Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика организации — это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периодеПоэтому правильный выбор учетной политики во многом определяет эффективность всей хозяйственной деятельности компании.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Учетная политика для целей финансового учета…………………………………………………...4

1.1 Общие требования к формированию учетной политики

1.2 Формирование учетной политики

1.3 Допущения и требования при формировании учетной политики

Глава 2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики………….8

2.1 Важнейшие элементы учетной политики

2.2 Изменение учетной политики

Глава 3. Учетная политика для целей налогового учета……………………………………………………17

3.1 Общие положения

3.2 Аспекты учетной политики: организационные и методологические

3.2.1 Организационные аспекты

3.2.2 Методологические аспекты

Заключение…………………………………………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Учетная политика.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Оценка  оприходованных имущества  и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем:

     приобретенного  за плату - суммирования фактически произведенных затрат на покупку;

     полученного безвозмездно - по рыночной стоимости  на дату оприходования;

     произведенного  на самом предприятии - по стоимости  изготовления (фактических затрат, связанных с производством объекта  имущества).

     Оценка  имущества, обязательств и хозяйственных операций может производится до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях.

     Правила оценки активов организации регулируются также соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 3/2000, ПБУ 10/99).

     Оценка  финансовых вложений. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. При этом по долговым ценным бумагам в соответствии с пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и пунктом 3.4. "Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами", утвержденного приказом Минфина России от 15 января 1997 года N 2, разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты.

     В связи с вышеизложенным, учетной  политикой должно быть определено, списывает организация соответствующую  разницу равномерно по мере обращения  долговых ценных бумаг, или единовременно  при предъявлении этих бумаг к оплате (ином их выбытии).

     Оценка  и учет товаров. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их приобретения в порядке, определенном для других материально-производственных запасов.

     Вместе  с этим, действующее законодательством  устанавливает и отдельные особенности  оценки товаров. Так, организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить  оценку приобретаемых товаров по продажной стоимости с отдельным  учетом наценок (скидок) (т.е. с использованием счета 42 "Торговая наценка"). В связи с этим решение выбора предприятий розничной торговли заключается в использовании счета 42 или нет, что должно быть отражено в учетной политике.

     В учетной политике торговых организаций  отражается также порядок учета транспортных расходов. По общим правилам оценки такие расходы должны относиться на увеличение стоимости товаров, в том числе через использование счетов 15 и 16. Пунктом же 13 ПБУ 5/01 торговым организациям предоставлено право отражать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в составе расходов на продажу (счет 43 "Расходы на продажу"). Соответствующий порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике.

     В случае, если в 2001 году все издержки обращения не признавались торговыми  организациями в стоимости реализованных  товаров, а с 2002 года они принимают  решение о включении таких  расходов в стоимость товаров, согласно пункту 27 "Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности", утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 60н, допускается равномерно включать эти суммы в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие). Исходя из этого в учетной политике в этом случае должны найти место само принятое решение, а также период списания расходов.

     Оценка  незавершенного производства. Правила оценки определены пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета.

     Номенклатура  материально-производственных запасов, используемых организацией. С 2002 года в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

     Принятая  организацией номенклатура в разрезе  наименований, номенклатурных номеров  и групп прикладывается отдельным  приложением к разрабатываемой  учетной политике.

     Варианты  приобретения и заготовления материалов. В зависимости от принятого организацией варианта учета (что закрепляется в  учетной политике), поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов" или без использования их, что регулируется Инструкцией по применению Плана счетов. При этом с использованием счетов 15 и 16 может быть организован учет таких расходов связанных с материально-производственными запасами, как суммовые разницы, затраты по заготовке и доставке материалов (расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата; транспортные расходы по доставке мат риалов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; расходы по оплате процентов за пользование заемными средствами и т.п.).

     Учет  выпуска готовой  продукции. Под готовой продукцией в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 понимается часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (в частности - конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

     Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции  может быть организован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (чем обеспечивается учет продукции  по нормативной себестоимости) или  без его использования. Соответствующий  выбор закрепляется в учетной политике.

     Учет  выполнения работ  долгосрочного характера. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.) могут осуществлять их учет с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или без использования счета 46. Соответствующий выбор отражается в учетной политике.

     Оценка  выбытия активов (порядок начисления амортизации). Действующее законодательство содержит ряд вариантов списания с учета активов предприятия (основных средств, материалов, товаров, нематериальных активов). Используемый организацией в каждом конкретном случае выбор фиксируется в учетной политике.

     В рамках объектов основных средств организации вправе выбирать между следующими способами начисления амортизации: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

     Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего срока полезного использования  объектов, входящих в эту группу.

     По  объектам нематериальных активов в  соответствии с пунктом 14 ПБУ 14/2000 амортизация начисляется одним из следующих способов:

     - линейным;

     - способом уменьшаемого остатка;

     - способом списания стоимости  пропорционально объему продукции  (работ).

     Применение  одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования, который определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта (действия патентов, свидетельств и т.п.), но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

     В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 оценка материалов, отпущенных в производство и ином их выбытии производится одним из следующих методов:

     - по себестоимости каждой единицы;

     - по средней себестоимости;

     - по себестоимости первых по  времени приобретения материалов (метод ФИФО);

     по  себестоимости последних по времени  приобретения материалов (метод ЛИФО).

     Учет  затрат на ремонт основных средств. В соответствии с действующим законодательством каждая организация вправе воспользоваться целым рядом вариантов списания затрат, связанных с ремонтом основных средств: с отнесением расходов на ремонт непосредственно на счета учета затрат; с отнесением расходов на ремонт на расходы будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") с последующим списанием расходов на счета учета затрат в течение отчетного года или в течение периода, определенного организацией, в рамках осуществления ремонтных работ; с образованием резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтного фонда (счет 96 "Резервы предстоящих расходов");

     Списание общехозяйственных расходов. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются согласно одному из двух вариантов:

     - в дебет счетов учета затрат (20, 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону));

     - непосредственно на счета учета  продаж (счет 90 "Продажи") как условно-постоянные  расходы в порядке, определенном организацией;

     В связи с этим учетной политикой  должны устанавливаться варианты списания общехозяйственных расходов, а также  порядок их распределения между  отдельными объектами калькулирования.

     Распределение косвенных затрат между объектами  калькулирования может производится согласно следующих методов, принятых организацией в учетной политике:

  • пропорционально сумме прямых затрат;
  • пропорционально размеру основной заработной платы;
  • пропорционально сумме прямых материальных затрат;
  • согласно любому другому методу, принятому организацией, но не противоречащему действующему законодательству;

     При списании расходов вспомогательных  производств и хозяйств следует  учитывать, что они должны списываться  в том числе и на расходы обслуживающих производств и хозяйств (см. Методические рекомендации по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, доведенные письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115).

     Списание  расходов обслуживающих производств  и хозяйств. Учтенные в течение  отчетного периода расходы по содержанию обслуживающих производств  и хозяйств (счет 29) подлежат списанию по следующим направлениям: на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета продаж при продаже продукции (работ, услуг) сторонним организациям и лицам;

     Списание  расходов производится в порядке, определенном Инструкцией по применению Плана  счетов с учетом "Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы", доведенных письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115 в долях, определяемых на основании принятой организацией учетной политикой.

     Ведение раздельного учета затрат и хозяйственных  операций. В силу требований налогового законодательства, в отдельных случаях  организации обязаны обеспечить раздельный учет затрат и хозяйственных  операций. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 149 главы 21 НК РФ, если организациями осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), организация обязана вести раздельный учет таких операций.

Информация о работе Учетная политика организации