Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных.
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты контроллинга….………..…………………...5
1.1. История развития контроллинга…………………………………...5
1.2. Предмет и сущность контроллинга………………………………..9
1.3. Цели и задачи контроллинга………….…………………………..11
2. Методологические основы контроллинга.…………………………..16
2.1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
2.2. Формирование системы контроллинга в организации………….25
2.3. Фазы внедрения контроллинга…………………………………...28
3. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ».................................................................................................40
3.1. Общая характеристика предприятия………………….……………40
3.2. Анализ системы контроллинга на предприятии………..…………43
3.3. Рекомендации по внедрению контроллинга…………….…………47
Заключение………………………………………………………..….……..50
Список использованной литературы…………………..………………..51
При АВС- анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.
На выполнение А-задач требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.
В- задачи
– это категория средней
С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.
2. Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.
Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности( зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании
управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.
Разность между фактическим безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.
Анализ величины в точке безубыточности используется для:
- определения целевой прибыли;
- для
принятия решений об объемах
выпуска отдельных видов
- для устранения контроля ценовой политики;
- для
принятия инвестиционных
- для
определения критической
- для определения финансовой устойчивости предприятия.
3. Метод
расчета сумм покрытия – при
этом методе контроллинга с
выручки вычитают сначала
1) Цели инвестиционных расчетов:
- определение
выгодности отдельных
- выбор
объектов инвестирования из
- формирование инвестиционных программ;
2) данные,
необходимые для
- внутренние
( переменные и постоянные
- внешние
(конъюнктура рынка,
3) методы инвестиционных расчетов.
Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими и динамическими методами.
Статистические методы:
а)
метод сравнивания по
б) метод сравнивания по прибыли;
в) метод расчета рентабельности;
г) метод расчета амортизации ( срока окупаемости).
Динамические методы:
а)
метод расчета ценности
б)
метод расчета внутренней
Инструменты контроллинга.
Теория принятия решений служит для описания и формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности руководителей рассматривать планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля за реализацией планов во многом зависят от специфики стиля управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.
Предприятие
можно представить как
Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков.
Промышленное
предприятие можно
Рис. 6 Предприятие как подсистема народного хозяйства
Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
• целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
• выявления рисков и снижения их уровня;
• разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
• повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.
Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Главный
смысл контроля заключается в
создании гарантий выполнения планов
и в общем повышении
Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.
Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.
2.2. Формирование системы контроллинга в организации
Контроллинг,
являясь концепцией системного управления,
в целях обеспечения
Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для создания системы контроллинга в организации:
• ухудшение в сравнении с подобным предприятиями экономических показателей;
• появление новых или изменение целей в сложившиеся условиях функционирования;
• отсутствие согласований целей;
• устаревшие методы планирования, калькуляция и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
• отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
• дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии
одного или нескольких вышеперечисленных
факторов чаще всего имеет место
ряд предпосылок внедрения
Организация:
• плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютно большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;
• сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
• отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
• перегруженность отдельных подразделений;
Продукция:
• устаревшие модели продукции;
• несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
• плохие перспективы выпускаемой продукции.
Закупки:
• низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
• необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал:
• восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
• неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
• устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
• отсутствие системы планово- предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.