Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:32, реферат
В работе рассматривается, что собой представляет учетная политика для целей бухгалтерского учета и какие позиции в ней необходимо отразить.
1. Учетная политика организации для целей
бухгалтерского учета
В предыдущих разделах книги уже не раз упоминалась учетная политика организации. Для чего она нужна, и как ее правильно составлять?
Учетную политику обязаны составлять все предприятия, независимо от вида деятельности, формы собственности и применяемого типа учета (п. 3 ст. 5 Федерального закона о бухгалтерском учете).
От грамотно составленной учетной политики зависят и постановка бухгалтерского учета в организации в целом, и возможность закрепить ряд положений в целях налогообложения. Она позволит проинформировать заинтересованных лиц (кредиторов, потенциальных инвесторов, спонсоров, а также покупателей и поставщиков) об устойчивом финансовом положении организации, сориентировав их на дальнейшее сотрудничество.
Поэтому учетную политику без преувеличения можно назвать планом работы финансовых и бухгалтерских служб на текущий год. Именно она, по сути, определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы, обусловленные спецификой деятельности предприятия, будут предусмотрены в его учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В конечном же итоге от этого зависят и уплачиваемая в бюджет величина налогов (налоговых санкций), и, соответственно, финансовое благополучие организации.
Действующие законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют организациям достаточно свободы для того, чтобы сформировать подходящую им учетную политику. Такую, которая учитывала бы специфику их деятельности и условия хозяйствования, но в то же время давала возможность предоставить пользователю (заинтересованным лицам) полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Однако зачастую трудно ориентироваться в многообразии форм и методов учетных операций. Еще труднее бывает разрабатывать учетную политику в целях налогообложения. Недостаточно точны бывают формулировки законодательства. Кроме того, противоречивые мнения государственных органов (например, Минфина и ФНС России, ФНС и территориальных налоговиков) по различным аспектам нередко создают тупиковые ситуации в отношении исчисления налогов и сборов, применения льгот.
Поэтому рассмотрим, что собой представляет учетная политика для целей бухгалтерского учета и какие позиции в ней необходимо отразить.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н (далее - ПБУ 1/98).
В соответствии с п. 2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся:
- методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, признания доходов и расходов;
- приемы организации документооборота;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
- способы применения счетов бухгалтерского учета и системы учетных регистров;
- иные соответствующие способы, методы и приемы.
Учетная политика организации, являясь основой системы бухгалтерского учета, должна обеспечить выполнение следующих задач:
- соблюдение основополагающих принципов учета, таких как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность, непрерывность деятельности и постоянство;
- контроль за исполнением требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности: полноты, существенности, нейтральности, сравнимости, сопоставимости;
- подготовка организацией достоверной отчетности - бухгалтерской, налоговой, статистической;
- обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях;
- обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов.
Таким образом, задачи учетной политики в целом по предприятию и в отдельных его подразделениях (особенно это касается обособленных структур, выделенных на самостоятельные балансы) тесно переплетаются с задачами бухгалтерского учета, изложенными в Федеральном законе о бухгалтерском учете, а именно:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др.;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Иначе говоря, задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (п. 7 ПБУ 1/98):
1) требование полноты: необходимость обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности организации;
2) требование своевременности: отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности в момент их возникновения;
3) требование осмотрительности: большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
4) требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования;
5) требование непротиворечивости: тождество (равенство) данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
6) требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Формирование учетной политики осуществляет главный бухгалтер предприятия. Однако, поскольку, согласно ст. 6 Федерального закона о бухгалтерском учете, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, то учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) этого руководителя.
Как уже отмечалось, организация сама выбирает структуру и состав своей учетной политики. Однако существует ряд положений, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98), а именно:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями (организация внутреннего контроля на предприятии);
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета предприятия.
Ниже предлагается примерный перечень позиций, которые должны найти отражение в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Конкретно каждый способ и метод подробно рассматривать не будем, так как все они будут отражены в соответствующих разделах данной книги.
Примерный перечень позиций для отражения в учетной политике
предприятия для целей бухгалтерского учета
1. Организационные моменты учетной политики организации.
1.1. Раскрытие отраслевых и структурных особенностей организации (применяемые отраслевые инструкции и методические материалы).
1.2. Порядок организации бухгалтерской службы предприятия.
1.2.1. Структура бухгалтерии.
1.2.2. Обязанности и права бухгалтерских служб (главного бухгалтера) (могут оформляться также отдельными положениями, утвержденными руководителем предприятия).
1.2.3. Порядок отражения информации в учете и составления бухгалтерской отчетности (системы регистров бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность, сводная отчетность).
2. Способы оценки имущества и обязательств и методы отражения их в бухгалтерском учете.
2.1. Нематериальные активы (НМА).
2.1.1. Состав НМА предприятия.
2.1.2. Оценка НМА для целей бухгалтерского учета.
2.1.3. Методы начисления амортизации НМА.
2.1.4. Определение срока полезного использования НМА.
2.1.5. Варианты отражения в учете амортизации НМА (с применением счета 05 или без него).
2.1.6. Отражение в учете получения неисключительных прав на НМА.
2.2. Основные средства (ОС).
2.2.1. Критерии отнесения активов к ОС.
2.2.2. Оценка ОС.
2.2.3. Лимит списания стоимости ОС на затраты предприятия (до 10 000 руб.).
2.2.4. Методы исчисления амортизации ОС.
2.2.5. Порядок изменения стоимости ОС (проведения переоценки ОС).
2.2.6. Порядок перевода ОС на консервацию.
2.2.7. Расходы на ремонт ОС (создание фонда предстоящих расходов на ремонт ОС либо непосредственное отнесение затрат на ремонт ОС на расходы предприятия).
2.3. Материально-производственные запасы (МПЗ), кроме товаров и готовой продукции.
2.3.1. Критерии отнесение имущества к МПЗ.
2.3.2. Оценка МПЗ.
2.3.3. Система отражения в учете операций приобретения и заготовления МПЗ (с применением или без применения счетов 15 и 16).
2.3.4. Учет движения МПЗ (ведение учета на складах, передача в производство, списание).
2.3.5. Порядок списания стоимости спецодежды, спецоснастки и специнвентаря сроком эксплуатации до одного года (на затраты в момент передачи в производство или линейным методом); метод списания спецоснастки со сроком эксплуатации более 12 месяцев (линейный или пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг)).
2.3.6. Оприходование материальных ценностей (утиля), полученных при списании имущества, в том числе возвратных отходов (оценка возвратных отходов).
2.4. Товары (продукты питания, если есть цех (комбинат) питания).
2.4.1. Оценка продуктов (аналогично МПЗ).
2.4.2. Применение или отсутствие торговой наценки, порядок ее списания.
2.4.3. Учет транспортных расходов.
2.5. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
2.5.1. Учет затрат основного производства.
2.5.2. Учет и списание затрат вспомогательного производства.
2.5.3. Учет и списание непроизводственных затрат (расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств).
2.5.4. Учет и списание общепроизводственных (цеховых) расходов.
2.5.5. Учет списание общехозяйственных расходов.
2.5.6. Оценка незавершенного производства.
2.5.7. Учет издержек обращения для цеха (комбината) питания.
2.5.8. Учет расходов будущих периодов.
2.5.9. Учет предстоящих расходов и платежей (создание резервов предстоящих расходов и платежей).
2.6. Учет готовой продукции.
2.6.1. Способы учета готовой продукции.
2.6.2. Порядок учета отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
2.7. Реализация продукции (работ, услуг).
2.7.1. Переход права собственности на реализуемое имущество.
2.7.2. Определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) при выполнении договоров долгосрочного характера.
2.8. Подходы к созданию оценочных резервов (резервы сомнительных долгов и под обесценение ценных бумаг).
2.9. Учет финансовых результатов деятельности организации.
2.9.1. Понятие доходов и расходов организации.
2.9.2. Отражение в учете суммовой разницы.
2.9.3. Списание дебиторской задолженности.
Информация о работе Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета