Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

Ответственность, возлагаемая  законодательством на предприятия  за предоставление достоверной и  объективной информации, предполагает заданность и однозначность интерпретации  принципов, правил и методик формирования такой информации. Это может быть достигнуто путем идентификации  основополагающих принципов и правил, а также определения круга  общественно признаваемых методов  и форм ведения учета, т.е. путем  его регулирования.

Принципы и правила, о  которых идет речь - это не стопроцентная  унификация учетного процесса. Они  устанавливают отправные моменты, рамки в построении системы учета  на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных  процедур и разработке учетного процесса. Это база, фундамент построения системы  бухгалтерского учета. По мнению Межправительственной рабочей группы экспертов по международным  стандартам учета и отчетности ООН, назначение их заключается, в частности, "в обеспечении доступа к  сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, в предоставлении правдивой и объективной картины  финансового положения, а также  прибылей и убытков в финансовой отчетности".

Общенациональная учетная  политика предполагает выработку и  установление совокупности предписаний, обязательных к исполнению в неизменном виде всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, объема, вида и отрасли деятельности. Она  должна фиксироваться в законодательных  актах, нормативных положениях, инструкциях  и других подобных регламентах. Нормы  общенациональной учетной политики обязательны в силу законодательного характера: они установлены либо законодателем, либо по его уполномочию  органами государственного управления, либо иным органом (организацией), которому делегированы соответствующие права.

Один из краеугольных вопросов формирования общенациональной учетной  политики - вопрос интересов. Не требует  доказательств тот факт, что интересы собственников предприятия, государства  и кредиторов по большей части  расходятся, а в ряде случаев прямо  противоположны. В этой связи одним  из первых шагов в развитии общенациональной учетной политики, по мнению Л.З. Шнейдмана, должно стать определение группы участников гражданского оборота, интересы которой доминируют в процессе подготовки и публикации финансовой отчетности.

Во времена Луки Пачоли бухгалтерия велась исключительно  в интересах торгового человека. Описывая современную ему систему  бухгалтерского учета, автор с самого начала указывает на данный факт; он стал отправной точкой всего трактата.

Определиться в выборе основной группы пользователей бухгалтерской  отчетности в Казахстане достаточно трудно. Для этого необходимо глубоко проанализировать реальную хозяйственную ситуацию, хорошо представлять экономическую модель, к которой мы стремимся. Сегодня можно лишь предположить, что наиболее вероятными группами могут быть инвесторы и собственники предприятий или государство. Полагаем, что для нашей страны неприемлемо такое построение системы учета, при котором в центре ее стоит кредитор.

Особому рассмотрению при  формировании общенациональной учетной  политики подлежит проблема соотношения  бухгалтерского учета и налогообложения, иначе говоря, в какой степени  учетная политика должна ориентироваться  на требования и предписания налогового законодательства. По нашему мнению, следует  исходить из правовой равнозначности налоговых и бухгалтерских законоуложений, но в то же время отдавать приоритет  бухгалтерским нормам приоритетности бухгалтерских норм в вопросах постановки и ведения учета и отчетности. Однако цели бухгалтерского и налогового учета различны, а подчас противоположны. Для бухгалтерского учета важно сформировать полную и достоверную картину имущественного и финансового положения предприятия и результатов его деятельности, полезную для удовлетворения запросов разных категорий пользователей. Налоговый комитет - один из таких пользователей. Его цели в отношении бухгалтерской информации определяются не только экономическими факторами. При исчислении базы налогообложения часто принимаются во внимание интересы, никак не связанные с задачей создания объективной картины финансового положения предприятия.

Основное назначение и  главная задача принимаемой предприятием учетной политики - максимально отразить свою деятельность, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней и, как следствие, эффективно регулировать эту деятельность в  интересах предприятия и заинтересованных лиц. Выбор варианта учетной политики обычно обусловливается следующими факторами: правовым и организационно-экономическим  статусом предприятия; текущими и долгосрочными  целями предпринимательства; особенностями  деятельности; кадровым обеспечением; хозяйственной ситуацией и т. д.

Предприятия формируют свою учетную политику путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными  стандартами. Если стандарты не устанавливают  допускаемые способы ведения  учета по конкретным вопросам, то формирование учетной политики заключается в  разработке предприятием соответствующих  способов исходя из требований законодательства. Многие положения учетной политики необходимо прорабатывать с целью  оптимизации налогооблагаемой базы.

Условием реализации предприятием учетной политики должна быть обязанность  раскрывать ее для пользователей  бухгалтерской отчетности. Необходимость  в этом связана с назначением  экономической информации о деятельности предприятия.

 

1.2. Организация и назначение учетной политики.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к  постановке бухгалтерского учета в  организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета  заключается в том, что предприятия  самостоятельно разрабатывают учетную  политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил. Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину.

Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных  средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой  нельзя осуществлять сравнительный  анализ показателей деятельности организации  за различные периоды и тем  более сравнительный анализ различных  организаций.

Учетная политика предприятия  — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

 

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, способы  применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

На выбор учетной политики влияют следующие факторы:

-организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

-отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

-масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

-управленческая структура и структура бухгалтерии;

-финансовая стратегия предприятия;

-материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

-степень развития информационной системы, в том числе управленческого учета;

-уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Принципы формирования учетной  политики предприятия.

Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и  способы записи в них. Предприятие  также самостоятельно выбирает организационное  построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим  специалистом на договорных началах. Предприятие  может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а  также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав. В организациях малого бизнеса, не имеющих  в штате кассира, его обязанности  могут выполняться главным бухгалтером  или другим работником по письменному  распоряжению руководителя организации. Вновь созданное предприятие  должно оформить избранную им учетную  политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной  регистрации.

      Учетная политика разрабатывается в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, № 2732 от 26.12.1995 г, «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями от 24.06.2002 г. № 329-II), МСФО, методическими рекомендациями к стандартам.

Существенными способами  ведения бухгалтерского учета, принятыми  при формировании учетной политики предприятия и подлежащими раскрытию  являются:

-способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);

-способ оценки производственных запасов, товаров и незавершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех этапах создания);

-способ учета прибыли от реализации продукции.

Учетная политика организации  формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Руководитель предприятия издает приказ по учетной  политике, где объявляет, каким образом  в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных  проблем этого предприятия. В  приказе должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической  деятельности предприятия, которые  используются непосредственно в  его работе: как разделить основные средства и средства в обороте, где  нижний предел стоимости средств  труда, относимых к основным средства; как определять нормы амортизации  нематериальных активов и на какие  объекты нематериальных активов  следует начислять амортизацию; по каким ценам учитывать материальные ресурсы и готовую продукцию и т.д. При этом утверждаются:

-выбранные предприятием варианты учета и оценки объектов учета;

-рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений  по бухгалтерскому учету. Принятая предприятием учетная политика должна быть оформлена  соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при  формировании учетной политики, применяются  с 1 января года, следующего за годом  утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа. При этом они применяются  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс), независимо от места их нахождения. Филиалы и представительства  иностранных организаций, находящиеся  на территории Республики Казахстан, могут  формировать, учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным  стандартам финансовой отчетности.

Нормативная база разработки учетной политики.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень – законодательные  документы, которые прямо или  косвенно регулируют бухгалтерский  учет в Казахстане.

Информация о работе Учетная политика организации