Учетная политика и ее роль в налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия учетной политики предприятия как для Целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.
Задачами данной курсовой работы являются:
* раскрыть сущность учетной политики организации;
* выяснить какие функции она выполняет, и какие решает задачи;
* рассмотреть формирование учетной политики, ее утверждение, применение и изменение;
* понять структуру учетной политики и ее основные элементы;
* выяснить, какую роль играет учетная политика в налогообложении;
* подробно рассмотреть учетную политику как элемент стратегического налогового планирования.

Содержание

I. Теоретическая часть
Ведение
1. Основные понятия учетной политики
1. Содержание учетной политики
2. Формирование учетной политики
3. Порядок утверждения и применения учетной политики
4. Структура учетной политики и ее основные элементы
5. Изменение учетной политики
2. Учетная политика как элемент стратегического планирования
1. Учетная политика для целей налогообложения как элемент стратегического планирования
2. Выбор способа (метода) налогового учета как средства минимизации налогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам Учетная политика и ее роль в НО.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

    В налоговой политике необходимо указать  ответственных за ведение указанных  налоговых регистров, а также закрепить порядок исправления ошибок.

    Кроме того, в организационно-техническом  разделе организации нужно закрепить  порядок документооборота, используемый для заполнения налоговых регистров.

    Методологический  раздел налоговой политики является основным разделом, в котором, собственно, и закрепляется порядок формирования налоговой базы, который организация будет использовать в течение года.

    Элементами  налоговой политики должны стать  все те моменты, в части которых  глава 25 НК РФ либо предоставляет налогоплательщику право выбора, либо обязывает его принять самостоятельное решение по тем или иным вопросам.

    Здесь же нужно прописать все те моменты, в отношении которых налоговое  законодательство вообще не дает никаких  методических рекомендаций.

    Самостоятельно  разработанные методики распределения  доходов (расходов) или иных показателей  лучше оформить в виде отельного  расчета и привести в качестве приложения к налоговой политике.

    Рекомендуемая структура учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлена в таблице 1.4.1 [16]. 
 

    Таблица 1.4.1

    Рекомендуемая структура учетной  политики для целей  бухгалтерского, управленческого и налогового учета

Наименование раздела учетной политики Структурное содержание элементов учетной политики экономического субъекта
Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий  учет
1 2 3 4
1.Общие положения Раздел должен содержаться в учетной политики для всех видов учета. Рекомендуемое содержание раздела: обоснование цели учетной политики; конкретизация терминов и определений, содержащихся в учетной политики, краткий обзор нормативных документов.
1 2 3 4
2.Методологический  раздел 1.Порядок (способ  ведения) ведения бухгалтерского учета

2.Определение методологии ведения учета по следующим объектам:

-активы организации;

-обязательства организации.

3.Определение порядка  оценки активов и обязательств.

4.Конкретизация порядка  отражения активов и обязательств в бухгалтерской отчетности и утверждение порядка ее представления

5.Порядок проведения инвентаризации

6.Порядок внутреннего  контроля за операциями 

1. Определение порядка  признания доходов и расходов для целей налогообложения.

2.Утверждение методики  оценки активов и обязательств в налоговом учете.

3. Конкретизация методологии определения налогооблагаемой базы по различных налогам в соответствии с законодательством

1. Определение  способа ведения управленческого учета в зависимости от структуры организации.

2. Утверждение порядка учета затрат и методики их списания.

3.Установление перечня центров затрат.

4.Утверждение перечня статей калькуляции.

5.Выбор способов  учета и оценки активов и обязательств, а также определение порядка распределения расходов

6.Установление методологии ценообразования

3.Организационно-технический  раздел 1.Утверждение организационной структуры.

2.Разработка и утверждение регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности

3. Утверждение рабочего  плана счетов

4.Обоснование и  отражение порядка внесения изменений в учетную политику.

1.Утверждение регистров налогового учета

2. Утверждение форм  налоговой отчетности и утверждение порядка и сроков ее представления в налоговые органы

1.Утверждение  регистров управленческого учета.

2.Определение лиц,  ответственных за ведение управленческого учета

3.Утверждение форм внутренней управленческой отчетности и других регистров управленческого учета

    Рекомендуемая структура учетной политики включает три раздела, в которых обозначены составляющие их элементов. Оригинальность и практическая новизна данного подхода заключается в том, что он определяет ключевые структурные элементы учетной политики, которые могут дополняться и конкретизироваться в соответствии с потребностями экономических субъектов.

 

    1.5 Изменение  учетной политики 

    Изменить учетную политику организация может, согласно ПБУ 1/2008 в следующих случаях:

  • если внесены изменения в законодательство РФ или нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету;
  • если организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относится реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.

    Изменение учетной политики производится с  начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

    Последствия изменения учетной политики, которые оказываю или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

    Изменения учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение  организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию  в бухгалтерской отчетности.

    По  аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям НК РФ и иных нормативных актов по налогам и сборам изменения в учетной политики организации могут производиться в случаях:

    - изменения законодательства РФ  по налогам и сборам; 

    - принятие организацией новых или иных способов ведения налогового учета; 

    - существенного изменения условий  деятельности организации.

    Изменения учетной политики, связанные с  добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводится с начала нового налогового периода (с 1 января).

    Изменения и дополнения учетной политики, связанные  с изменениями законодательства РФ по налогам и сборам либо введением  новых видов деятельности предприятия, подлежащих особому порядку налогообложения, или реорганизации предприятия, допускается с момента вступления в силу соответствующих документов, в т.ч. и в течение отчетного (налогового) периода.

    При этом все изменения должны найти  отражение в соответствующем  организационно-распорядительном документе  организации в виде изменений и дополнений вносимых в уже действующую учетную политику предприятия.

    Выбранные в учетной политике способы ведения  налогового учета устанавливаются  в целом для предприятия. Таким  образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы (включая выделенные на отдельный баланс) должны придерживаться, установленной предприятием учетной политики. 

 

2. Учетная политика  как элемент стратегического  планирования 

2.1 Учетная политика для целей налогообложения как элемент стратегического налогового планирования 

      Учетная политика для целей  налогообложения призвана обеспечит  гармоничную увязку результатов  деятельности организации с решением  общегосударственных задач.

    Одним из основных методов налогового политики является налоговое планирование, основу которого составляют наиболее полное и правильное применение установленных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умение использовать существующих в законодательстве о налогах и сборах возможностей с целью минимизации налоговых платежей [9, стр.331].

    При формировании элементов учетной политики для целей налогообложения организация выбирает один способ из нескольких допустимых законодательством. При этом по каждому пункту учетной политики рекомендуется делать ссылку на конкретную статью НК РФ или других актов налогового законодательства, позволяющую использовать соответствующий метод или норму.

    Также организация вправе отразить в учетной  политике для целей налогообложения  вопросы, по которым в налоговом  законодательстве существуют противоречия либо решения которых нет на законодательном уровне. Это связано с тем, что учетная политика для целей налогообложения, оформленная в установленном порядке, может служить веским аргументом при защите интересов организации перед налоговыми органами и в арбитражном суде.

    В п.1 ст. 269 НК РФ при описании особенностей отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам дается определение долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Под этим понятием подразумевается долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные обеспечения. Детализация «аналогичных обеспечений» не дается. Поэтому организация вправе в учетной политике для целей налогообложения отразить свое понимание этого термина, пользуясь п.7 ст.3 НК РФ. В соответствии с этим все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

    В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы  ведения налогового учета, при формировании учетной политики организацией разрабатывается соответствующий способ или форма (регистр) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбор, исходя из действующих положений законодательства.

    Влиять  на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами.

    Однако  не все аспекты варьирования в  бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении.

    Доходы  и расходы для целей налогообложения могут быть определены двумя методами: методом начисления и кассовым методом, в то время как для целей бухгалтерского учета – только методом начисления.

    В случае определения доходов от реализации для целей налогообложения кассовым методом у организации оборотные средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации. Возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить.

    Если  фирма работает по предоплате, то ей целесообразнее применять метод  начисления. Ведь при применении кассового метода полученные организацией авансы признают налогооблагаемыми доходами. А вот для тех, кто получает деньги только после передачи товаров покупателю, безусловно, выгоднее кассовый метод. Ведь он позволяет платить налог только с оплаченной прибыли.

    Выбирая позицию, организация должна обосновать свой выбор, рассчитав налоговую  нагрузку. Эффективное управление бизнес-процессом предполагает выбор таких способов учета, которые оптимизируют налоговые обязательства организации.

    Для целей налогообложения прибыли  амортизацию начисляют одним  из методов, предусмотренных ст.259 НК РФ – линейным и нелинейным. Кроме  того, для целей налогообложения может применяться амортизационная премия.

    При линейном способе амортизацию начисляют  равномерно на протяжении срока службы имущества. 
 
 

    При нелинейном способе амортизацию  рассчитывают так [15, стр.38]:

    Первоначальная (восстановительная) стоимость имущества – Начисленная амортизация Х 2 : срок службы (в  месяцах) = Сумма амортизации  за месяц
 

    После того как остаточная стоимость имущества  составит 20 процентов от первоначальной, амортизацию считают по-другому. С этих 20 процентов амортизацию начисляют уже линейным методом исходя из оставшихся месяцев полезного использования имущества.

    Уменьшить облагаемую прибыль можно, если амортизировать основные средства с тем или иным коэффициентом ускорения (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу, которое используется в агрессивной среде или многосменном режиме, начислять амортизацию можно вдвое быстрее. А по имуществу, сдаваемому в лизинг, разрешено применять коэффициент ускорения до 3.

    Для целей бухгалтерского учета организации  могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п.18 ПБУ 6/01. Способ уменьшаемого остатка с применением коэффициента 3, а также способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество.

    При оценке материальных ресурсов могут  применятся несколько способов списания. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем подразделе.

    Начисление  различных видов резервов (на предстоящие отпуска, на ремонт основных средств) при имеющихся суммах отклонений в структуре себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи во времени их уплаты.

    Каждая  организация, решая задачу оптимизации  налогообложения, выбирает из десятков моделей одну, призванную обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и финансовых результатах деятельности.

Информация о работе Учетная политика и ее роль в налогообложении