Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика организации — это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периодеПоэтому правильный выбор учетной политики во многом определяет эффективность всей хозяйственной деятельности компании.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Учетная политика для целей финансового учета…………………………………………………...4

1.1 Общие требования к формированию учетной политики

1.2 Формирование учетной политики

1.3 Допущения и требования при формировании учетной политики

Глава 2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики………….8

2.1 Важнейшие элементы учетной политики

2.2 Изменение учетной политики

Глава 3. Учетная политика для целей налогового учета……………………………………………………17

3.1 Общие положения

3.2 Аспекты учетной политики: организационные и методологические

3.2.1 Организационные аспекты

3.2.2 Методологические аспекты

Заключение…………………………………………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Учетная политика.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Списание расходов

     Списание  материалов на проведение испытаний  имеет свои особенности: в зависимости  от суммы расходов и принятого  в учетной политике порядка отнесения  подобных затрат они могут либо списываться  в полной сумме на себестоимость  продукции (работ, услуг), либо относиться в состав расходов будущих периодов для последующего списания на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких отчетных периодов:

     Дебет 97 "Расходы будущих периодов" Кредит 10 — на сумму стоимости  использованных материалов.

     К сожалению, НК РФ не устанавливает порядка  списания подобных расходов. Вполне правомерным  можно считать подход, основанный на положениях главы 25 НК РФ, в соответствии с которым расходы в сумме, не превышающей 10 тыс. руб., допускается  единовременно списывать на затраты. Таким образом, в тех случаях, когда расходы на проведение испытаний нового или реконструированного (модернизированного) оборудования превышают указанную сумму, в учетной политике следует определить порядок их списания. Распределять произведенные расходы на всю стоимость продукции, выпущенной с использованием этого оборудования (выполненных работ или оказанных услуг), вряд нецелесообразно.

     Необходимо  воспользоваться технологическим  подходом и определить период списания в размерах срока, в течение которого новое оборудование выйдет на проектную (паспортную) мощность. Причем списание расходов целесообразно проводить пропорционально объему выпущенной продукции, объемам выполненных работ или стоимости оказанных услуг.

     Списание  расходов будущих периодов и в финансовом, и в налоговом учете отражается одинаково: 

     Дебет 20 (23, 25, 26 и т.п.) Кредит 97 — на часть  расходов, подлежащих списанию в данном отчетном периоде.

     В отдельный вид материальных расходов НК РФ выделяет расходы на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества.

     В пункте об Положения о составе  затрат данный вид затрат был объединен в одном абзаце с расходами, перечисленными выше. Кроме того, Положение о составе затрат предусматривало возможность списания на затраты (себестоимость продукции (работ, услуг)) износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других малоценных предметов.

     Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая  отчисления в резерв на предстоящие  расходы на гарантийный ремонт и  гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НКРФ). Вопросы налогового учета создания и использования различных резервов выходят за рамки данного издания. Заметим, что НК РФ предусматривает практически только одну схему возмещения расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание — посредством создания соответствующих резервов с отнесением сумм отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг).

     При этом установлено, что сумма резерва  может быть определена только на основании  расчета. Расчет может быть произведен только одним порядком — на основании соотношения между фактическими расходами на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание за прошедшие три года и выручкой от реализации продукции (которая находится на гарантии)за тот же период. Эта сумма является предельной. Расходы на создание резерва признаются для целей налогового учета после реализации соответствующих товаров. Другими словами, можно сделать вывод о том, что в учетной политике для целей налогообложения можно указывать сам факт создания резерва, а также соотношение между указанными затратами и выручкой от реализации, действующее в соответствующем налоговом периоде. Схема из бухгалтерского учета, в соответствии с которой перед началом соответствующего года определяются общая сумма резерва на год и размер ежемесячных отчислений, налоговым законодательством не предусмотрена. 

     3.2.2 Методологические  аспекты

     В этом разделе учетной политики отражается, прежде всего, выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов. Кроме того, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить элементы, не имеющие вариантов, но имеющие существенное значение для организации налогового учета. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения единообразных подходов к ведению учета независимо от случайных факторов (изменение технологии обработки информации, появление новых видов деятельности организации, смена работников и т.п.).

     Учет  доходов организации

     К доходам организации в соответствии с НК РФ относятся:

     - доходы от реализации товаров  (работ, услуг) и имущественных  прав (доходы от реализации);

     - внереализационные доходы.

     Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка из состава доходов как  отдельный вид исключен доход от реализации объектов основных средств и прочего имущества организации. Он не исключен вообще, но объединен в одну группу с доходами от реализации продукции (работ, услуг).

     Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

     Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами  за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом выбранного организацией метода определения выручки от реализации.

     Доходы  признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели  место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

     По  доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в  случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

     Таким образом, в случае если организация  получает именно такие доходы, в учетной политике для целей налогового учета должен быть отражен порядок распределения доходов между отдельными отчетными периодами.

     При формировании учетной политики для  целей налогового учета следует  учитывать отдельные положения  п. 4 и 6 ст. 27 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных  доходов.

     В частности, датой получения дохода по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.

     Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги в зависимости оттого, что произошло ранее.

     В учетной политике для целей налогового учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие  кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

     Датой получения дохода является последний  день отчетного (налогового) периода — по доходам:

     - в виде сумм восстановленных  резервов и иным аналогичны  доходам;

     - в виде распределенного в пользу  налогоплательщика при его участии  в простом товариществе дохода;

     - по доходам от доверительного  управления имуществом;

     - по иным аналогичным доходам.

     Так как в данном подпункте п. 4 ст. 271 НК РФ речь идет о личных видах  доходов, получаемых в различные  отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.

     В случае если организацией предполагается проведение переоценки оборотного имущества  организации, датой получения дохода является дата проведения переоценки имущества (на основании акта, составленного  в соответствии с требованиями бухгалтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводит по результатам проведенной инвентаризации активов организации. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учетной политике следует отразить саму возможность проведения такой переоценки, определить состав комиссии, участвующей работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а также сроки проведения переоценки.

     Учет  курсовых и суммовых разниц производится на основании требований документов системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности (ПБУ 3/2000, ПБУ 9/99). Поэтом; в учетной политике для целей налогового учета этот элемент дополнительного отражения не требует.

     Если  организация получает доходы от сдачи  имущества в аренду (субаренду), в  учетной политике целесообразно  отразит основные условия арендных договоров, а также сроки и размерь предполагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

     Если  предполагается разборка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки.

     Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания (например, отчетный период, в котором истекает срок исковой давности).

     Учет  расходов организации

     В отношении расходов организации, учитываемых  для целей налогообложения, имеется  большая возможность выбора из нескольких вариантов, нежели в отношении доходов.

     Здесь также речь пойдет только о расходах, осуществляемых в организациях, использующих при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) метод начислений.

     Общие вопросы учета  расходов

     Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они  относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

     Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы  возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками  исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

Информация о работе Учетная политика организации