Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа
Актуальность темы данной работы определяется тем, что продуманная учетная политика позволяет сэкономить на налоговых платежах, оптимизировать документооборот, в некоторых ситуациях даже снять претензии со стороны проверяющих органов. Вместе с ней работа бухгалтера может стать намного проще. Но это только в случае если учетная политика сформирована с учетом структуры и специфики деятельности организации. В противном случае она не только не поможет организации, но и вполне может привести к негативным последствиям, таким как споры с налоговыми органами, штрафы, пени и доначисление суммы налогов.
Введение ……………………………………………………………….….….3
Глава 1. Понятие и принципы учетной политики…………………...….….5
1.1. Понятие учетной политики организации. ……...…..….……...….….5
1.2. Допущения, на которых основывается учетная политика. ……..….7
1.3. Требования к учетной политике. …………………..………….….….9
Глава 2. Формирование учетной политики. …………………..……....….11
2.1. Процедура формирования учетной политики. ………..…….….….11
2.2. Структура учетной политики…………………..………….……..….14
2.3. Контроль за соблюдением учетной политики. Изменения в
учетной политике. …………………..………….….………………...17
Заключение. …………………..……………………………………...….….21
Список использованной литературы. ………
Непрерывность деятельности организации
Непрерывность
деятельности организации означает
то, что, принимая какое-либо решение
по вопросам учетной политики, исходят
из того, что организация будет продолжать
свою деятельность в обозримом будущем,
у нее отсутствуют намерения и необходимость
самоликвидироваться или существенно
сократить масштабы деятельности. Основой
для подобных утверждений является отсутствие
обратных свидетельств, а их следствием
может быть, например, использование разных
методов амортизации активов.
Последовательность применения учетной политики
Под
последовательным применением учетной
политики подразумевается то, что
избранные организацией способы
ведения бухгалтерского учета применяются
последовательно от одного отчетного
периода к другому. Как правило, имеется
в виду неизменность принятой методики
отражения хозяйственных операций, оценки
активов и обязательств в течение отчетного
года, а также от одного отчетного года
к другому. Вместе с тем данное положение
не следует понимать как запрет на внесение
изменений в учетную политику. Поскольку
она является производной от хозяйственной
ситуации, в которой действует организация,
то в связи с изменением этой ситуации
(в частности, корректировкой законодательства)
должна измениться и учетная политика.
В противном случае невозможно говорить
об их соответствии друг другу. Речь идет
о целесообразности и обоснованности
изменений в каждом конкретном случае.
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности организации означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. [2, стр.34] Иначе говоря, согласно данному положению учетная политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения. Отсюда вытекает, что, во-первых, факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете в том учетном периоде, в котором они имели место, или, иначе, по мере их совершения. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете. Во-вторых, все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начисления, или метод записи в бухгалтерском учете операций в момент их совершения, известный в западной практике как accrual basis.
Таким
образом, допущения есть условия
деятельности организации, которые должны
обязательно ей выполняться в течение
всего периода формирования учетной политики.
1.3. Требования к учетной
политике.
В учетной политике
а) субъектов крупного предпринимательства,
б) организаций публичного интереса,
в) субъектов среднего предпринимательства,
г) государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления,
осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО (Закон РК «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности»), должны раскрываться следующие принципы построения финансовой отчетности и ее качественные характеристики:
1. Начисления - принцип, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются в учете) тогда, когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены.
2. Непрерывность предполагает, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение длительного периода времени и что нет подтверждения того, что субъект имеет намерение или необходимость ликвидации в обозримом будущем.
3. Понятность - информация, представленная в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.
4. Уместность - финансовая информация должна быть уместной для того, чтобы удовлетворять потребности пользователя в процессе принятия им решений и помогать ему в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
5. Существенность - информация, предоставленная в финансовых отчетах, является существенной, так как ее отсутствие либо неточности, допущенные при ее составлении, значительно повлияют на основную финансовую отчетность.
6. Надежность - информация, представленная в финансовых отчетах, является надежной: в ней отсутствуют существенные ошибки или предвзятости и на нее могут полагаться пользователи.
7. Правдивое представление - информация, представленная в финансовых отчетах, дает правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении.
8. Преобладание сущности над формой - информация должна правдиво представлять операции и другие события, следовательно, необходимо, чтобы они учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономическим содержанием, а не только юридической формой.
9. Нейтральность - информация, представленная в финансовых отчетах, свободна от предвзятости и надежна.
10. Осмотрительность - отчетность составлена с соблюдением степени предосторожности: активы и доходы, а также обязательства и расходы оценены с высокой степенью достоверности.
11. Полнота - информация в финансовой отчетности субъекта представлена полностью.
12. Сопоставимость - информация сопоставима от одного отчетного периода к другому.
В учетной политике
а) субъектов малого предпринимательства,
в) некоммерческих организаций, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан,
в) субъектов среднего предпринимательства,
г) государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления,
осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами (Закон РК «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности»), должны раскрываться основные качественные характеристики финансовой отчетности: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Важное значение имеет раскрытие учетной политики, под которым понимается описание ее аспектов, примененных субъектом в отчетном периоде, оказавших влияние на его финансовое положение и результаты деятельности и представленных в финансовой отчетности.
При раскрытии учетной политики необходимо исходить из условия существенности и полезности раскрываемой информации для пользователей.
Принятая субъектом учетная политика должна быть долговременной и основываться на реальном экономическом положении субъекта, организации производства, степени технической оснащенности и др.
Глава 2. Формирование
учетной политики.
2.1. Процедура формирования учетной политики.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с основами, предложенными национальными, международными стандартами.
Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т. е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни).
На втором этапе в зависимости от состава объектов учета выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 1)
Схема 1. Факторы, влияющие на выбор учетной политики
На
шестом, заключительном, этапе
избранная учетная политика получает
соответствующее оформление, с тем чтобы
она удовлетворяла формальным требованиям
к ней.
Формирование учетной политики является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление финансовой отчетности. Ответственность за формирование учетной политики лежит на руководителе бухгалтерской службы – главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности. Руководство организации согласовывает и утверждает учетную политику. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством РК и уставом (положением) организации.
Информация о работе Учетная политика хозяйствующего субъекта