Учетная политика и ее роль в налогообложении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия учетной политики предприятия как для Целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.
Задачами данной курсовой работы являются:
* раскрыть сущность учетной политики организации;
* выяснить какие функции она выполняет, и какие решает задачи;
* рассмотреть формирование учетной политики, ее утверждение, применение и изменение;
* понять структуру учетной политики и ее основные элементы;
* выяснить, какую роль играет учетная политика в налогообложении;
* подробно рассмотреть учетную политику как элемент стратегического налогового планирования.

Содержание

I. Теоретическая часть
Ведение
1. Основные понятия учетной политики
1. Содержание учетной политики
2. Формирование учетной политики
3. Порядок утверждения и применения учетной политики
4. Структура учетной политики и ее основные элементы
5. Изменение учетной политики
2. Учетная политика как элемент стратегического планирования
1. Учетная политика для целей налогообложения как элемент стратегического планирования
2. Выбор способа (метода) налогового учета как средства минимизации налогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по налогам Учетная политика и ее роль в НО.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

    Если  для целей бухгалтерского учета  существует отдельное ПБУ, посвященное  именно вопросам составления и применения учетной политики, то для целей  налогообложения такого закона нет. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 "НДС" и 25 "Налог на прибыль" НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.

    Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.

    В другой статье (п. 12 ст. 167) указывает на то, что: «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации». Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.

    При формировании элементов учетной  политики для целей налогообложения  организация выбирает один способ из нескольких допустимых законодательством. При этом по каждому пункту учетной  политики рекомендуется делать ссылку на конкретную статью НК или других актов налогового законодательства, позволяющую использовать соответствующий метод или норму.

    Кроме того, организация вправе отразить в учетной политике для целей  налогообложения вопросы, по которым в налоговом законодательстве существуют противоречия либо решения которых нет на законодательном уровне. Это связано с тем, что учетная политика для целей налогообложения, оформленная в установленном порядке, может служить веским аргументом при защите интересов организации перед налоговыми органами и в арбитражном суде. Например, в п. 1 ст. 269 НК РФ при описании особенностей отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам дается определение долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Под этим понятием подразумеваются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска. Детализации «аналогичных по качеству обеспечений» не дается. Поэтому, организации вправе в учетной политике для целей налогообложения отразить свое понимание этого термина, пользуясь положением п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с ним все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

    В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы  ведения налогового учета, то при  формировании учетной политики организацией разрабатывается соответствующий  способ или форма (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбора, исходя из действующих положений законодательства.

    Кроме того, фиксируются особенности определения  налоговой базы и ведения раздельного  учета объектов налогообложения  по разным видам деятельности предприятия.

    При разработке учетной политики в целях  налогообложения необходимо учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового учета, зависят от ряда характеристик, например, таких, как:

    - организационно-правовая форма;

    - виды и объемы деятельности;

    - отраслевая специфика;

    - штат и квалификация сотрудников  финансово-бухгалтерской службы;

    - организация синтетического и  аналитического учета;

    - обеспечение учетного процесса  средствами автоматизации.

    При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение двух целей: постановка оптимальной системы налогового учета и закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности организации.

    Порядок формирования учетной политики наглядно можно представить в виде общей  схемы (рис.1.2.1)[16]. Рекомендованная схема формирования учетной политики является инновационной и содержит существенное практическое значение для повышения эффективности финансово-хозяйственной, управленческой и производственной деятельности организаций.

    Данная  схема позволяет систематизировать, унифицировать и структурировать процесс формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета. Сущность представленной схемы заключается в том, что она формирует единую теоретико-методологическую базу составления учетной политики для бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, схема конкретизирует и дает четкое определение цели формирования учетной политики и определяет последовательность ее разработки и утверждения.  
 

 

     
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.2.1 Схема формирование учетной политики 

    При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

    Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную  политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

    При составлении учетной политики бухгалтер, по возможности, должен выбирать те варианты учета, которые более выгодны его организации. В то же время нужно стремиться к тому, чтобы самостоятельно разработанные методы учета не создавали неоправданной нагрузки на бухгалтерию, а, напротив, позволяли снизить трудоемкость отдельных учетных процедур. Поэтому учетная политика должна быть направлена также и на сближение порядка бухгалтерского и налогового учета

 

1.3 Порядок утверждения  и применения учетной  политики 

    Согласно  ПБУ 1/2008 учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения). Способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    Избранная учетная политика для целей бухгалтерского учета, принятая вновь созданной  организацией, которая возникла в  результате реорганизации, оформляется в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

    Порядок утверждения и применения учетной  политики для целей налогообложения  по НДС описан в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. По другим налогам такой порядок  не установлен, но в соответствии с  главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2002 г., ряд вопросов, касающихся исчисления налога на прибыль, должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

    В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения НДС утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения руководителем организации.

    Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода по НДС (календарный месяц, а для организаций с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без учета налога и налога с продаж) от реализации не более одного миллиона рублей -- квартал) и считается применяемой со дня создания организации.

    Обе учетные политики - бухгалтерскую  и налоговую можно утвердить  одним приказом руководителя организации, четко разделив их внутри приказа (например в отдельных разделах).

    Тем не менее, учитывая достаточный объем  и, несомненно, самостоятельное значение лучше оформлять отдельный приказ об учетной политике организации  для целей налогообложения. 

 

1.4 Основные элементы учетной политики и ее структура 

    При составлении учетной политики в целях налогообложения в нее должны входить ряд основных элементов [19]. К ним относятся:

    1. Организация налогового учета;

    2. Формы первичной учетной документации и внутренней отчетности. Правила документооборота;

    3. Система внутрипроизводственного налогового учета, контроля и отчетности;

    4. Формы налогового учета;

    5. Основные средства;

    6. Расходы на ремонт основных средств;

    7. Нематериальные активы;

    8. Товарно-материальные ценности;

    9. Ценные бумаги;

    10. Признание расходов;

    11. Расходы, связанные с производством и реализацией;

    12. Порядок оценки остатков НЗП, остатков ГП, товаров отгруженных;

    13. Резервы;

    14. Признание доходов;

    15. Порядок уплаты налога на прибыль;

    16. Порядок исчисления и уплаты  налогов по обособленным подразделениям;

    17. Порядок учета убытка;

    18. Постоянные налоговые обязательства, постоянный налоговый актив, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство, временные разницы (вычитаемые и уменьшаемые).

    Вопрос  о структуре учетной политики для целей налогообложения организация решает самостоятельно. Обычно этот документ состоит из трех разделов:

  • Общие положения;
  • Методический раздел;
  • Организационно-технический раздел

    В организационном разделе организация освещает все организационно-технические аспекты ведения налогового учета. В частности, здесь указывается, силами какого подразделения осуществляется ведение налогового учета, прописываются порядок документооборота и правила обмена информацией при наличии обособленных подразделений и т.д. Здесь же закрепляется состав налоговых регистров, используемых организацией.

    Самостоятельно  разработанные формы налоговых  регистров следует привести в  виде отдельного приложения к налоговой  политике.

Информация о работе Учетная политика и ее роль в налогообложении