Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях все  более возрастает значение учетной  политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием  системы бухгалтерского учета, целью  которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой отчетности, хозяйствующим  субъектам предоставляется все  больше самостоятельности в организации  бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской  отчетности.

     Учетная политика предприятия - это совокупность правил реализации метода  бухгалтерского учета, которая обеспечивает максимальный эффект от ведения учета. Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики для бухгалтерского учета регламентирован Законом РК № 2732 от 26.12.1995г., «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями от 24.06.2002 г. № 329-II). Содержание учетной политики оформляется приказом руководителя организации. Значение учетной политики определяется несколькими моментами: грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие; учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений.

Налоговое законодательство представляет налогоплательщику в  ряде случаев право выбора между  теми или иными способами учета. Каждый такой выбор должен быть обязательно  закреплен в 

учетной политике, в противном  случае налогоплательщик не вправе применять  избранный им порядок налогового учета.

Таким образом, любая организация  должна формировать две учетные  политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как  в виде отдельных документов, так  и в виде разделов общей учетной  политики организации.

Актуальность темы, в настоящее время велика, так как положения учетной политики непосредственно оказывают влияние на финансовое состояние предприятия, поэтому выбор определенных способов и методов ведения бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на экономическую деятельность хозяйствующего субъекта в современных условиях.

Объектом исследования является система бухгалтерского учета на предприятии.

Предметом исследования является учетная политика Акционерного Общества «Дорстройматериалы».

Целью дипломной  работы является изучение теоретических основ формирования учетной политики, а так же исследование содержания учетной политики АО «Дорстройматериалы» для разработки рекомендаций по совершенствованию учетной политики при  выборе способов ведения бухгалтерского учета.

Новизна исследования дипломной работы заключается в обосновании комплекса научно-методических положений, связанных с определением содержания учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета для выработки практических рекомендаций по совершенствованию ее формирования.

Несмотря на имеющиеся  научные и практические разработки, степень и уровень разработанности проблемы  учетной политики предприятий не отвечает современным требованиям, в связи с чем ее организационно-технические и методические аспекты, направленные на усиление внутреннего контроля за затратами требуют углубленного исследования и дальнейшего развития.

Методологической  базой дипломной работы являются, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, постановления Правительства РК по общеэкономическим вопросам, бухгалтерскому учету, налогообложению, международные стандарты финансовой отчетности учетная политика предприятия.

Источниковой  базой исследования дипломной работы явились основные положения и выводы, сформированные в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов, таких как А.С. Бакаев, А.В. Брызгалин, Н.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков,  А.Д. Шеремет,  X. Андерсон, Джой К. Шима, Э. Майер, занимающихся исследованиями в области построения, раскрытия учетной политики, а также методологии бухгалтерского и управленческого учета, а так же учебная литература, периодические издания.

Методика исследования заключается в изучении теоретического материала по формированию и раскрытию учетной политики с дальнейшим исследованием ее положений на примере АО «Дорстройматериалы» и разработке  практических рекомендаций, которые позволяют усовершенствовать организацию бухгалтерского учета на предприятии.

В ходе написания дипломной  работы использовались следующие методы: математические методы; метод группировки,  классификаций, расчета финансовых коэффициентов; методы табличного и графического представления информации.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретических основ и методологических подходов к формированию учетной политики в условиях перехода к МСФО. Результаты проведенного исследования могут использоваться в преподавании дисциплин Бухгалтерский финансовый учет, Аудит, Международные стандарты учета и финансовой отчетности для изучения которых обоснованы основные требования к формированию и раскрытию учетной политики, а также теоретические аспекты аудиторской проверки учетной политики.

Практическая  значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов в деятельности предприятий, при формировании учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета. Основные положения, выводы и рекомендации дипломной работы при их практическом использовании позволяет предприятию сформировать учетную политику, направленную на организацию бухгалтерского учета на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы формирования и раскрытия учетной политики.

 

1.1. Учетная политика в обеспечении потребностей пользователей экономической информации

Переход Казахстана к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии бухгалтерского учета. Современный бухгалтерский учет должен опираться как на опыт предыдущих периодов (дореволюционный, период НЭПа), так и учитывать современные особенности развития общества.

Ключевой задачей, которую  должен выполнять бухгалтерский  учет, является прежде всего обеспечение  управленцев объективной и полной информацией для привлечения  инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами, капиталу.

Потребность в формулировании и осуществлении учетной политики предприятий возникла в условиях их хозяйственной самостоятельности. В рыночной экономике государство  не может предписывать всем участникам хозяйственных правоотношений одинаковые учетные схемы. Поскольку такие  схемы должны однозначно соответствовать  условиям и модели жизнедеятельности, они уникальны для каждого  предприятия. В то же время предприниматель  не может слепо следовать каким-либо навязываемым ему схемам, так как  задачи и модель его поведения  сугубо индивидуальны в каждом конкретном случае.

С одной стороны, избранные  им учетные схемы призваны обеспечивать реализацию не абстрактных, а весьма определенных целей и задач, стратегии  развития предприятия. С другой стороны, доступность и осмысление данных об имущественном и финансовом положении  предприятия невозможны без определенной совокупности общих правил, используемых при формировании информации в бухгалтерском  учете. Наличие таких принципов  и правил объясняется самим предназначением  бухгалтерского учета. Если современный  учет должен формировать полные и  достоверные данные об имущественном  и финансовом положении предприятий, необходимые для принятия решений, то доступность их для наибольшего удовлетворения всех групп заинтересованных пользователей может быть обеспечена лишь совокупностью общих правил, принимаемых всеми участниками хозяйственного процесса. Если учет рассматривается как составляющая общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей, то каждое предприятие, подготавливая данные, необходимые для исчисления этих показателей, должно придерживаться единых подходов и правил.

С точки зрения порядка  установления правил постановки бухгалтерского учета и эффективности управления на предприятии теоретически возможны три подхода: централизованный, децентрализованный и смешанный. Рассмотрим каждый из них.

Первый подход подразумевает  регламентацию ведения учета  из единого центра. Причем характер такого центра (государственный орган  или общественное объединение) особого  значения не имеет. Важно то, что  при данном подходе каждое предприятие  должно строго следовать правилам и  предписаниям, выработанным этим центром: отступления от них недопустимы.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур деятельности предприятия, в условиях современного хозяйства этот подход неприемлем.

Наконец, третий подход основывается на разумном сочетании элементов  первого и второго подходов. Мировой  опыт подсказывает, что при смешанном  подходе за централизованным регулированием остаются основополагающие правила  и принципы, обеспечивающие доступность  и полезность финансовой информации. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий  деятельности, степени осознания  ее особенностей (по сравнению с  общей моделью), квалификации персонала (включая уровень понимания задач  и процесса управления), имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику с учетом норм законодательства.

Очевидно, что разработка и реализация учетной политики связана  с практическим ведением бухгалтерского учета. Поэтому для определения  понятия "учетная политика" будем  отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов: первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и  двойная запись), итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной  деятельности. Очевидно, что все  эти сложнейшие процессы должны быть надлежащим образом обоснованно  урегулированы на законодательном, подзаконном и методическом уровне. При этом императивные нормы права  следует гибко сочетать с диспозитивными для достижения, с одной стороны, единообразия применения методологии  бухгалтерского учета, а с другой — для предоставления необходимой  меры самостоятельности организациям, осуществляющим самые разнообразные  виды экономической деятельности. На практике каждый из перечисленных приемов  может быть реализован по-разному, ибо  в арсенале бухгалтерского учета  имеется большое число разнообразных  способов его ведения. Из всей совокупности способов необходимо выбрать те, что  пригодны для конкретной хозяйственной  ситуации.

Таким образом, учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Она включает в себя порядок осуществления  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия  или реализация метода бухгалтерского учета.

Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава  и порядка ведения счетов и  др., особенности использования этих приемов - все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях, будет иметь существенные отличия.

Л.З. Шнейдман выделяет учетную  политику как двухуровневое понятие. Необходимо различать общенациональную учетную политику и учетную политику предприятия.

Цель общенациональной учетной  политики состоит в обеспечении  доступа к сопоставимой информации, в представлении достоверной  и объективной картины финансового  и нефинансового характера. Она  решает две взаимосвязанные задачи: создание реальных гарантий для участников гражданского оборота и защита их интересов; создание гарантий для профессионалов, занятых учетом и аудитом.

Одним из универсальных прав инвесторов является право получать информацию об объектах инвестиций. Реализация этого права является основой  для использования иных прав, а  именно: участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, контролировать его деятельность, вносить предложения  на рассмотрение высшего и других органов субъекта, участвовать в  результатах деятельности субъекта, созданного для получения прибыли  и др. Более того, без информации об объекте инвестиций невозможно выполнение важных обязанностей собственника, основными  среди которых являются внесение вклада и дополнительных взносов, участие  в управлении, оказание содействия субъекту в осуществлении им своей  деятельности.

Значительная часть такой  информации - сведения финансового  характера, формирующиеся в бухгалтерском  учете. Осмысление и применимость этой информации, т. е. ее полезность для  инвестора, означают, что данные соответствуют  потребностям пользователей, являются объективными, могут быть сопоставлены с другими данными, представлены в доступном виде. Отечественный  и мировой опыт показывают, что  добиться названных характеристик  можно лишь путем системного регулирования  бухгалтерского учета.

Регулирование бухгалтерского учета имеет аналогичное значение для других участников гражданского оборота: кредиторов, поставщиков, персонала  предприятий, клиентов, правительственных  органов, широкой общественности, а  также лиц, представляющих перечисленных  участников.

Информация о работе Учетная политика организации