1. Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права.
Задача: Калинин умер в то время, когда его супругой был предъявлен иск о расторжении брака, однако дело судом рассмотрено еще не было. Имеет ли супруга право на наследство.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………. 2
Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли Российского права…………….………………………………………………………………………4
Соотношение Российского права с другими отраслями права………………….8
Взаимосвязи и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………………………15
Источники административного права Российской Федерации……………...…19
Источники административного права Республики Беларусь………………..…22
Заключение…………………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………………28
Задача и решение...................................………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Реферат готовый.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………………………. 2

  1. Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли Российского права…………….………………………………………………………………………4
  2. Соотношение Российского права с другими отраслями права………………….8
  3. Взаимосвязи и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………………………15
  4. Источники административного права Российской Федерации……………...…19
  5. Источники административного права Республики Беларусь………………..…22

Заключение…………………………………………………………………………………….27

Список  использованных источников………………………………………………………28

Задача и решение...................................………………………………………………………32 

Введение

Общественные  отношения всегда выступали в  качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства  государства и обеспечиваются нормами  публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты гражданского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства.

Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Административное  право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых  отраслей российского права, так  как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически  всех субъектов общественных отношений.

Темой введение в административное право мы начинаем изучать одну из общеюридических учебных дисциплин, которая называется «Административное право Российской Федерации». Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий, хотя в современном деловом лексиконе все чаще используется его синоним - «менеджер».

Человеческое  общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, муниципальное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права. При изучении административного права мы должны сформировать системное представление и комплекс знаний о государственном управлении как функции исполнительной власти, во всем многообразии форм и методов управленческой деятельности органов государственного управления.

 

 

  1. Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли российского права

 

Административное  право является фундаментальной  отраслью российского права и  занимает, наряду с конституционным  и гражданским правом, ведущее  место в регулировании общественных отношений. Административное право (латинский термин «administratio» означает руководство (чем-либо или кем-либо)) - это самостоятельная отрасль в системе российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений. [Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник.-М.: Зерцало, 2007, с.8]

В эту особую группу входят: общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности; отношения управленческого  характера, возникающие в деятельности других органов государственной власти, а также негосударственного управления в случае наделения общественных организаций частью государственно-властных полномочий. Административное право олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования - императивный.

Социальная  природа административного права  не только обуславливает его возникновение  и развитие как единой совокупности общественных связей, но и определяет основное назначение, суть которого состоит  в создании юридических условий для преобразования общественных отношений в административные правоотношения.

Социальное  содержание административного права  имеет сложную структуру. С одной  стороны - это система отношений, придающих определенную форму управленческой воле государства, с другой - общественные связи, отражающие господствующие правовые идеи и правосознание.

Административное  право регулирует большинство, но не все и не всякие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. В сфере влияния этой отрасли права находятся лишь те связи, которые выражают непосредственные управленческие воздействия на общество в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической областях деятельности государства. Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых интересов в различных сферах общественной жизни. Под его регулирующее воздействие подпадают те общественные связи, в которых непосредственно участвует государственная администрация. [Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под. ред. Килясханова И.Ш. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004, с.24]

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Следовательно, предметом административного права  является совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.

Однако следует  сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения  в сфере действия системы исполнительной власти, хотя «ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет». Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?

Общественные  отношения, которые образуют предмет  административного права, имеют  сложный, комплексный характер, им свойственны  следующие особенности.

Эти отношения  носят публично-правовой характер и  возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий. Государство  определяет пределы своего вмешательства  в общественную жизнь: с одной  стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой - обязанностью обеспечить автономию личности в гражданском обществе. [Административное право зарубежных стран. Учебник / Под. ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. - М.: Спарк, 2003, с.19] 

Административное  право регулирует общественные отношения  в особой области государственной  жизни - сфере государственного управления. При этом под государственным  управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта  деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного самоуправления.

Административным  правом регулируются также отношения  управленческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов исполнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный характер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.

Административное  право регулирует, в основном, отношения, в которых изначально исключено юридическое равенство участников - властные отношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составляют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей массе управленческих отношений слишком мал.

Административное  право осуществляет регулирующее воздействие  на общественные отношения во взаимодействии с нормами других отраслей российского  права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы. [Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М.: Контракт, Инфра-М, 2006, с. 29]

Можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.

Таким образом, предмет административного  права можно условно подразделить на две части:

1) внутри аппаратные  отношения;

2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

Следовательно, предметом административного права  являются отношения, возникающие в  процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а  также отношения между нею и иными субъектами административного права.

В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в  соответствии с их конституционным  назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

Будучи главным критерием  деления права на отрасли, предмет  правового регулирования все  же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового регулирования, выделяется его метод, который является основанием, позволяющий провести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государственного управления и позволяет понять механизм воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

Метод административного  права - это способ воздействия на поведение субъектов права:

- установление  определенного порядка действий  в сфере государственного управления (предписания)

- запрещение определенных  действий (запреты)

- предоставление возможности  выбора действий (дозволение)

- согласование совместных  решений

Метод административного  права - это определенное отношение  запрещающих, предписывающих и дозволяющих  средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством Российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов. [Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Норма, 2006, c.37]

Информация о работе 1. Понятие, предмет и метод административного права, как отрасли Российского права