Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:34, курсовая работа
Цель исследования изучение бухгалтерского учета использования материалов в производстве на примере предприятия ООО "Хлебокомбинат" г. Кувандыка.
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами исследования являются:
изучение теоретических и методических аспектов бухгалтерского учета материалов на предприятии;
определение основных аспектов бухгалтерского учета материалов на рассматриваемом предприятии;
рассмотрение синтетического и аналитического учёта использования материалов в ООО «Хлебокомбинат»
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Бухгалтерский учет материалов. Методы контроля за использованием материалов в производстве…………………………………………………………….5
1.1 Проблемы оценки материалов в условиях инфляции……………………………5
1.2 Нормирование расхода материалов……………………………………………...11
1.3 Порядок списания материалов в производство…………………………………13
2 Бухгалтерский учет использования материалов в ООО «Хлебокомбинат» г. Кувандыка……………………………………………………………………………..16
2.1 Экономическая характеристика и организация бухгалтерского учёта в ООО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………………..16
2.2 Первичный учёт использования материалов в ООО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………………..20
2.3 Синтетический и аналитический учёт использования материалов в ООО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………….31
Приложение 1 Таблица 2 Размер и структура товарной продукции ООО «Хлебокомбинат» за 2007-2009 гг. ………………………………………………….33
Приложение 2 Таблица 3 Стоимость и структура основных производственных фондов за 2007-2009 г………………………………………………………………...34
Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8).
Ведомость
учета выдачи спецодежды, спецобуви
и предохранительных
Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Жизненный цикл производственных запасов на предприятии состоит из трех этапов: поступление — выдача в производство — возврат из него.
В этой связи в учете производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:
Учет материальных ресурсов в ООО «Хлебокомбинат» возложен на материально ответственное лицо. Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден/ /.
С этими работниками заключен договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом.
В
ООО «Хлебокомбинат» сальдовый метод
учета и поэтому на складе осуществляется
количественный учет материалов, а в бухгалтерии —
стоимостной. Данные первичных документов
по приходу и расходу материалов на складе
заносятся в карточки складского учета,
в которых подсчитывается остаток материалов
в натуральном выражении. Затем на основе
этих документов составляются оборотные
ведомости. В конце месяца остатки с карточек
переносятся в сальдовые книги, подсчитывается
стоимость остатков и итоги сравниваются
с оборотными ведомостями.
2.3
Синтетический и аналитический
учёт использования
материалов в ООО
«Хлебокомбинат»
Синтетический учет материалов в ООО «Хлебокомбинат» ведется на счете 10 "Материалы". Этот счет имеет следующие субсчета:
В соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета" синтетический учет материалов на счете 10 "Материалы" ведется двумя способами:
При первом способе на счете 10 "Материалы" отражаются все расходы по их приобретению и заготовке.
При
втором способе дополнительно
Применение
того или другого способа
Традиционным и более упрощенным является учет материалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 "Материалы" и кредитуют счета:
Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др.;
Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" — на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;
Счет 23 "Вспомогательные производства" — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
Счет 20 "Основное производство" — на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.
Если при приеме материалов обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, он списывается на общехозяйственные расходы предприятии. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материале: по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 "Рас четы по претензиям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 "Материалы" целесообразно открыть два аналитических счета:
Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 "Материалы", аналитический счет "Центральный склад"; кредит счета 10 "Материалы", аналитический счет "Производственный цех".
Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счетов:
Счет 20 "Основное производство" — на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
Счет 23 "Вспомогательные производства" — на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;
Счет 25 "Общепроизводственные расходы" — на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" — на стоимость ма-5териалов, израсходованных на общехозяйственные нужды; 28 "Брак в производстве" — на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.
В течение месяца списание сырья и материалов производится по учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами (сторнировочная запись).
При способе учета материалов по учетным ценам на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредитуются счета: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия — до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.
На
учетную стоимость
Счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" — на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;
Счет 16 "Отклонение в стоимости материалов" — на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.
В случае же превышения фактической себестоимости оприходованных материалов от стоимости их по учетным ценам на имеющуюся разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 "Отклонение в стоимости материалов" и кредитуют счет 15 "Заготовление и приобретение материалов".
Остаток счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" показывает стоимость оплаченных, но не поступивших от поставщиков материалов на склад предприятия за отчетный месяц.
Учтенные
в течение месяца на счете 16 "Отклонение
в стоимости материалов" разницы
между фактической
В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.
Сортовой
способ учета материалов предусматривает
ведение учета в натурально-
На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии ООО «Хлебокомбинат» открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 "Материалы" и данными карточек складского учета.
Партионный способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за сроками хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней, в отличие от складе кой партионной книги (карты), указывается стоимость мате риала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учета и обобщают в оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учета.
Оперативно-бухгалтерский способ учета материалов предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.
В
конце месяца на основании данных
складского учета бухгалтер выписывает
количественные остатки материалов
по их отдельным видам в специальную
сальдовую ведомость учета
Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избежать громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета.
Информация о работе Учёт использования материалов в производстве