Учетная политика хозяйствующего субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определяется тем, что продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Вместе с ней работа бухгалтера может стать намного проще. Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. В противном случае она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление суммы налогов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….….….3
Глава 1. Понятие и принципы учетной политики…………………...….….5
1.1. Понятие учетной политики организации. ……...…..….……...….….5
1.2. Допущения, на которых основывается учетная политика. ……..….7
1.3. Требования к учетной политике. …………………..………….….….9
Глава 2. Формирование учетной политики. …………………..……....….11
2.1. Процедура формирования учетной политики. ………..…….….….11
2.2. Структура учетной политики…………………..………….……..….14
2.3. Контроль за соблюдением учетной политики. Изменения в
учетной политике. …………………..………….….………………...17

Заключение. …………………..……………………………………...….….21
Список использованной литературы. ………

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Учетная политика-раздача.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 

    2.2. Структура учетной политики 

   Учетная политика по своей структуре и  форме изложения обычно состоит из двух блоков:

   1)  организационно технический раздел,

   2)  методический раздел.

   В организационно технический раздел включаются:

    Общие сведения об организации - официальное наименование, сведения о регистрации (перерегистрации), местонахождение, цель создания, предмет деятельности. Приводятся сведения о высшем, исполнительном, наблюдательном и контролирующем органе, а также сфера полномочий отделов, служб и отдельных руководителей.

    Организация учетной работы. Раскрывается порядок организации бухгалтерского учета в соответствии со ст. 8 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». В зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:

- бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате предприятия;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, аудиторской компании или профессиональному бухгалтеру;

- руководителем лично.

    Форма бухгалтерского учета и технология обработки информации.

Предприятие самостоятельно выбирает форму и  способ ведения бухгалтерского учета, то есть совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций. Бухгалтерский учет может вестись: ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации,  автоматизированным способом.

    Первичные документы и организация документооборота. В соответствии со ст. 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В учетной политике необходимо оговорить применяемые учетные регистры. В учетной политике руководство предприятия определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. В учетной политике должен быть утвержден порядок документооборота и сроки хранения бухгалтерской документации (по видам).

    Внутренний контроль. Для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранению активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, предприятие вправе организовать внутренний контроль. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство. Такой контроль может быть осуществлен посредством аудиторов или аудиторских организаций.

    Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств предприятия. Утверждается количество (частота) инвентаризаций в отчетном периоде, перечень проверяемого имущества и обязательств, состав инвентаризационной комиссии (наименование должностных лиц), порядок рассмотрения и утверждения результатов инвентаризации. 

   В методический раздел включаются:

    Учет основных средств. Определяются критерии отнесения материальных активов к основным средствам, порядок определения стоимости поступивших объектов по различным операциям, порядок и метод начисления амортизации, порядок списания основных средств и пр.

    Учет нематериальных активов. Определяются критерии отнесения активов к нематериальным, порядок оформления и выбытия нематериальных активов, метод начисления амортизации.

    Учет товарно-материальных запасов. Определяется порядок оприходования и оценки поступивших запасов, выбирается метод оценки себестоимости ТМЗ.

    Учет денежных средств. Отражаются вопросы, связанные с порядком приема и выдачи наличных денег, и оформления кассовых документов, порядок ведения кассовой книги и хранения денег.

    Учет операций в иностранной валюте. Все организации, находящиеся на территории Казахстана, обязаны составлять свою финансовую отчетность в национальной валюте — в тенге. Если организация использует другую валюту для составления своей финансовой отчетности, она обязана раскрыть в примечаниях к ней причины такого выбора. Указываются методы учета результатов изменения курсов валют.

    Труд и заработная плата. Определяется отдел (или должностное лицо), на который возлагается ведение учета личного состава и который будет обеспечивать получение данных о численности персонала в целом по предприятию. Определяется порядок документального оформления учета личного состава (приема на работу, перевода на другую работу, увольнения, оформления ежегодного и других видов отпусков), который не должен противоречить трудовому законодательству Республики Казахстан. Определяется метод учета использования рабочего времени и выработки. Каждое предприятие, в зависимости от специфики его деятельности, должно определить, какая форма и система оплаты труда будет им использована, порядок расчета основной и дополнительной заработной платы, и прочее.

    Учет инвестиций (финансовых инструментов). Предприятие должно определить, какими инвестициями оно владеет на момент разработки учетной политики, так как для каждого вида инвестиций стандартами бухгалтерского учета предусмотрен свой порядок учета. Выбирается метод оценки инвестиций

    Обесценение активов. необходимо определить, по каким активам и как часто будет производиться тестирование на обесценение и как будет отражаться его результат.

    Учет затрат по займам. Здесь необходимо показать порядок учета затрат по займам (метод их бухгалтерского отражения), определить условия капитализации, момент начала, приостановки и прекращения капитализации затрат по займам.

    Собственный капитал. Отражается порядок формирования уставного капитала предприятия и изменения его размера, определяются направления использования резервированных средств: выплата дивидендов при недостаточности текущего дохода, покрытие потерь от хозяйственной деятельности, выплата доходов участникам и другие.

    Дебиторская задолженность. Отражается порядок признания, оценки и классификации дебиторской задолженности предприятия. Выбирается метод при образовании резерва по сомнительным долгам.

    Обязательства. Отражается порядок признания, оценки и классификации обязательств предприятия.

    Резервы. Определяется порядок отражения в учете тех событий, которые зависят от того, состоятся в будущем или нет определенные факты.

    Учет подоходного налога с юридических лиц (налога на прибыль). предприятие должно определить вопросы налога на прибыль, раскрываемые в финансовой отчетности.

    Выручка. Решается вопрос об условиях признания выручки, который требует самого тщательного рассмотрения всей совокупности

    Признание расходов. Определяется метод учета затрат на производство, базу распределения накладных расходов, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета произведенных расходов.

    Отчетность. В соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денег, отчет об изменениях в капитале, пояснительную записку. Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 

 

    2.3. Контроль за  соблюдением учетной  политики.

   Изменения в учетной политике. 

   Контроль  учетной политики

   В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни предприятия и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

   Внутренний  контроль учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссии (если таковая создается на предприятии). Причем задачи контроля у этих органов различны. Служба внутреннего аудита должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями. Ревизионная комиссия должна наблюдать за учетной политикой в интересах собственников предприятия, то есть за тем, насколько принимаемые административным аппаратом (дирекцией) предприятия решения реализуют цели собственников.

   Внешний контроль учетной  политики, избранный предприятием, может быть осуществлен независимой аудиторской компанией (аудитором), а также государственными контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями (в первую очередь налоговой службой). 

   Изменения учетной политики

   В процессе деятельности предприятие  может вносить в учетную политику экономически обоснованные изменения, оформленные отдельными соответствующими внутренними нормативными документами (приказ, распоряжение и т.п.). Изменения в учетной политике могут иметь место в случае:

   •    изменений в законодательстве Республики Казахстан;

   •    изменений в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Республике Казахстан;

   •    реорганизации юридического лица (слияния, разделения, присоединения);

   •    смены собственников;

   •    необходимости применения какого-либо другого способа отражения хозяйственных  операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности;

   •  если изменение учетной политики приведет к улучшению отражения событий и сделок в финансовой отчетности компании;

   •   когда изменения требуются в  соответствии с решением органов, устанавливающих  стандарты (КМСФО).

   Существуют  условия, которые не являются изменениями  в учетной политике. К ним относятся:

   •    принятие учетной политики для таких  событий хозяйственной деятельности или операций, которые отличаются по содержанию от предыдущих событий хозяйственной деятельности и операций;

   •    принятие новой учетной политики для событий хозяйственной деятельности или операций, которые не произошли раньше или являются несущественными.

   Существуют три возможных способа отражения изменений в учетной политике:

   •    ретроспективный;

   •    текущий;

   •    перспективный.

   При ретроспективном подходе необходима корректировка данных всех финансовых отчетов за предшествующие периоды. Отчетность предшествующих периодов должна быть пересчитана в соответствии с новой учетной политикой.

   Текущий подход характеризуется корректировками  суммарного эффекта от изменений в учетной политике (показывается отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках за текущий год).

   Перспективный подход означает, что нет необходимости  в пересчете предыдущих финансовых отчетов и не пересчитывать суммарный эффект от изменений в учетной политике в отчете о прибылях и убытках за текущий период. Изменение учетной политики влияет только на финансовую отчетность текущего или будущих отчетных периодов.

   МСФО  допускают два подхода к раскрытию  информации относительно изменений  в учетной политике компании. В соответствии с основным порядком учета изменение в учетной политике применяется ретроспективно, если сумма любой итоговой корректировки, относящейся к предшествующим периодам, в достаточной степени поддается определению. Любая полученная корректировка должна представляться в отчете как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода. Сравнительная информация должна пересчитываться, если это практически осуществимо.

   Изменения в учетной политике применяются  перспективно в случае, когда сумма корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало периода не может быть обоснованно определена.

Информация о работе Учетная политика хозяйствующего субъекта