Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Работа содержит 1 файл

моя курсовая!!!.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

     Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 126.

     К элементам учетной политики нематериальных активов относятся:

     принятые  способы и методы оценки и учета  приобретения, создания и выбытия  нематериальных активов;

     принятые  способы начисления амортизации  нематериальных активов с указанием, к каким группам и видам  нематериальных активов применяются  выбранные способы начисления амортизации, используемые для учета нематериальных активов счета бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

     применяемые для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами формы  первичных документов и регистров  бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых.

     в) порядок отнесения предметов  к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).

     МБП считаются предметы, служащие менее 1 года независимо от стоимости. К ним относятся предметы труда, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, средства защиты от вредных воздействий производственной среды, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, – стоимостью единицы в пределах 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – в пределах 10 базовых величин) или в ином размере, определяемом руководителем организации, но в пределах лимитов, установленных Министерством финансов России.

     МБП стоимостью до 1 базовой величины (включительно) за единицу списываются по мере отпуска  в эксплуатацию. Учет этих предметов  ведется материально ответственным  лицом. Амортизация по малоценным и  быстроизнашивающимся предметам организациями, финансируемыми из бюджета, не начисляется;

     г) способы начисления амортизации, которые  определяются отдельно по объектам основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ, нелинейный способ и т.д.) в соответствии с  Положением о порядке начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики России, Министерства финансов России, Министерства статистики и анализа России, Министерства строительства и архитектуры России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими изменениями и дополнениями [20, с.62].

     6.Методы  оценки активов и обязательств.

     Основные  принципы оценки активов и обязательств:

     оценка  имущества и обязательств производится организацией для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;

     оценка  имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных  расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой  организации, – по стоимости его  изготовления.

     Материальные  запасы (за исключением медикаментов и продуктов питания) учитываются  по фактической стоимости, включая  затраты на их приобретение, хранение, транспортировку, стоимость услуг  и другие аналогичные расходы. Расходы  по заготовке и доставке материалов могут учитывать непосредственно  стоимость материалов.

     Бюджетным организациям разрешается осуществлять списание материалов и продуктов  питания только по ценам их приобретения или средним ценам, если данные материальные ценности ранее уже приобретались. Поэтому в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно утвердить  метод оценки списания материалов и  продуктов питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов России от 11 декабря 2003 г. № 59 «О порядке учета материальных запасов  учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».

     Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные  варианты. Несмотря на то, что формированием  учетной политики занимается главный  бухгалтер, при выборе того или иного  способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

     Например, при выборе способа оценки активов  при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических  и финансовых последствий применения разных способов. На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к  разным категориям имущества и в  зависимости от общей экономической  ситуации организации, могут быть выгодны  разные способы такой оценки.

     Такое экономическое "обоснование" должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом  снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Естественно, это не входит в компетенцию  бухгалтерии. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет  организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его  правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

     Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой  информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение  которого эта информация действительно  может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения  бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями  производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

     По  результатам предварительных экономических  расчетов и экспертных оценок организация  должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных  ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными  службами до его окончательного утверждения.

     Кто должен руководить работой по формированию учетной политики на стадии принятия решений? Конечно, это может быть главный бухгалтер. Но лучше, если эту  миссию примет на себя непосредственно  руководитель организации. Это позволит сделать выбор более объективным  и оптимальным, что немаловажно  в случае возникновения конфликта  интересов, одной из сторон которого является непосредственно главный  бухгалтер.

     Аналогичный порядок применяется и в отношении  вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все  возможные способы, а затем уже  действовать по указанной схеме.

     Все решения, принятые организацией в отношении  выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены  надлежащим образом путем включения  в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

     После утверждения учетной политики главный  бухгалтер становится одновременно «гарантом» ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности [18, с.124].

     Нормативное регулирование

     Нормативное регулирование бухгалтерского учета  представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.1

     Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех  уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

     Первый  уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в  России.

     В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила  ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими  на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском  учете”, законы РФ “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, Налоговый  кодекс РФ и другие.

     Второй  уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством  Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  приказом Министерства Финансов  России  от  29  июля  1998г.  №  34н  (с  изменениями  от  24.03.2000г. № 31н).

     Документы этого уровня определяют принципы и  базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без  раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти  положения исходя из принципов, предусмотренных  документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском  учете”.

     Третий  уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые  Министерством Финансов и другими  органами в соответствии с действующим  законодательством.

     Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно  на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила  ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных  и других характеристик организаций.

     Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в  организации. Эти документы разрабатываются  организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

     Основным  нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение  учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации», утвержденное приказом Министерства Финансов России от 09.12.98 № 60н (с изменениями от 30.12.1999г. № 107н).

     Таким образом, учетная политика любой  организации должна полностью соответствовать  нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской  организации необходимо следить  за всеми изменениями, происходящими  в законодательстве РФ.

Порядок изменения учетной  политики

     Менять  учетную политику предприятие может  только в особых случаях, которые  также указаны в Положении  «Учетная политика предприятия».

     Этими случаями являются:

     - изменения законодательства Российской  Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учету;

     - разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета. Применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверности информации;

     - существенного изменения условий  деятельности. Существенное изменение  условий деятельности организации  может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности, реструктуризацией  производства, значительным расширением  или уменьшением объемов деятельности  и т.д.

     Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Информация о работе Учетная политика предприятия