Управление жилищно-коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Тема управление жилищно-коммунальным хозяйством в современ-ной России одна из самых актуальных. Ведь жилищно-коммунальное хо-зяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека – комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д.

Работа содержит 1 файл

курсовая сму.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

      Введение 
 

      Тема  управление жилищно-коммунальным хозяйством в современной России одна из самых  актуальных.  Ведь жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека – комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д. Преодоление надолго затянувшегося экономического кризиса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение его устойчивого развития, является важной общегосударственной задачей и требует коренного реформирования экономики, организации и управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, однако этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством.

      В связи с этим целью работы  является  изучение  деятельности  органов местного  самоуправления  по  управлению жилищно-коммунальным хозяйством:  их компетенция,  практика  управления   и   эффективность   деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

      - изучение теоретических основ управления жилищно-коммунальным хозяйством;

      - рассмотрение социально-экономической характеристики Ильинского сельского поселение;

      - анализ состояния и проблем, препятствующих наиболее эффективному развитию жилищно-коммунального хозяйства данного поселения;

      - поиск  путей  решения  существующих  проблем.

      Объектом  изучения  в  процессе  написания  данной курсовой работы является муниципальное учреждение Ильинского сельского поселения. Предметом выступает эффективность использования жилищно-коммунального хозяйства, эффективность управления ею со стороны органов местного самоуправления Ильинского сельского поселения.

      В  соответствии  с  поставленными  задачами,  объектом   и   предметом курсовой работы, ведущим методом при анализе деятельности органов местного самоуправления является статистический. Данный метод  позволяет  на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе в сравнительном аспекте. Также  использовался  анализ   документов (законов, программ и стратегий развития и других нормативных правовых актов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретические  основы управления жилищно-коммунальным  хозяйством 
       

    1. Сущность  и значение жилищно-коммунального  хозяйства
 
 

      Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего, комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.[6]

      Объектами жилищно-коммунального хозяйства являются сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно используемые для предоставления жилищно-коммунальных услуг.

      Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются юридические или физические лица, пользующиеся услугами предприятий, организаций, учреждений жилищно-коммунального  хозяйства на основании заключенного договора. А производителями жилищно-коммунальных услуг также выступают юридические или физические лица, только осуществляющие предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителю.

      В составе ЖКХ выделяются следующие  подотрасли:

      • жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

      • водоснабжение и водоотведение;

      • коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

      • городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

      • информационное хозяйство (кабельные  сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;

      • внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

      • санитарная очистка территорий (уличная  уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

      • зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

      • гостиничное хозяйство;

      • бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание)

      • уличное освещение.

      К числу особенностей ЖКХ как отрасли  народного хозяйства, можно отнести:

      • сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

      • особую социальную значимость, усиливающую  необходимость регулирования и контроля со стороны потребителей;

      • сочетание коммерческих (ориентированных  на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

      • отрасль представлена как естественными  монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

      • многообразие организационно-правового  статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

      • сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

      • рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

      • особая значимость экологического и  санитарно-эпидемиологического контроля;

      • необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

      • многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные  организации).

      К числу специфических особенностей ЖКХ относят его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

      Подотрасли  ЖКХ, удовлетворяя соответствующие  потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

      ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

      Несмотря  на многоотраслевую структуру ЖКХ  представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории. А повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения. 
 
 
 
 
 

      1.2 Система муниципального управления  жилищно-коммунальным хозяйством 
       

      На муниципальном уровне управление жилищно-коммунальным хозяйством осуществляют органы местного самоуправления. В подавляющем большинстве государств именно местные органы управления непосредственно решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в деятельности органов власти. Несомненно, одним из  важнейших вопросов местного самоуправления является компетенция муниципальных образований в области жилищного хозяйства, коммунального и бытового обслуживания населения. Но для решения данного вопроса в полной мере необходимо не только установление его в соответствующем нормативном правовом акте, но и наличие необходимых материальных ресурсов для реализации.[4]

      В муниципальных образованиях существует служба единого заказчика (управляющая организация) – орган местного самоуправления, наделенный полномочиями для формирования муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения и заключающий с предприятиями – подрядчиками и потребителями различных форм собственности договоры на конкурсной основе на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказание услуг потребителям.

      А также в некоторых встречается государственная жилищная инспекция – областной орган с отделениями и пунктами в местах наибольшей концентрации жилищного фонда, осуществляющий контроль за реализацией основополагающих нормативных актов по осуществлению региональной жилищной политики, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, защищающий права и законные интересы граждан и государства.

      Управление муниципальным жилищно-коммунальным обществом относится в основном к компетенции муниципального образования. На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

      В состав жилищно-коммунального хозяйства входят жилищный фонд (жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций), система инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств). В связи с этим задачи органов местного самоуправления различаются на задачи в сфере жилищных отношений, инженерного обеспечения поселений и общегородского коммунального хозяйства.[4]

      Компетенция органов МСУ в области жилищных отношений:

  • Учет муниципального жилищного фонда;
  • Введение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • Определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  • Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • Осуществление контроля использования и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • Иные вопросы в сфере жилищного фонда.

      Задачи органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений:

  • Разработка и утверждение перспективных схем ресурсоснабжения поселений;
  • Содействие установке приборов учета;
  • Формирование местных рынков теплоэнергии;
  • Установление экономически обоснованных тарифов;
  • Сокращение потерь тепла в жилых зданиях;
  • Поиск инвесторов.

      Задачи органов местного самоуправления в сфере общегородского коммунального хозяйства:

  • Содержание в надлежащем техническом состоянии улиц, площадей, придомовых территорий в соответствии с требованиями к организации движения транспорта и пешеходов;
  • Регулярный сбор и вывоз, а также утилизация бытовых и производственных отходов;
  • Размещение на территории малых архитектурных форм;
  • Инженерная защита территории от паводков, подземных вод и т.п.;
  • Качественная и своевременная уборка, санитарная очистка территории;
  • Озеленение и освещение территории по установленным нормативам;
  • Содержание объектов рекреации;
  • Повышение качества обслуживания в гостиничном и банно-прачечном хозяйстве;
  • Содержание мест захоронения и обеспечение ритуального обслуживания. 

      Именно органы МСУ представляют собой центр решения проблем ЖКХ; именно в них проживают пользователи жилищно-коммунальных услуг и здесь находится основная часть фондов ЖКХ; именно их руководители ведут повседневную работу, обеспечивающую функционирование жилищной сферы; именно они могут с полным основанием считаться «болевой точкой» реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Информация о работе Управление жилищно-коммунальным хозяйством