Группировка по статьям затрат используется
для калькулирования и учета себестоимости
перевозок (работ, услуг), своевременной
и полной оценки результатов хозяйственной
деятельности предприятия, определения
расходов по отдельным звеньям транспортного
процесса.
Все затраты, образующие себестоимость
перевозок автомобильным транспортом,
группируются в соответствии с их экономическим
содержанием по следующим элементам затрат:
затраты на оплату труда, отчисления на
социальные нужды, материальные затраты
(за вычетом стоимости возвратных отходов),
амортизация основных фондов, прочие затраты.
3.1
Учет трудовых затрат и отчислений
на социальные нужды
На предприятии «ЛУКойл – Транс»
в элементе "Затраты на оплату
труда" отражаются затраты
на оплату труда основного
производственного персонала предприятия,
включая премии рабочим, руководителям,
специалистам и другим служащим за производственные
результаты, стимулирующие и компенсирующие
выплаты, в том числе компенсации по оплате
труда в связи с повышением цен и индексацией
доходов в пределах норм, предусмотренных
законодательством, компенсации, выплачиваемые
в устанавливаемых законодательством
размерах женщинам, находящимся в частично
оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком
до достижения им определенного законодательством
возраста, а также затраты на оплату труда
работников, не состоящих в штате предприятия,
занятых в основной деятельности.
В состав расходов на оплату
труда включаются:
- выплаты заработной платы за
фактически выполненную работу,
исчисленные исходя из сдельных
расценок, тарифных ставок и должностных
окладов в соответствии с принятыми на
предприятиях системами оплаты труда;
- надбавки и доплаты к тарифным
ставкам и окладам, в том
числе за классность, работу в
выходные и праздничные (нерабочие)
дни, за сверхурочную работу, за работу
в ночное время, ненормируемый рабочий
день, за работу в тяжелых, вредных, особо
вредных условиях труда и так далее; осуществляемые
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- надбавки за непрерывный стаж
работы в районах Крайнего Севера
и в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера;
- разница в окладах, выплачиваемая
работникам, трудоустроенным с других
предприятий и организаций с
сохранением в течение определенного
срока (в соответствии с действующим
законодательством) размеров должностного
оклада по предыдущему месту работы, а
также при временном заместительстве;
- оплата простоев не по вине
работника;
- оплата труда работников при
невыполнении норм выработки
не по их вине;
- оплата работ по аннулированным договорам
(заказам) на перевозки, не состоявшимся
перевозкам не по вине работника;
- оплата за время вынужденного
прогула или выполнения нижеоплачиваемой
работы в случаях, предусмотренных законодательством;
- доплаты в случае временной
утраты трудоспособности до фактического
заработка (включая надбавки работающим
в районах Крайнего Севера
и в местностях, приравненных
к районам Крайнего Севера);
- выплаты, производимые в соответствии
с действующим законодательством, за непроработанное
время, оплата очередных (ежегодных) и
дополнительных отпусков в размере фактических
выплат или начисленного резерва предстоящих
расходов и платежей; компенсация за неиспользованный
отпуск: оплата проезда к месту использования
отпуска и обратно, включая оплату провоза
багажа, работников организаций, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, оплата льготных часов
подростков;
- оплата перерывов в работе кормящих
матерей.
В состав расходов на оплату
труда включаются другие виды
выплат, включаемые в соответствии
с установленным порядком в
фонд оплаты труда (за исключением
расходов по оплате труда, финансируемых
за счет прибыли, остающейся
в распоряжении предприятий, и других
целевых поступлений).
Так как предприятие транспортное,
то основную часть его работников
составляют водители, поэтому здесь
применяется повременно-премиальная
почасовая форма оплаты труда.
Основой для оплаты при повременной
системе служат отработанное время, и
установленная стоимость работы одного
часа рабочего времени. Для оплаты сверхурочной
работы, работы в ночное время, простоев
внутрисменных и не по вине работника,
а также праздничных необходимо определить
часовую тарифную ставку. Она определяется
путем деления месячной тарифной ставки
на среднемесячное количество рабочих
часов.
Например, водитель снят с рейса
из-за технической неисправности,
в результате чего он простоял
2 часа. Часовая тарифная ставка
– 10,79 рублей. Оплата времени простоя
определяется путем умножения 2/3 часовой
тарифной ставки на фактическое время
простоя (2/3 * 10,79 * 2 часа = 14,39 рублей).
Оплата сверхурочной работы и
работы в ночное время. Водитель
находился в рейсе 12 часов.
Согласно распоряжению Совмина РФ от
06.09.91 г. №985-р «о доплатах работникам автомобильного
транспорта» дополнительная оплата за
работу в сверхурочное время производится
в размере 50% тарифной ставки за первые
два часа и 100% этой ставки за последующие
часы. То есть 10,79 * 2часа * 1,5 = 32,37 рублей,
а последующие 2часа 10,79 * 2часа * 2 = 43,16 рублей.
Итого доплата составит 75,53рублей. Согласно
вышеуказанному распоряжению за работу
в ночное время доплачивается 35% тарифной
ставки за каждый час работы в это время.
Работа в праздничные дни оплачивается
не менее двойной часовой тарифной ставки.
Внутрисменные простои оплачиваются в
размере 75% от тарифной ставки.
В организации начисление заработной
платы производится на основании
данных первичных документов
по учету фактически отработанного
времени: наряда, маршрутного листа, путевого
листа, акта о простоях, ремонтных табелей
и других документов - больничных листов,
приказа на отпуск, перемещение, о премировании,
увольнении, о приеме на работу и т. п..
На основе табеля Т – 12, который заполняется
на основании путевого листа начисляется
заработная плата водителям. Табель подписывается
начальником автоколонны, начальником
отдела кадров и диспетчером, утверждает
директор предприятия. Работникам выдаются
расчетные листки. Предприятием используется
расчетная ведомость для расчета заработной
платы. При этом сведенья о заработной
плате нарастающим итогом с начала года
отражаются в лицевом счете. Вышеперечисленные
первичные документы служат основанием
для включения сумм начисленной оплаты
труда (К-т 70) непосредственно в издержки
производства (Д-т 20). Одновременно предприятие
в дебет счета 20, куда была списана начисленная
заработная плата, относит в установленном
размере в процентах к заработной плате:
с кредита 69.1 – отчисления в фонд
социального страхования;
с кредита 69.2 – отчисления
в Пенсионный фонд;
с кредита 69.3 – отчисления
в фонд обязательного медицинского
страхования (по федеральному
и территориальному подразделениям
ведутся субконто).
3.2.
Учет материальных затрат
Материальные затраты включают
стоимость израсходованных в
процессе производства работ
и услуг, различного рода топливно-энергетических
ресурсов и материалов, запасных
частей для ремонта, технического
обслуживания подвижного состава,
автомобильной резины и оборудования,
инструментов, приспособлений, инвентаря,
приборов и других средств труда, не относимых
к основным фондам, и других малоценных
предметов, а также расходы на оплату услуг
(труда) производственного характера,
выполняемых сторонними предприятиями
и организациями, производствами и хозяйствами
самого предприятия, не относящихся к
основному виду деятельности.
Так как предприятие «ЛУКойл
– Транс» является транспортным,
то основную часть расходов
составляют горюче-смазочные материалы
(дальше ГСМ), в частности топливо. В
составе затрат на топливо отражается
стоимость всех видов топлива, приобретенных
со стороны (бензина, дизельного топлива),
расходуемого на эксплуатационные нужды
автомобильного транспорта.
Стоимость ГСМ, израсходованных
на производственные цели, подлежит
отнесению на себестоимость услуг. Производственный
характер использования ГСМ подтверждается
наличием и правильным оформлением путевых
листов автомобилей, а также соблюдением
норм расходования ГСМ. В оформляемых
путевых листах, служащих основанием для
списания ГСМ в расход на себестоимость,
отражаются показания счетчика на начало
и конец рабочего дня, а также маршруты
передвижения.
Расходы на бензин (дизельное
топливо) списываются на затраты,
которые корректируются для налогообложения
в части превышения установленных нормативов.
Согласно базовым нормам, служащим в качестве
основы для разработки ведомственных
и специальных норм, на предприятии приняты
к расчету нормы согласно имеющимся маркам
машин, условиям их эксплуатации (географических,
климатических и т. п.).
Нормы расхода смазочных материалов
устанавливаются на каждые 100 литров
общего расхода топлива.
Сопоставляя маршрут передвижения
с заданием, выданным водителю, с
характером перевозок, а также
с затраченным на это количество
горючего и определяется производственный
характер использования ГСМ и возможность
отнесения их стоимости на себестоимость.
Стоимость материальных ресурсов
формируется исходя из:
- цен их приобретения
(без учета налога на добавленную стоимость),
- наценок (надбавок),
комиссионных вознаграждений, уплачиваемых
снабженческим и внешнеэкономическим
организациям,
- стоимость
услуг товарных бирж, включая брокерские
услуги,
- таможенных
пошлин,
- платы за
транспортировку, хранение и доставку,
осуществляемые сторонними организациями.
Из затрат на материальные
ресурсы, включаемых в себестоимость
продукции, исключается стоимость
возвратных отходов.
Материалы, приобретенные организацией
за плату, принимаются к бухгалтерскому
учету по фактическим затратам
на их приобретение за исключением
НДС и иных возмещаемых налогов.
Получение любых материальных
ценностей представителем организации
осуществляется при предъявлении
им соответствующей доверенности. При
выдаче доверенность регистрируется бухгалтерией
в журнале учета выданных доверенностей.
В бухгалтерии филиала на основании накладной,
выписанной поставщиком при передаче
материальных ценностей, выписывается
приходный ордер. Приходный ордер выписывается
на фактически принятое количество ценностей.
При поступлении материалов на основании
накладной поставщика в бухгалтерии филиала
делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Одновременно
делается проводка: Д-т 19 К-т 60 – отражена
сумма НДС по приобретению материальных
ценностей, затем отражается оплата полученных
от поставщика материальных ценностей
Д-т 60 К-т 51.
Движение материалов внутри организации
оформляется при помощи:
- лимитно –
заборной карты;
- требования
– накладной.
Лимитно – заборные карты используются
для систематического отпуска
материалов со склада, при этом
делается проводка Д-т 20 К-т 10 – списаны
в производство материальные ценности.
По окончании месяца лимитно – заборные
карты сдаются складом в бухгалтерию.
На основании карты составляется требование
– накладная (Прил. 10). Требование – накладная
выписывается в двух экземплярах: один
экземпляр служит основанием для списания
ценностей, другой – для оприходования
ценностей, если меняется материально-ответственное
лицо.
Отпуск материальных ценностей
сторонним организациям оформляется
накладной на отпуск материалов
на сторону. При предъявлении получателем
доверенности на получение ценностей
кладовщик один экземпляр накладной передает
получателю материалов, а другой остается
на складе как основание для отпуска материалов.
Движение материалов на складе
отражается в карточках складского
учета. Записи в них делаются на основании
первичных документов в день совершения
операции. Движение материалов по складу
находит свое отражение в оборотно – сальдовой
ведомости.
Расчет
фактической себестоимости списываемых
на производство материалов производится
по методу фактической себестоимости
каждого вида материалов. То есть, например,
предприятием в августе было приобретено
100 литров бензина по цене 6,30 рубля за литр
и остаток на конец месяца составил 5 литров,
а в сентябре 130 литров бензина приобретено
по цене уже 6,80 рублей за литр, то на себестоимость
в сентябре спишется 5 л. * 6,30 р. + 130 л * 6,80
р..