Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.
Задача: Калинин умер в то время, когда его супругой был предъявлен иск о расторжении брака, однако дело судом рассмотрено еще не было. Имеет ли супруга право на наследство.
Введение ………………………………………………………………………………………. 2
Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли Российского права…………….………………………………………………………………………4
Соотношение Российского права с другими отраслями права………………….8
Взаимосвязи и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………………………15
Источники административного права Российской Федерации……………...…19
Источники административного права Республики Беларусь………………..…22
Заключение…………………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………………28
Задача и решение...................................………………………………………………………32
Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации). Их можно было бы свести в единый кодификационный акт типа Основ административного законодательства Российской Федерации, на базе которых была бы возможной проблемная (отраслевая) кодификация типа той, которая осуществлена в отношении норм по борьбе административными правонарушениями.
Но ситуация усложняется в связи со значительным расширением объема и масштабов законотворческой деятельности. При этом Конституция Российской Федерации относит административное и административно-процессуальное право к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Налицо — многоступенчатость законодательства, что не может не сказаться на попытках сформировать единые для всей страны правовые основы государственно-управленческой деятельности. С учетом разделения властей было бы обоснованным отказаться от фрагментарного включения в законы, посвященные организации и деятельности представительных органов государственной власти, норм, относящихся к органам исполнительной власти.
Таким образом, очевидны перспективы работ по систематизации административного права, связанные с решением глобальной задачи становления прочных основ российского правового государства.
В теории права существуют различные определения самого понятия «источник права». Преобладающим, однако, является определение его как внешней формы выражения правовых норм. Соответственно, источники административного права могут быть определены как различные внешние формы выражения административно-правовых норм.
Последние объективизируются в нормативно-правовых актах государственных органов. Источники административного права не существуют изолированно друг от друга, а находятся в определенной соподчиненности, которая обусловлена различной юридической силой отдельных источников. Юридическая сила того или иного источника определяет его место в этой системе, отношения с другими источниками права.
Акты, составляющие систему источников административного права, весьма многочисленны, имеют различную юридическую силу и принимаются государственными органами, занимающими различное правовое положение в государственной системе.
Исходя из положения,
определяющего роль и место субъекта
государственной системы в
1. Гражданами Республики Беларусь.
а) Конституция
Республики Беларусь —
2. Национальным собранием (Парламентом) Республики Беларусь.
а) Законы
— нормативно-правовые акты, закрепляющие
принципы и нормы
б) постановления палат Парламента (Национального собрания Республики Беларусь) — нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента (Национальным собранием Республики Беларусь), в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
3. Президентом Республики Беларусь.
а) Декреты
— нормативно-правовые акты
б) указы
— нормативно-правовые акты
4. Советом Министров (Правительством) Республики Беларусь.
а) Постановления
Совета Министров Республики
Беларусь — нормативно-
5. Министерствами и ведомствами, входящими в систему центральных органов государственного управления.
а) Постановления
республиканского органа
б) инструкции
— нормативно-правовые акты, детально
определяющие содержание и
в) правила
— кодифицированные
г) уставы
(положения) — нормативные
д) приказы
— нормативные правовые акты
функционально-отраслевого
а) Решения
местных Советов депутатов и
их исполнительно-
К нормативным правовым актам относятся также регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местной власти, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
К источникам административного права, не содержащим норм права, рассчитанным на однократное применение, можно отнести:
1. Распоряжения
Президента Республики
2. Распоряжения
председателей палат
3. Распоряжения
Премьер-министра Республики
4. Ненормативные
(индивидуальные) приказы министров,
глав ведомств, входящих в систему
центральных органов
5. Распоряжения глав местных исполнительно-распорядительных органов (администраций).
К источникам административного права сегодня можно отнести и акты международного права. На это указывает, в частности, ст. 8 Конституции, в которой говорится, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Это положение можно отнести и к актам, заключаемым между участниками стран СНГ, в том числе связанным с некоторыми вопросами безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др. Полагаем, что система этих правовых документов, затрагивающих аспекты административно-правового регулирования, будет в дальнейшем развиваться и займет достойное место в системе источников административного права.
Заключение
Определив предмет
и метод административного
Прежде всего, изменения сущности административного права в современных условиях связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.
Так, изменение политической системы повлекло за собой изменение положения в обществе и государстве личности, гражданина - он, его права и свободы стали высшей ценностью. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу положена концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов.
Стало ясно, что без государственного регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы - цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. - в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые страны.
Таким образом, в регулируемых административным правом отношениях главным является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.
Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод о том, что понимание предмета и метода административного права, анализ его источников и его разграничение с иными отраслями права дает нам представление о сущности и месте административного права в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его развития в современных, не только российских условиях, но и белорусских условиях.
Список использованных источников