Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 04:45, реферат
Взимаемый прежде в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон РФ «О плате за землю»). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю. С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым зачисляются уплачиваемые суммы налога.
Взимаемый прежде в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон РФ «О плате за землю»). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю. С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым зачисляются уплачиваемые суммы налога.
Позднее были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., постановлениями Правительства РФ и федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В ранее действовавшем законодательстве отсутствовал обоснованный принцип формирования ставки земельного налога, не учитывались различия в местоположении и плодородии земельных участков. Действовавшая система ежегодного индексирования ставок и дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности вызывала многочисленные судебные разбирательства.
Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим реалиям, было принято решение о внесении изменений в систему налогообложения земельных участков.
Введение
земельного налога, основывающегося
на кадастровой стоимости
Глава 31 НК РФ включает в себя ст. 387—398, в которых определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Статьей
17 части первой НК РФ определено, что
в необходимых случаях при установлении
налога в акте законодательства о налогах
и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком. Главой 31 НК РФ предусмотрены
льготы по уплате земельного налога организациям
и отдельным категориям физических лиц.
2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ — МЕСТНЫЙ НАЛОГ
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).
Земельный налог, в соответствии со ст. 15 НК РФ, является местным налогом, поэтому такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки. Все эти элементы налогообложения определяются в порядке и пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ.
В отношении городов федерального значения существенные элементы налогообложения устанавливаются законодательными органами государственной власти этих городов. Другими словами, в Санкт-Петербурге и Москве земельный налог устанавливается Законом, а в муниципальных образованиях других субъектов РФ — решением соответствующего муниципального образования.
В Санкт-Петербурге
законом, устанавливающим порядок расчета
и уплаты земельного налога, является
Закон Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005
г. № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге
и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга
«О налоговых льготах»». В Ленинградской
области земельный налог устанавливается
решениями соответствующих муниципальных
образований. В качестве примера можно
привести Решение Собрания представителей
муниципального образования «Кузьмоловское
городское поселение» от 14 октября 2005
г. № 10 об установлении земельного налога.
Статья 388 НК РФ определяет круг лиц, являющихся плательщиками земельного налога. Данная статья связывает возникновение обязанности по уплате земельного налога с обладанием земельным участком на определенном праве.
Земельным кодексом РФ предусмотрены следующие права на земельные участки:
Налогоплательщиками
налога признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве
пожизненного наследуемого
владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом под земельным участком как объектом налогообложения новым земельным налогом следует понимать часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются:
Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто, закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке:
Принятие гл. 31 НК РФ внесло принципиальные изменения в порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. Налоговой базой теперь признается кадастровая стоимость земельного участка. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 1 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения.
Государственный
земельный кадастр ведется на трех уровнях:
муниципальных образований,
субъектов РФ и федеральном.
Основная
документация государственного земельного
кадастра состоит из Единого государственного
реестра земель, кадастровых карт (планов)
объектов учета и дежурных кадастровых
карт (планов), которые воспроизводят в
графической и текстовой формах сведения
о местоположении земельных участков
и территориальных зонах.
Статья 394 НК РФ содержит максимальные размеры налоговых ставок. При определении в соответствии с этой статьей налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, учитываются все категории земель, потому что земельный налог в Российской Федерации взимается в зависимости от категорий земель, которых насчитывается семь. Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
По всем указанным выше землям налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, как это было в Законе РФ «О плате за землю», а в процентах от налоговой базы. При этом федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальные ставки:
0,3%:
1,5 % - налоговая ставка по всем другим категориям земель.
Законом Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» установлены следующие налоговые ставки:
0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: