Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:08, курсовая работа
Цель данной работы: изучение и обобщение опыта организации учёта арендных отношений, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учёта арендных отношений.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учёта арендных отношений в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
Раскрыть специфику бухгалтерского учёта арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендодателя.
Обобщить существующую практику учёта имущества, участвующего в арендных операциях, учёт арендной платы.
Выявить направления совершенствования бухгалтерского учёта аренды.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Арендные отношения, их экономическая сущность……………………..6
1.1. Понятие договора аренды и его правовое регулирование……….6
1.2. Документальное оформление арендных отношений…………...14
2. Бухгалтерский учёт операций по аренде имущества у арендатора
и арендодателя……………………………………………………………….18
2.1. Учёт операций по передаче имущества в аренду……………….18
2.2. Учёт операций по получению имущества в аренду…………….23
2.3. Направления совершенствования бухгалтерского учёта
арендных отношений………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….33
Приложение………………………………………….………………………35
Арендная
Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 [13] в случае, если предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, является предметом деятельности организации, поступления, получение которых связанно с этой деятельностью, – т.е. арендная плата – считаются выручкой. А вот в случае, если сдача имущества в аренду не считается предметом деятельности организации, суммы арендной платы – согласно пунктам 5, 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [13] – относятся к прочим доходам.
Следовательно, в первом случае арендная плата будет начисляться по кредиту счёта 90 «Продажи», а расходы, связанные с осуществлением арендных операций, целесообразно в течение месяца собирать на отдельном субсчёте к счёту 20 «Основное производство» (или 44 «Расходы на продажу» в торговых организациях), а в конце месяца списывать в дебет счёта 90 «Продажи»; а во втором случае суммы арендной платы будут относиться в кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы», а суммы расходов по арендным операциям (например, начисление амортизации по сданному в аренду имуществу) будут отражаться по дебету счёта 91.
В случае, если арендная плата вносится арендатором ежемесячно после окончания соответствующего месяца, никаких сложностей в учёте не возникает. В конце месяца производится начисление сумм причитающейся арендной платы за данный месяц, что отражается по дебету счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» (или 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками») и кредиту счетов 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы» в зависимости от того, как рассматриваются арендные операции у данной организации: как предмет деятельности или как «побочные» разовые операции. Одновременно производится списание расходов по арендным операциям (в дебет счёта 90 или 91 соответственно). А поступление арендной платы отражается по дебету счетов учёта денежных средств (например, счёта 50 «Касса», если арендная плата вносится наличными, или 51 «Расчётные счета», если арендатор перечисляет арендную плату безналичным путём) и кредиту счёта 76 (62).
Пример 1.
В связи с сокращением объёмов деятельности ООО «Челябинский жиртрест» решило сдать временно неиспользуемый склад в аренду на шесть месяцев с мая по октябрь 2010 года. По договору аренды сумма арендной платы составляет 59000 руб. в месяц, в т.ч. НДС 9000 руб., а её уплата производится арендатором ежемесячно не позднее пятого числа следующего месяца. Амортизация данного складского помещения составляет 6790 руб. в месяц.
Бухгалтер ООО «Челябинский жиртрест» рассматривает арендные операции не как предмет деятельности, а как разовые побочные операции, поэтому он отразит их так, как приведено в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Бухгалтерский учёт операций у арендодателя
|
На практике значительно чаще встречаются случаи, когда арендная плата вносится арендодателем авансом сразу за несколько месяцев. Например, за квартал, за полугодие или даже за целый год. В этом случае могут использоваться два подхода к учёту арендных операций.
Первый
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 - поступила авансом арендная плата;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 98-1 - отражена арендная плата в составе доходов будущих периодов;
ДЕБЕТ 98-1 КРЕДИТ 68 - начислен НДС с суммы поступившей авансом арендной платы;
ДЕБЕТ 98-1 КРЕДИТ 90 (91) - включена в состав доходов соответствующая часть полученной арендной платы (эта запись делается ежемесячно в течение того срока, за который была получена авансом арендная плата).
Однако
На мой взгляд, второй подход является более корректным, поскольку более адекватно отражает сущность возникающих между сторонами отношений. В самом деле, уплаченная авансом арендная плата представляет собой именно предоплату за ещё не оказанные услуги, которая в принципе может быть возвращена в случае досрочного расторжения договора аренды, а не доход, полученный арендодателем в момент поступления денег от арендатора, ведь арендодатель на этот момент ещё не исполнил своих обязательств по договору.
Пример 2.
Изменим условие примера 1 и предположим, что арендная плата за 6 месяцев была внесена арендатором единовременно в мае 2010 года в сумме 354000 руб., в т.ч. НДС 54000 руб. В этом случае бухгалтер ООО «Челябинский жиртрест» сделает записи, образец которых приведен в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Бухгалтерский
учёт операций у арендодателя с предоплатой
|
2.2. Учёт операций по получению имущества в аренду
Арендатор принимает арендованное у арендодателя имущество к учёту на забалансовом счёте 001 «Арендованные основные средства».
Арендованные
Начисленная за отчётный период арендная плата за основные средства, используемые в производственной деятельности или при реализации продукции (работ, услуг), включается в состав расходов по обычным видам деятельности.
В случае, когда арендная плата уплачивается ежемесячно, она учитывается на счетах учёта затрат или расходов на продажу (20, 26, 44) в корреспонденции со счётом 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма НДС, уплачиваемая в составе арендной платы, в данном случае может быть предъявлена к вычету при расчётах с бюджетом.
Перечисление
Документами, подтверждающими арендные платежи, являются договоры аренды, акты приемки-сдачи оказанных услуг по аренде, счета и счета-фактуры, выданные арендодателем, выписки банка по расчётному счёту и платежные поручения.
Пример 3.
В связи с падением
спроса на производимую продукцию ООО
«Парфюм+» приняло решение
Бухгалтер ООО «Парфюм+»» отразит арендные операции согласно образцу, приведенному в табл. 2.3.