Заключительный этап аудита операций по движению основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - осуществить аудит движения основных средств на ЗАО «Калинка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить задачи и источники аудита операций по движению основных средств;
составить план-программу аудита операций по движению основных средств;
рассмотреть нормативные документы и экономическую литературу по аудиту движения основных средств;
ознакомится с аудитом операций по поступлению и выбытию основных средств;
изучить порядок отражения в учете результатов инвентаризации основных средств как способа проверки обеспечения их сохранности;
составить акт аудита операций по движению основных средств;
определить пути совершенствования операций по движению основных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Аудит основных средств – условие их сохранности и повышения эффективности……………………………………………………………………6
Задачи, источники аудита операций по движению основных средств……………………………………………………………………..…6
Составление плана-программы аудита операций по движению основных средств…………………………………………………………….8
Обзор нормативных документов и экономической литературы по движению основных средств………………………………………………11
Аудит операций по движению основных средств…………………………..13
2.1. Аудит операций по поступлению и выбытию основных средств…..13
2.2. Инвентаризация основных средств как способ проверки обеспечения их сохранности. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………………………………..18
3. Заключительный этап аудита операций по движению основных средств……………………………………………………………………………22
3.1. Составление акта аудита операций по движению основных средств………………………………………………………………………22
3.2. Совершенствование операций аудита по движению основных средств………………………………………………………………….…...24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа -АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ОС.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными  средствами зависит, во-первых, от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет, начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контроля за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных фондов, менялась их классификация или принималась большая масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.

Таблица 1 – План-программа аудита операций по движению основных средств на ЗАО «Калинка»

№ п/п Перечень процедур Источники информации
1 Детальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с  данными счетов Главной книги Инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордера
2 Выбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета:

а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств;

б) проверить  документы на право собственности (если они есть)

Инвентаризационные  описи, результаты текущей инвентаризации, акты приемки-передачи, договоры, счета-фактуры
3 Подготовить список поступления и распределения  основных средств:

а) подтвердить  документально правильность соответствующих  виз;

б) проверить  документально правильность определения  и полноту отражения в учете  первоначальной стоимости основных средств

Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приемки-передачи, акты списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книга
4 Провести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности  использования) Аналитические  расчеты
5 Проверить данные инвентаризации основных средств и  сравнить ее результаты с данными  аналитического учета Инвентаризационные  описи и инвентарные карточки учета основных средств
6 Проверить правильность выделения и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств Расчетно-платежные  документы, расчеты по налогам
7 Провести подсчет  и сверку данных аналитического учета  начисленного износа с данными счетов Главной книги Подсчет и сверка данных

     Примечание. Источник: собственная разработка.

 

1.3. Обзор нормативных  документов и экономической  литературы по  движению основных  средств 

     Основными документами, регламентирующими требования по порядку составления и представления отчетности является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», утвержденный 18 октября 1994 г. № 3321-XII, в редакции от 25.06.2001 N 42-З, от 17.05.2004 N 278-З, от 26.12.2007 №302-3.

     Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» является основным документом, регламентирующим бухгалтерский учет и составление отчетности организации. Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

     Типовой план счетов и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Министерством финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. № 89, в редакции от 05.01.2011 №1.

     Типовой план счетов и Инструкция по его  применению предназначены для ведения  бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

     Типовой план счетов представляет собой систематизированный  перечень синтетических и аналитических  счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     Основными нормативными документами регулирующими  аудит операций по движению основных средств являются:

     Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности и применения экономических  санкций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 г. № 673.

     О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293.

     О некоторых мерах по совершенствованию  государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30.

     Положение о квалификационной комиссии по аудиторской  деятельности. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.05.2001 г. № 60.

     Положение об аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности. Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2002 г. № 650 с изменениями и дополнениями.

     Указ  «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» от 16 октября 2009 №510, в  ред. от 09.03.2010 №143) определяет единый порядок  проведения контрольной (надзорной) деятельности, создание дополнительных условий для  развития эффективных форм хозяйствования.

     Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», утвержденный 8 ноября 1994 г. № 3373-XII, в редакции от 04.01.2010 N 109-З), определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории РБ, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.

 

  1. Аудит операций по движению основных средств
 
 
    1. Аудит операций по поступлению  и выбытию основных средств
 
 

     Поступление объектов основных средств на ЗАО «Калинка» должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете каждой операции.

     Для этого в ходе проверки было установлено:

     - целесообразность их строительства или приобретения и соблюдение нормативных сроков ввода в эксплуатацию основных средств;

     - создана ли в организации комиссия  по приему основных средств;

     - своевременность и правильность  документального оформления поступления  (ввода в эксплуатацию) объектов основных средств;

     - правильность постановки на учет  драгоценных металлов в составе  вновь поступивших основных средств;

     - полноту и своевременность оприходования  объектов основных средств и  реальность их оценки;

     - правильность налогообложения операций, связанных с поступлением основных средств;

     - достоверность отражения в учете  операций, 'связанных с поступлением  основных средств;

     -учитываются  ли на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства»  объекты основных средств, взятые в аренду.

     В ходе проверки необходимо выяснить своевременность  и правильность документального  оформления поступивших основных средств, наличие технической документации на передаваемые объекты и основные виды оборудования этих объектов установить факты несвоевременного документального оформления поступивших объектов, причины и виновных в этом должностных лиц [14, c. 101].

     Своевременность оприходования основных средств  определяют путем сопоставления  даты оприходования по счету 01 «Основные  средства» с датами, указанными в первичных документах

     Далее проверяющий проверяет правильности оценки основных средств, что определяют на основании первичных документов на поступление или строительство основных средств, при этом необходимо убедиться:

     - правильно ли указана первоначальная стоимость в актах о приемке-передаче основных средств;

     - включены ли в первоначальную  стоимость объекта основных средств  расходы по его монтажу и  доставке в организацию; правильно  ли определена инвентарная стоимость  введенных в эксплуатацию объектов строительства;

     - правильно ли отражена дополнительная  стоимость после достройки и  дооборудования объектов, реконструкции  или уменьшение стоимости при  их частичной ликвидации;

     - в наличии актов экспертизы  оценки имущества при внесении  основных средств в счет вклада в уставный фонд.

     Проверяя  операции, связанные с поступлением основных средств, ревизору необходимо обратить внимание на правильность отражения в учете операций, связанных с поступлением основных средств, при этом помня, что все затраты, связанные со строительством, реконструкцией и приобретением готовых объектов основных средств, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в разрезе субсчетов [14, c.110].

     Документальной  проверке подлежат также операции по выбытию основных средств (продажа, безвозмездная передача; физический износ, частичная или полная ликвидация и др.).

     В каждом отдельном случае необходимо проверить:

     - обоснованность отчуждения государственной  собственности;

     - обоснованность и правильность  оценки реализованного имущества;

     - соблюдение установленного порядка списания пришедшего в негодность государственного имущества;

     - обоснованность ликвидации основных  средств и правильность документального  оформления;

     - полноту оприходования материалов, полученных от ликвидации объекта,  в том числе драгоценных материалов, правильность их оценки;

     - правильность документального оформления  и отражения в учете затрат  по ликвидации основных средств;

     - правильность оценки основных  средств при передаче их в  аренду (лизинг), правильность проведения  при этом расчетов;

     - обоснованность безвозмездной передачи государственного имущества в пользование организаций других ведомств и физических лиц;

     - правильность определения налоговой  базы для исчисления НДС по  операциям, связанным с выбытием  основных средств;

     - правильность отражения в учете операций, связанных с реализацией и прочим выбытием основных средств.

     Основными типичными ошибками в учете операций по движению основных средств являются:

     — несвоевременное оприходование  объектов основных средств;

     — неправильное определение первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств (невключение в первоначальную стоимость затрат по монтажу, транспортировке и др.);

     — неоприходование материальных ценностей, остающихся при ликвидации объектов основных средств;

     — неправильное исчисление налогооблагаемой базы по операциям, связанным с ликвидацией основных средств;

     — неправильное определение стоимости  реализуемых объектов основных средств;

Информация о работе Заключительный этап аудита операций по движению основных средств