства по делу, применяются  в результате привлечения к  административной ответственности.

6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное  и административно-процессуальное  законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов2. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

7. Меры административной  ответственности применяются широким  кругом уполномоченных органов  и должностных лиц. Все они,  реализуя свои полномочия, назначают  правонарушителям административные  наказания. К ним относятся  судьи (мировые судьи), комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав, многочисленные  органы исполнительной власти. Законами  субъектов РФ к ним могут  быть отнесены административные  комиссии и иные коллегиальные  органы.

8. Меры административной  ответственности применяются органами  и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе  нарушителей, не связанных с  ними служебно-трудовыми отношениями. 

9. Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.

10. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации. Своей  относительной простотой, оперативностью  и экономичностью он отличается  от уголовного и гражданского  судопроизводства.

11. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. 

12. Важная черта административной  ответственности состоит в том,  что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Анализ  признаков административной ответственности  позволяет выделить три ее основания:

• нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;

• фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

• процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания  за конкретное административное правонарушение.

Для наступления  реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания  и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание — противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

 

§ 2. Освобождение от административной ответственности

Основания освобождения от административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) общие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением3.

Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех фактических обстоятельств его совершения.

Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об освобождении от административной ответственности судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия.

К специальным  основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.

Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Другие специальные основания  освобождения от административной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или пснхотропных веществ.

Лицо  освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а. также их аналогии; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача; в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Вопрос  об административной ответственности  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами Международного права.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред4.

Информация о работе Административная ответственность. Административно-правовой статус и полномочия Федеральных органов исполнительной власти