Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Работа содержит 1 файл

моя курсовая!!!.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

     Анализ  действующего законодательства и нормативной  базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и  объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном  направлении – что предписывается или разрешается делать в части  учета, рассматривая при этом имеющиеся  нормативные документы. Анализировать  нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98. Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

     В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно  связаны с деятельностью данной организации и которые она  намерена отразить в своей учетной  политике. Эти вопросы для оптимизации  принятия решения целесообразно  разделить на две группы, требующие:

     выбора  из нормативно установленных вариантов;

     самостоятельной разработки собственного варианта решения.

     Кто же должен в организации проводить  всю подготовительную работу? Так как речь идет о серьезном анализе большого количества сложных нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, доскональном знании особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействия, знании текущих экономических позиций организации и перспектив ее дальнейшего развития, а также необходимости работы в тесном контакте с другими службами организации, ответ очевиден – это главный бухгалтер. Тем более что он отвечает за ее формирование по законодательству. Однако в связи с тем что такая серьезная и объемная работа требует значительного количества рабочего времени и полного погружения в проблему, разумнее главному бухгалтеру официально делегировать (не снимая с себя всей полноты ответственности) свои полномочия в части подготовительной работы по формированию учетной политики своему заместителю или отдельной группе работников бухгалтерии. Безусловно, отслеживать изменения в нормативной базе по своему направлению (участку) учета могут все работники бухгалтерии, но это требует наличия у них специальных знаний и навыков достаточно высокого уровня. Поэтому целесообразно иметь в составе бухгалтерии работника, который бы занимался вопросами методологии и организации бухгалтерского учета на постоянной основе. К сожалению, не все организации имеют такую возможность в финансовом отношении, а иногда это связано с непониманием остроты этой проблемы руководством организации [18, стр.108].

     При составлении учетной политики утверждается:

     1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета.

     ПСБУ  для бюджетных учреждений не детализирован по источникам финансирования в части субсчетов учета имущества и обязательств учреждения, а также по видам уплачиваемых налогов и сборов. Поэтому в целях обеспечения прозрачности бухгалтерского учета бюджетного учреждения необходимо утвердить субсчета с отличительным признаком для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным, внебюджетным, целевым средствам, гуманитарной, спонсорской и др. помощи, учитывая отраслевую специфику учреждения, для организации аналитического учета указанных участков. Особое внимание при разработке Рабочего плана счетов необходимо обратить на использование субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и субсчета 237 «Прочие источники» при отражении доходов, поступающих от предпринимательской деятельности.

     2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов  хозяйственных операций, по которым  не предусмотрены типовые формы  первичных учетных документов, а  также формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности.

     Факт  свершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным  документом, имеющим юридическую  силу. Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации.

     Первичные документы, форма которых не предусмотрена  в альбомах, для придания им юридической  силы должны содержать следующие  обязательные реквизиты:

     наименование, номер документа, дату и место  его составления;

     содержание  и основание совершения хозяйственной  операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и  денежных показателях;

     должности, фамилии, инициалы и личные подписи  лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). Нарушение установленной формы первичного учетного документа, а также утверждение его должностным лицом, которому согласно графику документооборота не предоставлено таких полномочий, может привести к признанию неправомочности принятия такого документа к учету.

     Кроме того, формы ряда применяемых бюджетными учреждениями первичных учетных  документов для отдельных отраслей централизованно не регламентированы либо имеют свою специфику, поэтому  такие формы обязательно должны быть утверждены в приказе об учетной  политике. В организации должен быть утвержден перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно  руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером.

     Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или  уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов. Несмотря на кажущуюся  очевидность того, какие документы  следует относить к денежным, на практике могут возникнуть вопросы, например: является ли таким документом авансовый отчет, представляемый подотчетным лицом в случае, если перерасхода по авансу нет; к какому виду операций следует отнести движение ценностей, числящихся на субсчете 132 «Денежные документы», и т.д.

     Без подписи главного бухгалтера или  уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению. Это значит, что  при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а  также обязательств, под которые  организация осуществляет финансовые вложения.

     При необходимости передоверить право  подписи уполномоченному лицу данное лицо также должно быть указано в  учетной политике. При этом не обязательно  указывать конкретную фамилию должностного лица, являющегося уполномоченным, достаточно указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя). Эта мера позволит избежать вопросов, связанных  с внесением изменений в учетную  политику в случае изменения должностного положения работников. Что же касается ответственности уполномоченных лиц, то она определяется не учетной политикой, а законодательными актами.

     Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  если это не представляется возможным  – непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной политики определить, какие  группы документов составляются непосредственно  при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании [20, с.52].

     3.График  документооборота, регламентирующий  перечень и формы первичных  учетных документов, сроки их  составления, а также перечень  должностных лиц, ответственных  за их оформление и утверждение.

     Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных  документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно  считать график документооборота –  направление движения документов и  сроки их представления в соответствующие  подразделения организации, бухгалтерию  либо централизованную бухгалтерию. График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и  является приложением к учетной  политике организации.

     Этим  вопросам в учетной политике необходимо уделить особое внимание, т.к. в соответствии со ст. 151-3 Кодекса России об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. № 4048-X с последующими изменениями  и дополнениями нарушение порядка  ведения бухгалтерского учета и отчетности, уничтожение документов или их сокрытие, нарушение руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.

     4.Сроки  и порядок проведения инвентаризации.

     Согласно  п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем  организации, кроме случаев, когда  проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения [18, с.111].

     5.Учетная  политика организации по видам  имущества, операциям и обязательствам.

     В учетной политике должны быть закреплены:

     а) установление порядка отнесения  имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к  объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев – остается неизменным.

     Учет  основных средств должен быть организован  в соответствии с:

     Положением  по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;

     Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств  организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 125.

     Объекты основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями Правительства России о переоценке основных средств.

     Переоценка  объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

     Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете  обособленно.

     Таким образом, в учетной политике организации  должны быть определены следующие элементы:

     сроки проведения переоценки;

     порядок проведения переоценки – индексным  методом или методом прямой оценки;

     порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете;

     б) учет нематериальных активов, который  ведется в соответствии со следующими документами:

     Положением  по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями  и дополнениями;

Информация о работе Учетная политика предприятия