Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и отчислениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.

Содержание

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ...2
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ОТЧИСЛЕНИЙ, УПЛАЧИВАЕМЫХ В БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ… … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
1.1. Классификация налогов и сборов в бюджет и отчислений от фонда заработной платы
1.2. Обзор законодательных и нормативных актов по вопросам учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами … … … … …8
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ И ОТЧИСЛЕНИЯМ … … … … … … … … … ...14
2.1. Методика расчета и учет налогов, включаемых в себестоимость продукции
2.2. Методика расчета и учет налогов, исчисляемых из выручки … .20
2.3. Методика расчета и учет налогов, уплачиваемых из прибыли ...24
2.4. Методика расчета и учет налогов на доходы физических лиц …27
2.5. Методика расчета и учет обязательных отчислений от фонда заработной платы … … … … … … … … … … … … … … … ..30
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..32
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … …34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования

Минский колледж предпринимательства

 

 

                                                                       Предметно-цикловая комиссия

                                                                                «бухгалтерского учёта и

                                                                                финансово – экономических

                                                                                дисциплин»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему «Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и отчислениям»

по дисциплине «Бухгалтерский учёт»

 

 

 

 

                                                                               Выполнил учащийся

                                                                                                  Специальности «Бухгалтерский

                                                                                       учёт, анализ и контроль»

                          3 курс, гр. У-301 Е. О. Баровская

 

                                                                                             Руководитель А. А. Янцевич

 

 

Допущена к защите «____»________________20  г.

__________________________

(Подпись)

Работа защищена с отметкой ______________

________________________

(Подпись)

 

 

Минск 2012

Содержание

          Введение  … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ...2

1.                           Экономическая сущность и значение налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды… … … … … … … … … … … … … … … … … … …3

1.1.           Классификация налогов и сборов в бюджет и отчислений от фонда заработной платы

1.2.           Обзор законодательных и нормативных актов по вопросам учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами … … … … …8

2.                           аналитический и синтетический учет расчетов по налогам, сборам и отчислениям … … … … … … … … … ...14

2.1.           Методика расчета и учет налогов, включаемых в себестоимость продукции

2.2.           Методика расчета и учет налогов, исчисляемых из выручки … .20

2.3.           Методика расчета и учет налогов, уплачиваемых из прибыли ...24

2.4.           Методика расчета и учет налогов на доходы физических лиц …27

2.5.           Методика расчета и учет обязательных отчислений от фонда заработной платы … … … … … … … … … … … … … … … ..30

Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..32

Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … …34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Следовательно, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в хозяйственной деятельности предприятия. Главной задачей хозяйственной деятельности предприятия является, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия. Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия.

 

1. экономическая сущность и значение налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды

1.1. Классификация налогов и сборов в бюджет и отчислений от фонда заработной платы

 

 

В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в государственный и местные бюджеты. По своей экономической природе установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом. Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной стороны,   налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, а также общества и государства как выразителя интересов общества. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических  или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями. Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов в целом, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов. Налог как экономический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен. Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности. Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Различают следующие виды налогов:

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость. Косвенные налоги, в отличие от прямых, налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение  косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.  Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. По характеру ставок, налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги. Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. В зависимости от назначения, налоги бывают общие – предназначены для общегосударственных мероприятий. И целевые – имеют строго определённое назначение (в пенсионный фонд, фонд социального страхования). В зависимости от субъекта взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль), взимаемые с физических лиц (подоходный налог, курортный сбор, налог за владение собаками). По порядку введения общеобязательные и факультативные и т.п. В соответствии с законодательством Республики Беларусь удержания – это суммы, умножающие суммы начисленной заработной платы. Различают два вида удержаний обязательные и необязательные, в свою очередь обязательные подразделяются на установленные законодательством (подоходный налог – 12%, пенсионный фонд – 1%) и установленные судом, по исковым документам (алименты, штрафы, неустойки). Необязательные подразделяют на установленные по приказу руководителя (материальны ущерб, недостачи, подотчетные суммы) и по заявлению работника (кредиты, займы). А также существуют отчисления от фонда заработной платы, к ним относятся отчисления в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и белгосстрах (БГС). Плательщиками обязательных страховых взносов являются юридические и физические лица, предоставляющие работу гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Обзор законодательных и нормативных актов по вопросам учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

 

 

Под законодательством налогов  и сборов понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок  и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Республики Беларусь. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним  относятся: налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо; объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.); ставка налога – это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади и т.п.). Отношения по установлению налогов, возникают  между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии. Стержнем  налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это – массовые отношения, поскольку  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  является всеобщей. Основными участниками  этих отношений являются налогоплательщики и государство. Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет и внебюджетные фонды сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства. Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения: декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь; актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь. Положения нормативных правовых актов, принимаемых  на основании и во исполнение настоящего Кодекса, не могут противоречить  положениям настоящего Кодекса, а равно  выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных  ими соответствующему органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция. Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений. При этом является принципиально важным определение четких критериев, позволяющих относить конкретные документы к этой отрасли права. Как следует из п. 1 статьи, налоговое  законодательство Республики Беларусь – это система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая ряд документов, отвечающих установленным признакам. Налоговое  законодательство формируют: Налоговый кодекс Республики Беларусь. Законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. При этом, как следует из данной нормы, к таким документам могут быть отнесены только те законы, целью принятия которых является исключительно правовое определение вопросов налогообложения. Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Является важным, что в отношении указанных правовых актов Президента Республики Беларусь общая часть не устанавливает их исключительной направленности на регулирование только вопросов налогообложения. В этой связи декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие в своей редакции наряду с иными предметами регулирования и вопросы налогообложения, относятся к налоговому законодательству Республики Беларусь. Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регулируют вопросы налогообложения. Эти нормативные правовые акты могут приниматься только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налогообложения, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов должно быть наделено соответствующими полномочиями. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Такие документы также могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных актом налогового законодательства более высокой юридической силы. Таким образом, в налоговом законодательстве Республики Беларусь можно условно  выделить два уровня. Первый  законодательный уровень – это  сам Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговый отношений в государстве, который состоит из двух частей: 1) Особенная часть; 2) Общая часть. Второй – все остальные нормативные  правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение. К нормативным актам, регулирующим учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, относятся: 1) Налоговый кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. Одобрен Советом Республики 2 ноября 2002 г. Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Он состоит из общей и особенной частей. Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие с 1 января 2004 г., за исключением пунктов 1 и 2 статьи 2, пункта 1 статьи 3, статьи 6, пунктов 2 и 3 статьи 7, статей 8–12, статьи 20, статьи 31, пункта 1 статьи 34, части первой пункта 4 статьи 43, которые вступают в силу со дня введения в действие особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь – Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 184-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/933). В общую часть включаются нормы, определяющие основные понятия налогообложения, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений, устанавливающие состав налоговых правонарушений, санкции за их совершение и порядок их применения. В особенную часть включают нормы, регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей. Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. 2) «Закон о бухгалтерском учёте и отчётности» от 18 апреля 1994 г. № 3321 – XII в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчётности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в РБ. Действие настоящего Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее – организации), с учётом особенностей, определяемых в соответствии с частями третьей и четвёртой статьи данного Закона. Действие настоящего Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Они ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РБ. Особенности организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами (участниками договора о совместной деятельности) устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
3) Типовой план счетов бухгалтерского учета (далее – типовой план счетов) и Инструкция по его применению (далее – Инструкция) утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от  29.06.2011 № 50 и введены в действие с 1 января 2012 г. Типовой план счетов и Инструкция устанавливают единый порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций) (далее - организации). Типовой план счетов включает синтетические счета (счета первого порядка) (далее – счета) и открываемые к ним субсчета (счета второго порядка), а также забалансовые счета.

Информация о работе Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и отчислениям