Затраты: их поведение, учет и классификация

Автор: f******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение затрат как основного объекта управленческого учета. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие затратам и классифицировать их;
рассмотреть поведение затрат;
изучить организацию учета затрат

Содержание

Введение

1. Понятие затрат

2. Поведение затрат

3. Учет затрат

4. Классификация затрат

4.1 Цели классификации затрат

4.2 Процесс принятия управленческих решений

4.3 Процесс прогнозирования

4.4 Процесс планирования

4.5 Процесс нормирования

4.6 Процесс организации

4.7 Процесс учета

4.8 Процесс стимулирования

4.9 Процесс анализа

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсоваяп етушко.docx

— 106.13 Кб (Скачать)

     Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том  отчетном периоде, в котором они  возникли.

     Прямые  условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные  производства". Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются  на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем ежемесячно переносятся  на счета 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Условно-постоянные расходы в части  общих управленческих и хозяйственных  затрат отражаются на счете 26 "Общехозяйственные  расходы", а в части сбытовых расходов — на счете 44 "Расходы на продажу". В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 "Расходы на продажу" и организация учета этих затрат на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

     Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и  переданной на склад, относятся со счета 20 "Основное производство" в дебет  счета 43 "Готовая продукция" или 90 "Продажи".

     Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 "Общехозяйственные  расходы" и 44 "Расходы на продажу", в конце каждого отчетного  периода полностью списываются  на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу".

     Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". При этом записи в части учета  условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше [15, с.244-246].

     Помимо  формирования счетного плана, организация  производственного учета предполагает и определенную группировку издержек предприятия в зависимости от того, что считается объектом учета затрат. При этом возможны: учет издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам ответственности и по носителям затрат [8, с.196-197].

     Учет  издержек по видам  – необходимое условие для итогового контроля издержек. Возможные виды издержек определены Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции. Это материальные затраты, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда, отчисления единого социального налога, прочие расходы. Организация такого учета позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости произведенной продукции – процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общей стоимости затрат на производство. Приведенная классификация может быть расширена. Но для объективной оценки и учета издержек затраты должны быть классифицированы так, чтобы каждый первичный учетный документ отражал один определенный вид издержек.

     Учет  издержек по местам их возникновения. Место возникновения затрат – это структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. Местами возникновения затрат могут являться рабочие места, участки, бригады, цехи и т.д. Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции.

     Третьим направлением учета производственных затрат является учет по центрам ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент предприятия, за результаты работы которого отвечает его руководитель. В управленческом учете каждому месту возникновения затрат должна соответствовать своя сфера ответственности. Цель организации учета по центрам ответственности состоит в накоплении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонения от сметы могли быть отнесены на ответственное лицо. Фактические данные по центрам ответственности отражаются в отчетах об исполнении сметы. Из этих отчетов руководители центров ответственности получают информацию об отклонениях от сметы по различным статьям расходов.

     Четвертое направление учета затрат –  учет по носителям. В зависимости от технологии и характера продукции, носителями затрат могут быть изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий, строительные объекты, виды работ и услуг (транспортные и монтажные работы и т. п.) – это виды продукции, предназначенные для реализации. Если на предприятии однородная продукция изготавливается из одного и того же исходного сырья и материалов и отличается только размерами и модификациями, то у предприятия есть возможность минимизировать количество носителей затрат и упростить процедуру калькулирования.

     Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация  затрат.

     Входящие  и истекшие затраты (затраты и  расходы). Входящие затраты — это  те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии  и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы [21, с.9-10].

     Если  эти средства (ресурсы) в течение  отчетного периода были израсходованы  для получения доходов и потеряли способность приносить доход  в дальнейшем, то они переходят  в разряд истекших.

     Правильное  деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

     В качестве примера входящих затрат торгового  предприятия можно привести одну статью актива баланса — товары. Если эти товары не реализованы и  хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в  связи с ними закупочные затраты  следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции.

     Итак, входящие затраты являются синонимом  термина “затраты”, а истекшие —  тождественны понятию “расходы”. Расходы  — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что рационально построенная организация затрат влияет на качество управленческих решений, а следовательно на эффективность работы предприятия, его прибыльность.

 

      4. Классификация  затрат

     4.1 Цели классификации  затрат

 

     Затраты не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Поэтому для эффективной организации  управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать  затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения  между отдельными видами затрат и  исчислять степень их влияния  на уровень себестоимости и рентабельности производства.

     В управленческом учете целью любой  классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и  выгоды они за собой повлекут. Поэтому  суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель [9, с.9-10].

     Практика  организации управленческого учета  в экономически развитых странах  предусматривает разные варианты классификации  затрат в зависимости от целевой  установки, направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения  информацией по исследуемой проблеме.

     При построении системы контроля затрат необходимо определить:

     - систему подконтрольных показателей,  состав и уровень детализации  подконтрольных показателей;

     - сроки представления отчетности;

     - распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. "привязку" системы контроля к центрам ответственности на предприятии.

     Для того чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения. 

     Таблица 1. Классификация затрат в управленческом учете

Направления управленческого учета Классификационные признаки и группы
1 . Процесс принятия управленческих  решений  Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные  и неэффективные 
2. Процесс прогнозирования  Краткосрочные и долгосрочные
3. Процесс планирования  Планируемые и  непланируемые 
4. Процесс нормирования  Стандарты, нормы  и нормативы и отклонение от них
5. Процесс организации  По местам и  сферам возникновения; функциям деятельности и центрам затрат
6. Процесс учета  Одноэлементные  и комплексные; по статьям калькуляции  и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; входящие и истекшие, текущие и единовременные
7. Процесс контроля  Контролируемые  и неконтролируемые
8. Процесс регулирования  Регулируемые  и нерегулируемые
9. Процесс стимулирования  Обязательные  и поощрительные 
10. Процесс анализа  Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие  и структурные; полные и частичные 

     4.2 Процесс принятия  управленческих решений

 

     Важным  моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика  и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия  целесообразно подразделять на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные [26, с.267].

     Явные затраты — это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

     Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные издержки равны нулю.

     Альтернативные  затраты иногда называют дополнительными.

     В зависимости от специфики принимаемых  решений затраты целесообразно  подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

     На  результаты принимаемых решений  существенное влияние может оказать  деление затрат на эффективные и неэффективные.

     Эффективные затраты — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат обязательно, поскольку позволяет не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

4.3 Процесс прогнозирования

 

     Любое предприятие, стремящееся максимизировать  свою прибыль, должно так организовать производство, чтобы затраты на единицу  выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения  должны ориентироваться на задачу минимизации  затрат. В выполнении этой задачи большую роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия по критерию временного лага рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Такая необходимость обусловливается тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации [14, с.308]. Так:

Информация о работе Затраты: их поведение, учет и классификация