Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:37, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
Анализ
действующего законодательства и нормативной
базы, регулирующей выбранные на первом
этапе направления, разделы и
объекты учета организации, должен
осуществляться не только в одном
направлении – что
В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:
выбора из нормативно установленных вариантов;
самостоятельной разработки собственного варианта решения.
Кто же должен в организации проводить всю подготовительную работу? Так как речь идет о серьезном анализе большого количества сложных нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, доскональном знании особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействия, знании текущих экономических позиций организации и перспектив ее дальнейшего развития, а также необходимости работы в тесном контакте с другими службами организации, ответ очевиден – это главный бухгалтер. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. Однако в связи с тем что такая серьезная и объемная работа требует значительного количества рабочего времени и полного погружения в проблему, разумнее главному бухгалтеру официально делегировать (не снимая с себя всей полноты ответственности) свои полномочия в части подготовительной работы по формированию учетной политики своему заместителю или отдельной группе работников бухгалтерии. Безусловно, отслеживать изменения в нормативной базе по своему направлению (участку) учета могут все работники бухгалтерии, но это требует наличия у них специальных знаний и навыков достаточно высокого уровня. Поэтому целесообразно иметь в составе бухгалтерии работника, который бы занимался вопросами методологии и организации бухгалтерского учета на постоянной основе. К сожалению, не все организации имеют такую возможность в финансовом отношении, а иногда это связано с непониманием остроты этой проблемы руководством организации [18, стр.108].
При составлении учетной политики утверждается:
1.
Рабочий план счетов
ПСБУ для бюджетных учреждений не детализирован по источникам финансирования в части субсчетов учета имущества и обязательств учреждения, а также по видам уплачиваемых налогов и сборов. Поэтому в целях обеспечения прозрачности бухгалтерского учета бюджетного учреждения необходимо утвердить субсчета с отличительным признаком для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным, внебюджетным, целевым средствам, гуманитарной, спонсорской и др. помощи, учитывая отраслевую специфику учреждения, для организации аналитического учета указанных участков. Особое внимание при разработке Рабочего плана счетов необходимо обратить на использование субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и субсчета 237 «Прочие источники» при отражении доходов, поступающих от предпринимательской деятельности.
2.
Формы первичных учетных
Факт
свершения хозяйственной
Первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование, номер документа, дату и место его составления;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
должности, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). Нарушение установленной формы первичного учетного документа, а также утверждение его должностным лицом, которому согласно графику документооборота не предоставлено таких полномочий, может привести к признанию неправомочности принятия такого документа к учету.
Кроме
того, формы ряда применяемых бюджетными
учреждениями первичных учетных
документов для отдельных отраслей
централизованно не регламентированы
либо имеют свою специфику, поэтому
такие формы обязательно должны
быть утверждены в приказе об учетной
политике. В организации должен быть
утвержден перечень лиц, имеющих
право подписи первичных
Документы,
которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами,
подписываются руководителем
Без
подписи главного бухгалтера или
уполномоченного им на то лица денежные
и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства
При
необходимости передоверить право
подписи уполномоченному лицу данное
лицо также должно быть указано в
учетной политике. При этом не обязательно
указывать конкретную фамилию должностного
лица, являющегося уполномоченным,
достаточно указать должность по
штату или штатному расписанию (например,
заместитель руководителя). Эта мера
позволит избежать вопросов, связанных
с внесением изменений в
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании [20, с.52].
3.График
документооборота, регламентирующий
перечень и формы первичных
учетных документов, сроки их
составления, а также перечень
должностных лиц,
Эффективная
работа бухгалтерской службы невозможна
без организации и
Этим вопросам в учетной политике необходимо уделить особое внимание, т.к. в соответствии со ст. 151-3 Кодекса России об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. № 4048-X с последующими изменениями и дополнениями нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие, нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.
4.Сроки
и порядок проведения
Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения [18, с.111].
5.Учетная
политика организации по видам
имущества, операциям и
В учетной политике должны быть закреплены:
а) установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев – остается неизменным.
Учет основных средств должен быть организован в соответствии с:
Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;
Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 125.
Объекты основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями Правительства России о переоценке основных средств.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Результаты
проведенной по состоянию на первое
число отчетного года переоценки
объектов основных средств подлежат
отражению в бухгалтерском
Таким образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие элементы:
сроки проведения переоценки;
порядок проведения переоценки – индексным методом или методом прямой оценки;
порядок
отражения результатов
б) учет нематериальных активов, который ведется в соответствии со следующими документами:
Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;