Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

В работе рассматривается, что собой представляет учетная политика для целей бухгалтерского учета и какие позиции в ней необходимо отразить.

Работа содержит 1 файл

Учетная политика.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

 

Порядок ведения налогового учета фиксируется в учетной политике организации для целей налогообложения.

Такая учетная политика может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Таким образом, вопрос о формировании учетной политики для целей налогообложения должно решать само предприятие.

Ниже приводится примерная форма построения такой учетной политики, разработанная автором на основании положений налогового законодательства.

Предлагаемая структура учетной политики включает в себя три основных раздела:

1) организационные моменты (принципы) налогового учета в организации;

2) правила и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Организационные принципы налогового учета включают в себя общие вопросы построения налогового учета в организации. Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение данной работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Если согласно учетной политике бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель предприятия, то и налоговый учет должен вести он же. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

В этом же разделе возможно отражение отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), необходимо определить порядок исчисления и уплаты налогов, связанных с их финансово-хозяйственной деятельностью. При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 19 НК РФ территориально обособленные структурные подразделения организаций (филиалы, представительства и т.п.) не являются отдельными юридическими лицами и, как следствие, самостоятельными налогоплательщиками. Так, они могут только исполнять обязанности по начислению и уплате ряда налогов и сборов по поручению организаций.

Таким образом, предприятия (или, иначе говоря, головные структурные подразделения) сами определяют круг обязанностей своих филиалов по начислению и уплате налогов.

Исходя из сказанного, в том случае, если организация имеет обособленные подразделения, по которым должны начисляться налоги в бюджет, ей необходимо определить следующие моменты:

1) перечень налогов (сборов), подлежащих уплате по месту нахождения филиалов (налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, отчисления в Фонд социального страхования РФ, налог на доходы физических лиц, местные налоги и сборы);

2) кто производит исчисление этих налогов или сборов: сама организация (ее головная структура) либо по ее поручению филиал;

3) кто осуществляет уплату этих налогов и сборов: сама организация (ее головное подразделение) либо по ее поручению филиал;

4) срок представления данных в головное подразделение компании для ведения сводного налогового и бухгалтерского учета и составления отчетности.

При этом такого рода поручения должны быть зафиксированы внутренними распорядительными документами организации (приказами, распоряжениями) либо отражены в ее учетной политике или в положении о филиале.

Естественно, в данном разделе необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.) и порядок внесения в нее изменений.

Если организацией используются специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), то их применение необходимо зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения.

Основная часть учетной политики для целей налогообложения - это раздел, посвященный правилам и способам ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускаются детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно, в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

Под способами ведения налогового учета подразумевается вариантность применения отдельных принципов налогообложения законодательными или нормативными документами. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приведен примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

 

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

1. Согласно ст. 167 Налогового кодекса РФ все организации и предприниматели должны определять налоговую базу по НДС на наиболее раннюю из двух дат в момент:

- отгрузки товаров (передачи работ, услуг и имущественных прав);

- поступления предоплаты.

По общему правилу момент отгрузки совпадает с моментом передачи права собственности на товар от продавца к покупателю. Однако в договоре может быть предусмотрен особый порядок перехода права собственности. В частности, покупатель может получить товар в собственность, когда полностью погасит свою задолженность перед продавцом или когда выполнит иные условия, прописанные в договоре.

Между тем независимо от того, когда покупатель получает товар в собственность, продавец должен начислить НДС именно в момент отгрузки. Это вытекает из п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 Налогового кодекса РФ, относится к соответствующему налоговому период с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Иными словами, основанием для исчисления НДС является не переход права собственности, а момент отгрузки товара.

На дату отгрузки товаров (передачи работ, услуг и имущественных прав) делается проводка:

Дебет 90, субсчет "НДС", или 91, субсчет "Прочие расходы"

Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС".

В случае если от покупателя поступила предоплата, то НДС нужно начислить на дату ее получения проводкой:

Дебет 62 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

Если организация получает предоплату, то налоговую базу определяют два раза: на дату получения предоплаты (аванса), а второй раз - на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). А сумма НДС, начисленная на дату получения аванса, принимается к вычету на дату отгрузки (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Делается это проводкой:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 62.

Таков общий порядок. Однако ст. 167 Налогового кодекса РФ в некоторых случаях налоговая база определяется в особом порядке. Для удобства приведем таблицу.

 

Операции           

Момент определения
налоговой базы  

Норма    
законодательства

1               

2         

3      

Продажа товара, который не      
отгружается и не транспортируется
(земельные участки, здания,     
квартиры и др.)                 

День передачи права 
собственности на    
товар               

Пункт 3 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Реализация товаров, переданных  
на хранение                     

День реализации     
складского          
свидетельства       

Пункт 7 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Уступка новым кредитором        
денежного требования, вытекающего
из договора реализации товаров  
(работ, услуг)                  

День уступки или    
день прекращения    
обязательства       

Пункт 2 ст. 155,
п. 8 ст. 167   
Налогового     
кодекса РФ     

Передача имущественных прав на  
жилые дома или жилые помещения, 
доли в жилых домах или жилых    
помещениях, гаражи или машино-  
места                           

День уступки        
(последующей уступки)
требования          

Пункт 3 ст. 155,
п. 8 ст. 167   
Налогового     
кодекса РФ     

Реализация денежного требования,
приобретенного у третьих лиц    

День последующей    
уступки требования  
или день исполнения 
обязательства       
должником           

Пункт 4 ст. 155,
п. 8 ст. 167   
Налогового     
кодекса РФ     

Передача прав, связанных с правом
заключения договора, и арендных 
прав                            

День передачи       
имущественных прав  

Пункт 5 ст. 155,
п. 8 ст. 167   
Налогового     
кодекса РФ     

Реализация товаров (работ,      
услуг), предусмотренных пп. 1 - 
3, 8, 9 п. 1 ст. 164 Налогового 
кодекса РФ                      

Последний день      
месяца, в котором   
собран полный пакет 
документов,         
предусмотренных     
ст. 165 НК РФ. День 
отгрузки, если      
документы не собраны
на 181-й календарный
день считая с даты  
помещения под режим 
экспорта (абз. 2 п. 9
ст. 167 НК РФ). День
завершения          
реорганизации, если 
181-й календарный   
день совпадает с    
датой завершения    
реорганизации или   
наступает после     
указанной даты      
(абз. 2 п. 9        
ст. 167 НК РФ)      

Пункт 9 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Осуществление налоговым агентом 
операций, предусмотренных в п. 6
ст. 161 Налогового кодекса РФ   

День внесения записи
в Российский        
международный реестр
судов об исключении 
судна из реестра. Или
день отгрузки в     
случае, если в      
течение 45          
календарных дней с  
момента продажи судна
регистрация судна в 
Российском          
международном реестре
судов на нового     
собственника не     
осуществлена        

Пункт 9.1      
ст. 167        
Налогового     
кодекса РФ     

Выполнение СМР для собственного 
потребления                     

Последнее число     
каждого налогового  
периода             

Пункт 10 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Передача товаров (работ, услуг) 
для собственных нужд            

День передачи       

Пункт 11 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Получение аванса изготовителем  
товаров (работ, услуг) с        
длительностью производственного 
цикла свыше 6 месяцев           

День отгрузки, если 
налогоплательщик    
ведет раздельный    
учет, а товары      
(работы, услуги)    
предусмотрены       
соответствующим     
перечнем и имеется  
документ,           
подтверждающий      
длительность        
производственного   
цикла изготовления  

Пункт 13 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Поставка товаров (выполнение    
работ, оказание услуг, передача 
имущественных прав) в счет      
поступившего ранее аванса       

День отгрузки или   
день передачи       
имущественных прав  

Пункт 14 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

Осуществление налоговыми агентами
операций, которые указаны в     
п. п. 4 и 5 ст. 161 Налогового  
кодекса РФ                      

Наиболее ранняя из  
двух дат: день      
отгрузки или день   
получения аванса    

Пункт 15 ст. 167
Налогового     
кодекса РФ     

 

2. Способы корректировки сумм НДС, ранее принятых к вычету. Как известно, НДС, уплаченный поставщику материальных ценностей, принимается к вычету после фактической оплаты полученного и оприходованного в учете имущества (ст. 171 НК РФ). Однако при приобретении таких материальных ресурсов, как правило, нет возможности сразу определить вид деятельности, где они будут применены. Поэтому необходима корректировка налога (способы которой должны быть отражены в учетной политике предприятия для целей налогообложения) в момент отпуска этих ресурсов:

- на выполнение строительно-монтажных работ (в бухгалтерском учете сумма НДС, предъявленная ранее к вычету, восстанавливается на отдельном субсчете к счету 19 и учитывается в разрезе отдельных объектов строящихся основных средств до их ввода в эксплуатацию);

- для нужд жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (если такие расходы не принимаются в целях налогообложения налогом на прибыль) (в бухгалтерском учете такие суммы налога списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") без уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль);

- на производство экспортной продукции.

3. НДС по нормируемым затратам. По расходам, принимаемым для налогообложения налогом на прибыль в пределах установленных нормативов, НДС также должен приниматься к вычету только в пределах таких норм (п. 7 ст. 171 НК РФ). Применяя данное правило налогового учета, организации тем не менее необходимо в своей учетной политике для целей налогообложения определить порядок распределения сумм НДС по такого рода расходам (на основании налогового учета, осуществляемого в отдельных регистрах, либо используя для этого счета бухгалтерского учета).

4. Распределение "входящего" НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения. Если организация наряду с облагаемыми НДС операциями осуществляет также деятельность, по которой имеет право воспользоваться льготами по НДС, предусмотренными действующим налоговым законодательством, то ей необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Такой учет может вестись как в отдельных налоговых регистрах, так и с использованием счетов бухгалтерского учета (к примеру, к субсчету 90-1 "Выручка" можно вести дополнительный аналитический учет по субсчетам 90-1-1 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС" и 90-1-2 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС"). Выбранный вариант, естественно, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Налоговым законодательством предусмотрено, что налогоплательщик имеет право отказаться от применения льготы по НДС. Данный факт также должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Информация о работе Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета