Значение и содержание формы "Отчет об изменениях капитала"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие информации об изменении капитала в бухгалтерской отчетности организаций и разработка мероприятий по совершенствованию порядка раскрытия информации об изменении капитала на примере предприятия ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»».
Для достижения этих целей необходимо:
- раскрыть понятие о капитале в бухгалтерской отчетности в России и международной практике;
- исследовать особенности построения отчета об изменении капитала на примере предприятия ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»»;
- на основе результатов исследования разработать мероприятия по совершенствованию порядка раскрытия информации об изменении капитала в бухгалтерской отчетности предприятия.й прибыли.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 116.83 Кб (Скачать)

Введение

     Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам.

     Форма «Отчет об изменениях капитала» является составным элементом бухгалтерской отчетности, основная задача которого - конкретизировать данные бухгалтерского баланса в отношении собственного капитала, величина которого отражается в пассиве бухгалтерского баланса.

     Выделение показателей капитала организации  в отдельную форму связано  с важностью информации для многих заинтересованных пользователей о  состоянии и движении составных  частей капитала.

     В форме «Отчет об изменениях капитала»  приведено большое количество показателей, требующих раскрытия, и организация, исходя из специфики деятельности и  наличия определенных данных, должна сформировать форму отчета, представляемую в установленные адреса.

     Вышесказанное определяет актуальность рассматриваемой  в работе темы.

     Целью курсовой работы является раскрытие информации об изменении капитала  в бухгалтерской отчетности организаций и разработка мероприятий по совершенствованию порядка раскрытия информации  об изменении капитала  на примере предприятия ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»».

     Для достижения этих целей необходимо:

     - раскрыть понятие о капитале в бухгалтерской отчетности в России и международной практике;

     - исследовать особенности построения  отчета об изменении капитала  на примере предприятия ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»»;

     - на основе результатов исследования  разработать мероприятия по совершенствованию  порядка раскрытия информации  об изменении капитала  в бухгалтерской  отчетности предприятия.

     Объектом  исследования курсовой работы является предприятие ОАО «Авиакомпания  «Сахалинские авиатрассы»».

     Основной  деятельностью данного предприятия  является авиаперевозки.

     Предметом исследования является информация отчета об изменении капитала предприятия.

     Период  исследования 2008 - 2009 г.г.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе даны понятие о бухгалтерской отчетности, ее значение, состав, виды, понятие о капитале и раскрытие информации о капитале в бухгалтерской отчетности в России и международной практике. Во втором разделе рассмотрены особенности составления отчета об изменении капитала на предприятии ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»». В третьем разделе предложены мероприятия по совершенствованию порядка раскрытия информации об изменении капитала в бухгалтерской отчетности организации.

     Данная  курсовая работа выполнена на основании:

     1) нормативно-законодательных актов Российской Федерации (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010); ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и т.д.);

     2) научных изданий Безруких П.С., Антипят В.В., Кондракова Н.П., Константиновой Е.П., Бдайциевой Л. Ж., Палия В.Ф., Смита А., Соколова Я.В.   и др.;

     3) финансовой отчетности по изучаемому предприятию;

     4) ресурсов Интернета.  
 

1. Теоретические аспекты  раскрытия информации об изменении капитала в бухгалтерской отчетности организации

       1.1. Понятие о бухгалтерской отчетности, ее значение, состав, виды 

     Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам [14, С.12].

     Бухгалтерская отчетность служит, с одной стороны, интересам организации, представляющей итоговую информацию о результатах  своей деятельности, а с другой стороны интересам всех заинтересованных пользователей этой информации. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период в сравнении с предыдущими периодами [13, С.20]. 

     

Рис. 1.1 Состав бухгалтерской отчетности 

     Бухгалтерский баланс должен содержать данные об имуществе организации (активах) и  его источниках (пассивах) за отчетный период, за предыдущий год и за год, предшествующий предыдущему [15, С.15].

     Отчет о прибылях и убытках призван  характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего  года, а также обеспечившие им доходы и расходы по обычным видам  деятельности.

     В этой форме бухгалтерской отчетности должны содержаться данные о выручке (нетто) от продажи и себестоимости  проданных товаров, продукции, работ  и услуг [18, С.31].

     Отчет об изменениях капитала предназначен для отражения данных о движении капитала за предыдущий и отчетный года, для отражения чистых активов организации, а также корректировок в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок. В том числе, указывается величина капитала за год, предшествующий предыдущему,  за предыдущий год и за отчетный год [12, С.46].

     Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о наличии  и движении денежных средств за отчетный период и период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду  в разрезе направлений их движения и видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой [9, С.25.].

     Отчет о целевом использовании полученных средств рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской  отчетности некоммерческим организациям. Его содержание определяется данными  о наличии полученных средств  и их движении в разрезе источников поступления и направлений использования [11, С.45].

     Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим  основным признакам [14, С.50]:

     1. По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность.

     Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется «публичной».

     Внутренняя  отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике [16, С.63].

     2. По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность.

       Отчетность, составляемая по состоянию  на конец отчетного года, – это годовая отчетность.

     Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, – это промежуточная отчетность.

     Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежуточной отчетности определяет руководитель организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.) [13, С.73].

     3. По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность.

     Индивидуальная  отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта – юридического лица.

     Сводная отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами.

     Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом [10, С.77]. 

     1.2. Понятие о капитале в России и международной практике 

     Капитал представляет собой одну из самых  сложно интерпретируемых бухгалтерских  категорий. Практически каждая учетная  теория дает собственную трактовку  данному понятию. Это порождает  неоднозначность трактовки и  разнообразие смежных терминов: "капитал  компании", "собственный капитал", "капитал собственников", "заемный  капитал", "привлеченный капитал", "акционерный капитал", "остаточный капитал" и пр.

     При знакомстве с основами МСФО именно как с определенной учетной концепцией особую важность приобретают понимание  и трактовка понятия капитала в рамках Принципов составления  и представления финансовой отчетности. Это обусловлено тем, что специфическая  трактовка капитала международными стандартами во многом определяет методологию  учета конкретных фактов хозяйственной  жизни и подход к представлению  картины финансового положения  организации в ее бухгалтерской  отчетности [28].

     Российская  бухгалтерия традиционно понимает капитал в контексте его определения  экономистами классической школы, рассматривающей  капитал как фактор производства, то есть весь объем благ, с помощью  которых организация получает доход. При этом согласно А. Смиту капитал  делится на основной (приносящий прибыль  без вовлечения его в обращение  или смены владельца) и оборотный (приносящий доход только в процессе обращения) [22, С.306-312].

     С этой точки зрения капитал определяется и как предмет бухгалтерского учета. Такого подхода придерживается, например, В.Ф. Палий. Он определяет капитал  как "величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность". В учете - отмечает В.Ф. Палий - должно отражаться "перемещение и трансформация" капитала "в процессе оборота". Данной трактовке капитала соответствует всем известное балансовое уравнение [19, С.11]:

                                             Активы = Пассивы                                              (1.1)                                    

     Таким образом, актив баланса рассматривается  как развернутая характеристика компонентов капитала компании (то есть его размещение), а пассив - как  демонстрация состава источников формирования капитала, включая собственные источники  средств, которые формируют часть  всего капитала компании. Не случайно, определяя объекты бухгалтерского учета, Я.В. Соколов говорит о "собственных  источниках средств", которые "складываются из фондов, резервов, нераспределенной прибыли и прибыли", вообще не давая определение понятию капитал [23, С.287].

     В действующих российских нормативных  документах по бухгалтерскому учету  понятие капитал по сей день не определено.

     В международной практике капитал  определяется как чистые активы, а  именно как "остаточную долю участия в активах организации после вычета всех ее обязательств". Именно поэтому раздел баланса, раскрывающий "собственные источники средств" организации, по-английски именуется "equity", что в одном из вариантов перевода означает "доля", а по смыслу - "доля собственников" в капитале организации [17, С.142].

     Данное  определение отвечает следующему уравнению  баланса:

           Активы - Обязательства = Капитал (1.2)

     В самом общем виде капитал (и его  величина) определяется разностью между  суммами бухгалтерских оценок активов  и обязательств. Такой подход позволяет  рассматривать баланс не как исключительно  следствия записей по счетам в течение отчетного периода, но и как результат измерения элементов картины финансового положения организации (активов и обязательств) на отчетную дату. Капитал, таким образом, рассматривается не столько как результат оценок прошлых событий, сколько как результат сегодняшних оценок текущего состояния организации, которые в большей степени (по сравнению с оценками прошлых событий) могут служить основой для принятия инвестиционных решений, ориентированных на будущее [17, С.143].

Информация о работе Значение и содержание формы "Отчет об изменениях капитала"