Земельный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 04:45, реферат

Описание работы

Взимаемый прежде в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон РФ «О плате за землю»). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю. С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым зачисляются уплачиваемые суммы налога.

Работа содержит 1 файл

Зем. налог реф. 22стр.doc

— 142.00 Кб (Скачать)
  1. ВВЕДЕНИЕ.

 Взимаемый прежде в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее — Закон РФ «О плате за землю»). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю. С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым зачисляются уплачиваемые суммы налога.

  Позднее были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., постановлениями Правительства РФ и федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В ранее  действовавшем законодательстве отсутствовал обоснованный принцип формирования ставки земельного налога, не учитывались различия в местоположении и плодородии земельных участков. Действовавшая система ежегодного индексирования ставок и дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности вызывала многочисленные судебные разбирательства.

Поскольку система налогообложения земли  уже не отвечала существующим в стране экономическим реалиям, было принято решение о внесении изменений в систему налогообложения земельных участков.

Введение  земельного налога, основывающегося  на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель. Теперь с 1 января 2006 г. организации и физические лица смогут платить новый земельный налог, рассчитанный от кадастровой стоимости земельных участков. Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных  актов)   Российской   Федерации».   Налоговый кодекс дополнен новой главой — гл. 31 «Земельный налог» (далее — гл. 31 НК РФ).

Глава 31 НК РФ включает в себя ст. 387—398, в  которых определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 17 части первой НК РФ определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Главой 31 НК РФ предусмотрены льготы по уплате земельного налога организациям и отдельным категориям физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ — МЕСТНЫЙ НАЛОГ

  В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

Земельный налог, в соответствии со ст. 15 НК РФ, является местным налогом, поэтому такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки. Все эти элементы налогообложения определяются в порядке и пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ.

В отношении  городов федерального значения существенные элементы налогообложения устанавливаются законодательными органами государственной власти этих городов. Другими словами, в Санкт-Петербурге и Москве земельный налог устанавливается Законом, а в муниципальных образованиях других субъектов РФ — решением соответствующего муниципального образования.

В Санкт-Петербурге законом, устанавливающим порядок расчета и уплаты земельного налога, является Закон Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»». В Ленинградской области земельный налог устанавливается решениями соответствующих муниципальных образований. В качестве примера можно привести Решение Собрания представителей муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» от 14 октября 2005 г. № 10 об установлении земельного налога. 
 

  1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья 388 НК РФ определяет круг лиц, являющихся плательщиками земельного налога. Данная статья связывает возникновение обязанности по уплате земельного налога с обладанием земельным участком на определенном праве.

Земельным кодексом РФ предусмотрены следующие права на земельные участки:

  • право собственности граждан и юридических лип (право частной собственности);
  • право   собственности   Российской   Федерации (право федеральной собственности); право   собственности   субъектов    Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  •   право пожизненного наследуемого владения;
  • право ограниченного  пользования  чужим  земельным участком (сервитут);
  • аренда, субаренда;
  • безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 
 
 
 
 

  1. ОБЪЕКТ  НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
 

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

При этом под земельным участком как объектом налогообложения новым земельным налогом следует понимать часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются:

  • землеустроительная документация;
  • материалы межевания объектов землеустройства;
  • карты (планы) объекта землеустройства;
  • утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.

Географическое  описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто, закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке:

  • кадастровый номер;
  •  местоположение (адрес);
  • площадь;
  • категория земель и разрешенное использование земельного участка;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • экономические характеристики;
  • качественные характеристики;
  •  наличие  объектов   недвижимого   имущества, 
    прочно связанных с земельными участками. 
    Именно такое описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка могут оптимально выражать юридическое понятие земельного участка.

Принятие  гл. 31 НК РФ внесло принципиальные изменения в порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. Налоговой базой теперь признается кадастровая стоимость земельного участка. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности  по  ведению  государственного  земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 1   2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

  Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием  и  охраной,  планирования  и регулирования   использования   земельных  ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При  этом  задачей   государственного  земельного кадастра является  обеспечение  всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения.

  Государственный земельный кадастр ведется на трех уровнях: муниципальных образований, субъектов РФ и федеральном. 
Основная документация государственного земельного кадастра состоит из Единого государственного реестра земель, кадастровых карт (планов) объектов учета и дежурных кадастровых карт (планов), которые воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зонах. 

  1. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ
 

Статья 394 НК РФ содержит максимальные размеры налоговых ставок. При определении в соответствии с этой статьей налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, учитываются все категории земель, потому что земельный налог в Российской Федерации взимается в зависимости от категорий земель, которых насчитывается семь. Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли поселений;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения  космической 
    деятельности, земли обороны, безопасности и 
    земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

  По  всем указанным выше землям налоговые  ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, как это было в Законе РФ «О плате за землю», а в процентах от налоговой базы. При этом федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальные ставки:

0,3%:

  • в отношении земель сельскохозяйственного 
    назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и  используемых для  сельскохозяйственного производства;
  • в  отношении  земель,  занятых жилищным 
    фондом  и  объектами  инженерной  инфраструктуры   жилищно-коммунального    комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, 
    не относящийся к жилищному фонду и к
    объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • в отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5 % - налоговая ставка по всем другим категориям земель.

Законом Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» установлены следующие налоговые ставки:

    0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

   0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:

Информация о работе Земельный налог