Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение темы учетной политики для целей управленческого учета. Для раскрытия данной темы необходимо осветить такие вопросы как:
-понятие учетной политики организации в целях управленческого учета;
- основные элементы учетной политики;
-рассмотрение систем «директ-костинг» и «стандарт-кост» и учетная политика;
Введение 3
Обзор литературы 5
Глава 1. Значение учетной политики для управленческого учета
1.1.Определение учетной политики применительно к управленческому учету 7
1.2.Выбор вариантов учета и оценки объектов учета 11
1.3.Выбор техники, формы и организации управленческого учета 25
Глава 2. Учетная политика и управленческий учет
2.1.Учетная политика и система «директ-костинг» 27
2.2.Учетная политика и система «стандарт-кост» 33
Заключение 38
Список использованной литературы
Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:
Выбранный способ оценки готовой и отгруженной продукции и незавершенного производства оказывает влияние на трудоемкость учета и калькулирования себестоимости продукции, на себестоимость произведенной и реализованной продукции, на величину показателей финансового состояния организации и, в свою очередь, предопределяет выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Например, при оценке готовой и отгруженной продукции по прямым статьям расходов и списании общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» отпадает необходимость в распределении указанных расходов по различным производствам и непромышленным хозяйствам и появляется возможность использования системы калькулирования, близкой к системе «директ-костинг».
При оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов намного упрощается внедрение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, основным недостатком которого раньше являлась именно сложность оценки незавершенного производства. Вместе с тем следует принимать во внимание, что при данном варианте оценки незавершенного производства все затраты по переработке сырья, материалов, полуфабрикатов ежемесячно списывают на счет 90 «Продажи» и тем самым относят на себестоимость реализуемой продукции.
При значительных остатках незавершенного производства себестоимость реализованной продукции может быть существенно завышена и организация может оказаться убыточной. Кроме того, занижение стоимости незавершенного производства, отражаемого в балансе отдельной статьей, может оказать влияние на величину оборотных активов, принимаемых в расчет при исчислении коэффициента текущей платежеспособности, — одного из основных официальных показателей структуры баланса организации и ее платежеспособности. К таким же последствиям приводит занижение в балансе стоимости готовой и отгруженной продукции при их оценке по неполной производственной себестоимости.
Выбор трансфертных цен.
Трансфертные цены устанавливаются:
При использовании второго метода для определения трансфертных цен указывают конкретную основу затратной трансфертной цены:
Выбор варианта сводного учета затрат на производство. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.
При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу), себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется учетными записями и калькулируется себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.
Полуфабрикатами вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.
Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов.
Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят, прежде всего, от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоение производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет. Расходы на приобретение лицензий списываются на затраты в течение срока их действия. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года, могут списываться в течение года равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам.
Выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.
Способы распределения косвенных расходов зависят, прежде всего, от их вида. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, например, распределяются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг), как правило, пропорционально их производственной себестоимости.
Выбор способов распределения косвенных расходов зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организаций и должен быть направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.
Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
В
организациях применяют нормативный,
позаказный, попередельный, попроцессный
(простой) и «директ-костинг» методы учета
затрат и калькулирования фактической
себестоимости продукции. При этом нужно
принимать во внимание технологические,
организационные, отраслевые и другие
особенности производства продукции.
Следует также иметь в виду , что нормативный
метод учета затрат является важнейшим
элементом системы управления себестоимостью
продукции. Отдельные элементы нормативного
метода учета (например, оперативный учет
отклонений фактических затрат от нормативных)
целесообразно применять при использовании
остальных методов учета затрат и калькулирования
себестоимости продукции. К достоинствам
данного метода нужно отнести также его
соответствие системе калькулирования
«стандарт-кост», широко используемой
в развитых странах.
1.3. Выбор техники, формы и организации управленческого учета
Разработка рабочего плана счетов.
Планом счетов бухгалтерского учета, введенным в 2000 г., предусмотрена возможность формирования расходов по обычным видам деятельности на счетах:
При использовании счетов 20—29 счета 30—39 рекомендуется применять для учета расходов по элементам затрат.
Для целей
управленческого учета
На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным планом счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также их кодовые обозначения.
Выбор формы управленческого учета.
Организации самостоятельно выбирают или разрабатывают форму управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Организация управленческого учета.
Организации самостоятельно формируют структуру службы, занимающейся управленческим учетом.
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
Организации
самостоятельно разрабатывают систему
внутрипроизводственного учета, отчетности
и контроля, исходя из особенностей функционирования
и требований управления производством
и реализацией продукции.
Глава 2. Учетная политика и управленческий учет
2.1. Учетная политика и система «директ-костинг»
Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом дает подсистема управленческого учета «директ-костинг». В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что в действительности обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление определенного вида деятельности вне зависимости от того, каков на сегодняшний день размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому в настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Важно, что, применяя «директ-костинг» (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически и аналитически. Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям. Система “директ-костинг” заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия. Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оперативные управленческие решения. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен.
В
настоящее время на Западе более
популярны подходы к
Имея
учетные данные об ограниченной себестоимости
и суммах покрытия (маржинальном доходе)
по изделиям, можно решать такие
управленческие задачи, как оптимизация
ассортимента выпускаемой продукции при
наличии узких мест, целесообразность
принятия дополнительного заказа по ценам
ниже обычных, производить комплектующие
самим или закупать на стороне, определение
оптимального размера партии или серии
деталей (продуктов), выбор и замена оборудования
и др. До настоящего времени в учете затрат
для отечественных предприятий было предусмотрено
два варианта. Традиционный калькуляционный
вариант: заключается в том, что в течение
отчетного периода по дебету счетов учета
затрат на производство (20 “Основное производство”,
23 “Вспомогательные производства”, 25
“Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные
расходы” и др.), с кредита счетов учета
ресурсов собираются затраты отчетного
периода с подразделением на прямые, относимые
в дебет счетов 20 и 23, то есть, непосредственно
связанные с производством данного конкретного
вида продукции, оказанием услуги или
выполнением работы, и косвенные (накладные),
относимые в дебет собирательно-распределительных
счетов 25 и 26, не связанные непосредственно
с конкретным продуктом (работой, услугой),
а обусловленные процессами организации,
обслуживания производства и управления
им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26,
подлежат списанию в конце периода в дебет
счета 20 или 23 по принадлежности с одновременным
их распределением между объектами калькулирования,
в разрезе которых организуется аналитический
учет, пропорционально той или иной базе.
Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется
полная фактическая себестоимость готовой
продукции. Другой, принципиально новый
для отечественной учетной теории и практики,
вариант предполагает разделение всех
затрат за отчетный период на производственные,
обусловленные протеканием производственного
процесса, и периодические, связанные
более с длительностью отчетного периода.
Прямые производственные затраты собираются
по дебету счетов 20 и 23, косвенные производственные
расходы — по дебету счета 25 с кредита
счетов учета производственных и финансовых
ресурсов. В конце отчетного периода в
расчет себестоимости отдельных видов
продукции (работ, услуг) помимо прямых
производственных затрат включаются и
косвенные производственные расходы,
учтенные в течение отчетного периода
на счете 25, что отражается записью по
дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета
25. Периодические же затраты, собираемые
на счете 26, при этом варианте не включаются
в себестоимость объектов калькулирования,
а списываются в конце отчетного периода
непосредственно на уменьшение выручки
от реализации продукции: дебет счета
46 “Реализация продукции (работ, услуг)”,
кредит счета 26. Второй вариант учета затрат
и результатов как раз и предполагает
применение на практике основной идеи
“директ-костинг” — разделение общих
затрат по признаку их взаимосвязи с производством
и калькулирования на этой основе неполной,
ограниченной себестоимости по носителям
затрат. Впервые в истории отечественного
учета некоторое время был официально
разрешен иной по сравнению с традиционным
подход к формированию себестоимости
продукции (работ, услуг). Применение второго
варианта не вносит принципиальных изменений
в систему учета затрат на производство.
Он кардинально меняет отечественную
концепцию калькулирования, учета и расчета
финансовых результатов, в частности основного
финансового результата от реализации
продукции (работ, услуг). Второй вариант
с 1995 г. временно не применялся. Это связано
с изменением формулировки пояснений
к счету 26 “Общехозяйственные расходы”
инструкции по применению Плана счетов.
Затраты со счета 26 списываются в дебет
счета 46 в установленном законом порядке,
то есть при наличии иных разрешающих
нормативных актов. С 1996 г. данный вариант
вновь разрешен.
Информация о работе Учетная политика организации и управленческий учет