Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:02, доклад
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утвержден Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н). Согласно этому нормативному документу бюджетные учреждения обязаны формировать и ежегодно утверждать учетную политику. Рассмотрим нормативно-правовое регулирование учетной политики бюджетного учреждения и общие принципы ее формирования.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 11
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утвержден Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н). Согласно этому нормативному документу бюджетные учреждения обязаны формировать и ежегодно утверждать учетную политику. Рассмотрим нормативно-правовое регулирование учетной политики бюджетного учреждения и общие принципы ее формирования.
В п. 6 Инструкции N 157н сказано, что учреждения (казенные, бюджетные и автономные) для организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
Поскольку отсутствует нормативный документ, который бы содержал подробную информацию об особенностях составления учетной политики для бюджетных учреждений, то следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" от 28.09.2010 N 243-ФЗ), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, Инструкцией N 157н, определяющей учетную политику посредством Единого плана счетов и общих требований к организации бюджетного учета соответственно типу учреждения.
На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные Планы счетов и Инструкции для каждой организационно-правовой формы бюджетных учреждений:
- Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" - применяется казенными учреждениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными и территориальными внебюджетными фондами, государственными академиями наук и др.;
- Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 174н) - для бюджетных учреждений нового типа;
- Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" - для автономных учреждений.
Согласно официальному определению учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Однако на практике учетная политика должна содержать ряд дополнительной информации, для того чтобы она могла служить полноценным инструментом финансовой деятельности организации, позволяющим избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер и утверждает своим приказом руководитель учреждения, но не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который распространяются положения утверждаемой учетной политики. Эта процедура повторяется ежегодно, однако изначально данный документ разрабатывается исходя из предположения, что большинство его положений будут применяться последовательно из года в год. Изменения же, вносимые в учетную политику, могут быть обусловлены как изменениями в законодательстве, так и существенными изменениями условий деятельности организации, к числу которых можно отнести, например, образование филиала или обособленного подразделения. При этом принятая учреждением учетная политика едина для всех обособленных подразделений.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, а также для верного исчисления налогооблагаемой базы по налогам изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Названные нормативные документы содержат ряд обязательных положений, необходимых для включения в учетную политику. Исходя из этих требований и учитывая практический опыт, учетной политике целесообразно придать следующую структуру.
1. Общие положения: перечень положений, подлежащих раскрытию в учетной политике.
2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
2.1. Организационная часть:
- нормативно-правовая база учета;
- структура бухгалтерской службы (со ссылкой на должностные инструкции);
- правила оформления, утверждения и регистрации первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также использования форм документов внутренней отчетности (со ссылкой на соответствующие приложения);
- структура инвентарного номера;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- организация архива бухгалтерской документации в учреждении (со ссылкой на приложение);
- составы постоянно действующих комиссий;
- порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
- порядок, при необходимости, привлечения для решения задач внутреннего контроля независимого аудитора (аудиторской организации).
2.2. Методический раздел:
- методы оценки активов и обязательств;
- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг);
- отражение в учетной политике проблемных вопросов методологии учета.
2.3. Технические аспекты бухгалтерского учета: технология обработки учетной информации, характеристики используемого программного продукта, правила вывода информации на печать и др.
3. Учетная политика для целей налогообложения.
3.1. Организационные и технические аспекты налогового учета.
3.2. Организация и система налогового учета.
3.3. Методические аспекты налогового учета.
4. Дополнительные положения.
Приложения:
- рабочий план счетов бюджетного учета;
- перечень неунифицированных форм первичных документов и регистров, разработанных организацией самостоятельно;
- перечень должностей, которые занимают лица, имеющие право подписи первичных документов;
- правила и порядок документооборота;
- должностные инструкции главного бухгалтера и работников бухгалтерии;
- сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов, образующихся в процессе деятельности учреждения.
Можно несколько упростить структуру учетной политики и представить ее в следующем виде:
1. Общие положения.
2. Организация ведения бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
3. Методические аспекты бухгалтерского (бюджетного) учета.
4. Методические аспекты налогового учета.
5. Технические аспекты бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
6. Дополнительные положения.
Приложения (аналогично первому варианту).
Все необходимые положения должны быть включены в полную и упрощенную структуру учетной политики.
Рассмотрим некоторые разделы учетной политики.
Так, организационный раздел учетной политики должен включать ссылки на нормативные документы, которыми пользуется бухгалтерская служба в своей деятельности, положения законодательства о правовой ответственности главного бухгалтера, круг вопросов, решаемых бухгалтерской службой, ее структуру. По мнению многих аудиторов, в качестве приложения к учетной политике целесообразно приводить должностные инструкции работников бухгалтерской службы.
Обязанности, права и ответственность главного бухгалтера бюджетного учреждения устанавливаются согласно следующим положениям. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) главный бухгалтер обязан обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Кроме того, главный бухгалтер обязан:
- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
- руководить разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;
- организовывать учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
- организовывать учет исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (оказания услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
- присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств;
- присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря.
Согласно Инструкции по бюджетному учету подпись главного бухгалтера должна обязательно присутствовать:
- в денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах;
- в содержательной части авансового отчета;
- в оформляющей части следующих документов: книга учета животных, книга регистрации боя посуды, книга учета бланков строгой отчетности, реестр ценных бумаг, книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке.
Главный бухгалтер вправе:
- требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению ее деятельности;
- запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
- привлекать к решению возложенных на него задач специалистов других отделов с согласия соответствующих руководителей.
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Структура бюджетной бухгалтерии, обязанности бухгалтерских служб определяются следующим образом. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет в учреждении может вести бухгалтерия как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Если организация небольшая, то бывает достаточно одного штатного бухгалтера. Учреждение может и не иметь в своем штатном расписании ставки бухгалтеров. В этом случае оплата услуг по ведению бухгалтерского учета производится на основе договора гражданско-правового характера. Руководитель организации может также вести бухгалтерский учет лично.
Особенность передачи (полностью или частично) функций по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заключается в том, что происходит это, как правило, на основании решения собственника имущества - соответствующего главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств.
Централизация бюджетного учета (т.е. функционирование централизованных бухгалтерий) может осуществляться на основании конкретного нормативного распорядительного документа, принятого соответствующим органом государственной власти (министерством, ведомством, органом государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), если это не противоречит текущему законодательству.
Рассмотрим обязанности основных членов бухгалтерской группы бюджетного учреждения.
Заместитель главного бухгалтера по начислению заработной платы выполняет работы по начислению в установленном порядке всех видов заработной платы, осуществляет ввод данных для начисления заработной платы работникам предприятия в компьютерные системы (оклады, премии, приработки, материальная помощь, социальные льготы), выдачу справок работникам предприятия по вопросам начисления заработной платы, других выплат и удержания из них, обработку первичной документации по соответствующим участкам учета (приказы, листки о временной нетрудоспособности, премии, выплаты за сверхурочную работу, отпуска, распоряжения), начисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, отчисления во внебюджетные фонды, производит сверку по платежам с налоговыми органами, пенсионным фондам, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования, а также осуществляет контроль за сохранностью бухгалтерских документов, подготовку данных для составления отчетности и оформление их для передачи в архив.
Заместитель главного бухгалтера по материальной части осуществляет учет основных средств, заполняет карточки с характеристикой на каждый объект основных средств, начисляет амортизацию, ведет учет материальных ценностей, принимает отчеты о расходе материалов, ведет оборотные ведомости и мемориальные ордера, заполняет договоры о материальной ответственности с подотчетными лицами, осуществляет контроль за проведением инвентаризаций товарно-материальных ценностей.