Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и как следствие - исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.
Введение……………………………………………………………………………….….3
1.Сущность и основные допущения, лежащие в основе учетной политике и требования к ней…………………………………………………………………………4
1.1 Сущность учетной политики………………………………………………………4
1.2 Основные допущения и требования, определяющие учетную политику…….…6
1.3 Изменения в учетной политике……………………………………………..…….8
2.Документооборот и технология обработки учетной информации………………10
2.1 Документооборот как элемент учетной политики…………………………..…10
2.2 Примерный план работы предприятия по упорядочению документооборота...13
2.3 Организация учета материалов в бухгалтерии…………………………………..16
3. аспекты учетной политики…………………………………………………………...18
3.1 Организационный аспект………………………………………………………..18
3.2 Методологический аспект………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………………....33
Практическая часть (вариант 3)……
При обработке документов вторые экземпляры раскладываются по складам (кладовым и другим местам хранения), группам и номенклатурным номерам материалов. Картотека этих документов используется для справок и выверки аналитического сортового учета и составления отчетности.
На первых экземплярах первичных документов бухгалтерия проставляет учетные шифры видов операций, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учета.
После разметки первые экземпляры первичных документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним счетам-фактурам, накладными и т.п.- для учета приобретений и заготовления материальных ценностей, а расходные документы - для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости и т.д.
По окончании месяца на основании данных о приобретении и заготовлении материалов бухгалтерия должна определить:
- остатки
материалов в пути и
- данные о неотфактурованных поставках;
- остатки
задолженности поставщикам по
не оплаченным в срок
Эти учетные данные используются для принятия мер по розыску непоступивших грузов, затребования счетов-фактур от поставщиков, оплаты задолженности поставщикам, а также для отражения в бухгалтерской отчетности.
Для систематического
контроля за сохранностью материальных
ценностей в организациях должны
проводиться контрольные
Выявленные излишки и недостачи материалов
должны быть отражены на карточках складского
учета, а после рассмотрения и утверждения
результатов инвентаризации делаются
необходимые бухгалтерские записи.
3. Аспекты учетной политики
3.1Организационные аспекты
Для организации налогового учета необходимо проведение следующих мероприятий:
- уточнение функциональных обязанностей работников бухгалтерии с целью перераспределения обязанностей таким образом, чтобы обеспечить правильное и оперативное ведение бухгалтерского учета;
- назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета, за своевременность и правильность представления данных, необходимых для ведения налогового учета, а также определения обязанностей руководителей подразделений и служб, смежных с бухгалтерией;
- уточнение и, при необходимости, переработка существующих графиков документооборота, принятого в организации.
Следующим этапом разработки организационных аспектов учетной политики является определение элементов налогового учета и связанных с этим мероприятий.
Элементами налогового учета в соответствии с НК РФ являются:
- первичные
учетные документы (включая
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Под первичными учетными документами понимаются документы, используемые в бухгалтерском учете. Перечень форм таких документов устанавливается в первом разделе учетной политики (учетная политика для целей финансового учета). Если используются формы, не являющиеся унифицированными, в приложении к учетной политике, утверждаются формы, разработанные организацией.
В свете данных требований предполагается, что для организации налогового учета в бухгалтерии необходимо оформить еще один первичный документ -- бухгалтерскую справку. Так как бухгалтерские справки будут составляться по всем участкам учета и по всем видам доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в приложении к учетной политике для целей налогового учета следует привести все формы справок. Нелишним будет дублирование этих же форм и в приложении к учетной политике для целей финансового учета.
Расчет налоговой базы производится в налоговых декларациях, формы которых утверждаются МНС России и являются едиными для всех налогоплательщиков. Следовательно, в учетной политике достаточно определить сроки составления таких расчетов и лиц (по должностям, а не по фамилиям), ответственных за составление расчетов.
Таким образом, из трех элементов налогового учета наибольшее внимание следует уделить второму -- аналитическим регистрам налогового учета. Это связано с тем, что централизованная разработка форм такого учета НК РФ не предусматривается. Все работы, связанные с разработкой форм аналитического учета, ведутся непосредственно в организации. При этом наряду с общими требованиями налогового законодательства учитываются отраслевые и технологические особенности процессов произведет и реализации продукции (работ, услуг), а также специфика документооборота, используемого организацией.
Обязательными реквизитами, которые должны содержаться в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являются:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись
(расшифровка подписи) лица, ответственного
за составление указанных
Нетрудно убедиться, что перечень обязательных реквизитов основан на аналогичном перечне, приведенном в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и относящемся к обязательным реквизитам первичных документов бухгалтерского учета. Однако имеются некоторые различия, обусловленные спецификой налогового учета.
Немаловажным является положение НК РФ, устанавливающее, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, за разглашение налоговой тайны несут ответственность, установленную НК РФ. Сентенция более чем спорная, так как содержание регистров налогового учета мало чем отличается от содержания регистров учета бухгалтерского. Следовательно, разглашение их содержания должно квалифицироваться как нарушение коммерческой тайны (кроме информации, которая к коммерческой тайне не относится) со всеми вытекающими последствиями.
Требованиям по составлению аналитических регистров бухгалтерского учета в НК РФ посвящена отдельная статья -- 314.
В соответствии с этой статьей аналитические регистры налогового учета -- это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета -- это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические
регистры налогового учета предназначены
для систематизации и накопления
информации, содержащейся в принятых
к учету первичных документах,
аналитических данных налогового учета
для отражения в расчете
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Таким образом, какие-либо унифицированные формы налогового учета на федеральном или отраслевом уровне не устанавливаются, и устанавливаться не будут; исключительное право разработки таких форм принадлежит налогоплательщику. При этом, разумеется, основные факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки, зависят от схемы бухгалтерского учета и схемы документооборота первичных регистров бухгалтерского учета, принятых в организации, а также от отраслевых особенностей осуществления предпринимательской деятельности.
Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. Как следует из текста ст. 314 НК РФ, корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается, отражается только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.
Таким образом, с учетом требований, изложенных
выше, форма аналитического регистра налогового
учета с минимальным набором реквизитов
может иметь следующий вид (пример для
учета материальных расходов).
Установление метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг)
Как уже отмечалось, после введения в действие главы 25 части второй НК РФ использование кассового метода выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг) будет весьма ограниченным.
Статьей 273 Н К РФ установлен о, что организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Причем в случае если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
Реальным таким правом могут воспользоваться преимущественно субъекты малого предпринимательства.
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом под оплатой товара (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком -- приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав. Моментом оплаты следует считать момент списания дебиторской задолженности по отгруженной продукции, выполненным работам или оказанным услугам.
При учете расходов в случае использования кассового метода НК РФ установлены следующие особенности:
- материальные
расходы, а также расходы на
оплату труда учитываются в
составе расходов в момент
списания денежных средств с
расчетного счета
- списание
сумм произведенной оплаты по
стоимости материально-