Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа
Учетная политика организации — это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периодеПоэтому правильный выбор учетной политики во многом определяет эффективность всей хозяйственной деятельности компании.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.
Введение………………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Учетная политика для целей финансового учета…………………………………………………...4
1.1 Общие требования к формированию учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
1.3 Допущения и требования при формировании учетной политики
Глава 2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики………….8
2.1 Важнейшие элементы учетной политики
2.2 Изменение учетной политики
Глава 3. Учетная политика для целей налогового учета……………………………………………………17
3.1 Общие положения
3.2 Аспекты учетной политики: организационные и методологические
3.2.1 Организационные аспекты
3.2.2 Методологические аспекты
Заключение…………………………………………………………………………………………………….29
Оценка оприходованных имущества и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем:
приобретенного за плату - суммирования фактически произведенных затрат на покупку;
полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования;
произведенного
на самом предприятии - по стоимости
изготовления (фактических затрат,
связанных с производством
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций может производится до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях.
Правила
оценки активов организации
Оценка финансовых вложений. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. При этом по долговым ценным бумагам в соответствии с пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и пунктом 3.4. "Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами", утвержденного приказом Минфина России от 15 января 1997 года N 2, разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты.
В
связи с вышеизложенным, учетной
политикой должно быть определено,
списывает организация
Оценка и учет товаров. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их приобретения в порядке, определенном для других материально-производственных запасов.
Вместе
с этим, действующее законодательством
устанавливает и отдельные
В учетной политике торговых организаций отражается также порядок учета транспортных расходов. По общим правилам оценки такие расходы должны относиться на увеличение стоимости товаров, в том числе через использование счетов 15 и 16. Пунктом же 13 ПБУ 5/01 торговым организациям предоставлено право отражать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в составе расходов на продажу (счет 43 "Расходы на продажу"). Соответствующий порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике.
В
случае, если в 2001 году все издержки
обращения не признавались торговыми
организациями в стоимости
Оценка незавершенного производства. Правила оценки определены пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета.
Номенклатура
материально-производственных запасов,
используемых организацией. С 2002 года
в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01
единица бухгалтерского учета материально-
Принятая организацией номенклатура в разрезе наименований, номенклатурных номеров и групп прикладывается отдельным приложением к разрабатываемой учетной политике.
Варианты приобретения и заготовления материалов. В зависимости от принятого организацией варианта учета (что закрепляется в учетной политике), поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов" или без использования их, что регулируется Инструкцией по применению Плана счетов. При этом с использованием счетов 15 и 16 может быть организован учет таких расходов связанных с материально-производственными запасами, как суммовые разницы, затраты по заготовке и доставке материалов (расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата; транспортные расходы по доставке мат риалов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; расходы по оплате процентов за пользование заемными средствами и т.п.).
Учет выпуска готовой продукции. Под готовой продукцией в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 понимается часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (в частности - конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции может быть организован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (чем обеспечивается учет продукции по нормативной себестоимости) или без его использования. Соответствующий выбор закрепляется в учетной политике.
Учет выполнения работ долгосрочного характера. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.) могут осуществлять их учет с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или без использования счета 46. Соответствующий выбор отражается в учетной политике.
Оценка выбытия активов (порядок начисления амортизации). Действующее законодательство содержит ряд вариантов списания с учета активов предприятия (основных средств, материалов, товаров, нематериальных активов). Используемый организацией в каждом конкретном случае выбор фиксируется в учетной политике.
В рамках объектов основных средств организации вправе выбирать между следующими способами начисления амортизации: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
Применение
одного из способов начисления амортизации
по группе однородных объектов основных
средств производится в течение
всего срока полезного
По объектам нематериальных активов в соответствии с пунктом 14 ПБУ 14/2000 амортизация начисляется одним из следующих способов:
- линейным;
- способом уменьшаемого остатка;
-
способом списания стоимости
пропорционально объему
Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования, который определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта (действия патентов, свидетельств и т.п.), но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 оценка материалов, отпущенных в производство и ином их выбытии производится одним из следующих методов:
-
по себестоимости каждой
- по средней себестоимости;
-
по себестоимости первых по
времени приобретения
по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО).
Учет затрат на ремонт основных средств. В соответствии с действующим законодательством каждая организация вправе воспользоваться целым рядом вариантов списания затрат, связанных с ремонтом основных средств: с отнесением расходов на ремонт непосредственно на счета учета затрат; с отнесением расходов на ремонт на расходы будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") с последующим списанием расходов на счета учета затрат в течение отчетного года или в течение периода, определенного организацией, в рамках осуществления ремонтных работ; с образованием резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтного фонда (счет 96 "Резервы предстоящих расходов");
Списание общехозяйственных расходов. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются согласно одному из двух вариантов:
- в дебет счетов учета затрат (20, 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону));
-
непосредственно на счета
В связи с этим учетной политикой должны устанавливаться варианты списания общехозяйственных расходов, а также порядок их распределения между отдельными объектами калькулирования.
Распределение
косвенных затрат между объектами
калькулирования может
При списании расходов вспомогательных производств и хозяйств следует учитывать, что они должны списываться в том числе и на расходы обслуживающих производств и хозяйств (см. Методические рекомендации по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, доведенные письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115).
Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств. Учтенные в течение отчетного периода расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (счет 29) подлежат списанию по следующим направлениям: на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета продаж при продаже продукции (работ, услуг) сторонним организациям и лицам;
Списание расходов производится в порядке, определенном Инструкцией по применению Плана счетов с учетом "Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы", доведенных письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115 в долях, определяемых на основании принятой организацией учетной политикой.
Ведение раздельного учета затрат и хозяйственных операций. В силу требований налогового законодательства, в отдельных случаях организации обязаны обеспечить раздельный учет затрат и хозяйственных операций. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 149 главы 21 НК РФ, если организациями осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), организация обязана вести раздельный учет таких операций.