- Героев
Советского Союза, Героев Российской Федерации,
полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов,
имеющих III степень ограничения способности
к трудовой деятельности, а также лиц,
которые имеют I и II группу инвалидности,
установленную до 1 января 2004 г. без вынесения
заключения о степени ограничения способности
к трудовой деятельности;
- инвалидов
с детства;
- ветеранов
и инвалидов Великой Отечественной войны,
а также ветеранов и инвалидов боевых
действий;
-
физических лиц, имеющих право на получение
социальной поддержки в соответствии
с Законом Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации
от 18 июня 1992 г. № 3061-1), в соответствии с
Федеральным законом от 26 ноября 1998 года
№ 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской
Федерации, подвергшихся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 г. на
производственном объединении "Маяк"
и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча"» и в соответствии с Федеральным
законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне»;
- физических
лиц, принимавших в составе подразделений
особого риска непосредственное участие
в испытаниях ядерного и термоядерного
оружия, ликвидации аварий ядерных установок
на средствах вооружения и военных
объектах;
- физических
лиц, получивших или перенесших лучевую
болезнь или ставших инвалидами в результате
испытаний, учений и иных работ, связанных
с любыми видами ядерных установок, включая
ядерное оружие и космическую технику.
Налогоплательщики,
имеющие право на налоговые льготы,
должны представить документы, подтверждающие
такое право, в налоговые органы по месту
нахождения земельного участка, признаваемого
объектом налогообложения.
Уменьшение
налоговой базы земельного налога на
не облагаемую земельным налогом сумму
будет предоставляться на основании письменного
заявления налогоплательщика с приложением
необходимых документов.
Порядок
и сроки представления налогоплательщиками
земельного налога документов, подтверждающих
право на уменьшение налоговой базы земельного
налога, устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга).
При
предоставлении льготы по земельному
налогу следует исходить из нормы, определенной
ст. 56 НК РФ, которой установлено, что льготами
по налогам и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов предусмотренные
законодательством о налогах и сборах
преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками
или плательщиками сборов, включая возможность
не уплачивать налог или сбор либо уплачивать
их в меньшем размере.
Еще
одной формой налоговой льготы является
(согласно положению, содержащемуся в
п. 9 ст. 396 НК РФ) освобождение для отдельных
категорий налогоплательщиков от начисления
и внесения авансовых платежей по налогу
в течение налогового периода. Обращаем
внимание на то, что в полном соответствии
с требованиями ст. 56 НК РФ такое право
должно предусматриваться не в отношении
конкретных налогоплательщиков, а в отношении
отдельных их категорий, поскольку налоговые
льготы не могут иметь индивидуального
характера.
В
отличие от ранее действовавшего
законодательства, в число льготируемых
категорий теперь не
входят Герои Социалистического Труда
и полные кавалеры орденов Трудовой Славы
и «За службу Родине в Вооруженных Силах
СССР». Кроме того, не предусмотрено освобождение
от уплаты земельного налога граждан,
впервые организующих крестьянские (фермерские)
хозяйства, в течение пяти лет с момента
предоставления им земельных участков.
В
то же время в соответствии со ст.
395 НК РФ полностью освобождаются от налогообложения
следующие категории землепользователей:
- организации
и учреждения уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской
Федерации — в отношении земельных участков,
предоставленных для непосредственного
выполнения возложенных на эти организации
и учреждения функций;
- организации
— в отношении земельных участков, занятых
государственными автомобильными дорогами
общего пользования;
- организации
— в отношении земельных участков, непосредственно
занятых объектами мобилизационного назначения
и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными
и
(или) не используемыми в производстве;
всеми
видами мобилизационных запасов (резервов)
и
другим имуществом мобилизационного назначения,
отнесенным к создаваемым по решениям
органов государственной власти страховым
запасам; испытательными полигонами, снаря-
жательными базами, аэродромами,
объектами
единой системы организации воздушного
движения, отнесенными в соответствии
с законодательством к объектам особого
назначения;
- религиозные
организации — в отношении принадлежащих
им земельных участков, на которых расположены
здания, строения и сооружения религиозного
и благотворительного назначения;
- общероссийские
общественные организации
инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов),
среди
членов которых инвалиды
и их законные
представители составляют не менее 80%
—- в
отношении земельных участков, используемых
ими для осуществления уставной деятельности.
В том числе:
- организации,
уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов,
если среднесписочная численность инвалидов
среди их работников составляет не менее
50%, а их доля в фонде оплаты труда — не
менее 25%, — в отношении земельных участков,
используемых ими для производства и (или)
реализации товаров (за исключением подакцизных
товаров, минерального сырья и иных полезных
ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской
Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов),
работ и услуг (за исключением брокерских
и иных посреднических услуг);
- учреждения,
единственными собственниками, имущества
которых являются указанные общероссийские
общественные организации инвалидов,
— в отношении земельных участков, используемых
ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,
научных, информационных и иных целей
социальной защиты и реабилитации инвалидов,
а также для оказания правовой и иной помощи
инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации
народных художественных промыслов —
в отношении земельных участков, находящихся
в местах традиционного бытования
народных художественных
промыслов и используемых
для производства и реализации изделий
народных художественных промыслов;
- физические
лица, относящиеся к
коренным
малочисленным народам Севера,
Сибири и
Дальнего Востока Российской
Федерации, а
также общины таких народов — в отношении
земельных участков, используемых для
сохранения и развития их
традиционного образа жизни, хозяйствования
и промыслов;
- научные
организации Российской
академии наук, Российской академии медицинских
наук, Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования,
Российской академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств —
в отношении земельных участков,
находящихся под зданиями и сооружениями,
используемых
ими в целях научной (научно-исследовательской)
деятельности.
9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в России, и в любой другой
стране необходимо, прежде чем обращаться
к вопросам реформирования или совершенствования
налогового законодательства, определить
приоритетные задачи, которые должны решаться
с помощью налогов в целом и через
формулирование налоговой политики в
частности. Пока в Российской Федерации
налоги используются в основном как инструмент
финансового обеспечения жизнедеятельности
государственных органов — и отсюда ясен
приоритет фискальной роли налогообложения.
Между тем в условиях сложившейся ситуации,
когда Россия теряет свое экономическое
положение в мире, а благосостояние народа
застыло на отметке, неприличной даже
для бедных природными богатствами стран
мира, насущной задачей является использование
налоговых рычагов для достижения поставленной
Президентом РФ цели удвоения производства
в стране. Для этого налоговое законодательство
должно обеспечить внятные стимулы именно
для производственных структур (а не для
посреднических и спекулятивных операций
— как это имеет место сейчас), интенсификации
использования трудовых ресурсов России
(а не ускорения вывоза невосполнимых
природных ресурсов), роста внутреннего
накопления в стране (а не вывоза доходов
и капиталов в зарубежные финансовые центры),
движения в сторону роста экономической
самостоятельности российских граждан
(а не воспитания иждивенческих настроений
под лозунгом «государственной социальной
защиты»).
Очевидно,
что основной задачей для нынешней ситуации
в Российской Федерации является именно
перенос основного налогового бремени
со сферы производства на сферу распределения
и потребления. Для этого следует снизить
налоговую нагрузку труда и капитала
и одновременно повысить долю налоговых
изъятий в торговле, сфере услуг, финансовых
операций, внешнеэкономической деятельности,
в потреблении состоятельных слоев населения.
10 ЛИТЕРАТУРА
- Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть первая.
30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с дополнениями от
20 февраля и 12 августа 1996 г.).
- Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
26 января 1996 г., № 14-ФЗ (с изменениями и
дополнениями от 12 августа 1996 г.
и 24 октября 1997 г.).
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации // М.: Проспект,
1999.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая.
31 июля
1998 г., № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона
от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ).
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
5 августа
2000 г., № 117-ФЗ.
6.
Управление организацией. Энциклопедический
словарь / Под ред. А.Г. Поршева, А.Я. Кибанова,
В.Н. Гунина. // М.: ИНФРА-М, 2001. / * 40. Федеральный
закон Российской Федерации «О внесении
изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах»
(глава 25). 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ.
7. Брызгалин А.В.
Налоговая оптимизация - М.: Высшее образование
2009
8. Боголюбов
С.А. Земельное право: учебник
– М.: Высшее образование, 2009
9. Паскачев
А.Б. Налоги и налогообложение:
учебное пособие – М.: Высшее образование,
2010