Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. В курсовой работе проанализирован учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции, рассмотрен теоретический и методологический аспекты учета готовой продукции в соответствии с последними изменениями в законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………………………………………………………………….2
1. Основные понятия и задачи учета готовой продукции……………………………………………………3
1.1. Понятие готовой продукции, работ, услуг…………………………………………………………………..3
1.2. Задачи учета готовой продукции…………………………………………………………………………………4
2. Методы оценки выпуска и отгрузки готовой продукции согласно требованиям РСБУ….6
2.1. Готовая продукция на балансе по фактической производственной себестоимости…8
2.2. Готовая продукция на балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости………………………………………………………………………………………………………………….13
2.3. Готовая продукция по прямым статьям затрат…………………………………………………………14
3. Учет расходов на продажу готовой продукции. Реализация готовой продукции…………15
4. Формирование и учет резервов под снижение стоимости готовой продукции……………18
5. Инвентаризация готовой продукции: первичные документы, отражение результатов в бухгалтерском учете…………………………………………………………………………………………………………20
6. Элементы учетной политики по готовой продукции………………………………………………………25
7. Документальное оформление операций по движению готовой продукции………………..26
8. Раскрытие информации о готовой и отгруженной продукции в бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………………………………………………….34
- Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24).
Он применяется для оформления результатов контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. При этом документы по учету результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц;
- Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма N ИНВ-25).
Данный журнал применяется для регистрации результатов контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. Он составляется с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц;
- Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
Она применяется для отражения результатов инвентаризации в отчетном году. В ней определяются предложения о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией. Они представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.
Таковы основные документы, с помощью которых оформляется инвентаризация МПЗ.
Выявленные по результатам инвентаризации излишки готовой продукции приходуются на основании оформленной в установленном порядке «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26) в составе прочих доходов организации следующими записями по счетам учета:
Д 43 К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» – стоимость «излишествующей» готовой продукции.
В соответствии с п. 29 Указаний по учету МПЗ излишки материально-производственных запасов приходуются по рыночной цене, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (см. п. 9 ПБУ 5/01). Учитывая понятие рыночной цены, данное ПБУ 5/01, оценка «излишествующей» готовой продукции может осуществляться исходя из продажных цен, применяемых организацией в отношениях со сторонними независимыми лицами. Стоимость излишествующих материалов, товаров и готовой продукции увеличивает налогооблагаемую прибыль организации в составе внереализационных доходов (по рыночной цене) в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ.
Излишки по пересортице принимаются к учету:
Д 43 К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – излишки по пересортице.
Выявленные недостачи, потери, хищения готовой продукции отражаются в бухгалтерском учете организации следующими записями:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 43 – учетная стоимость недостающей (испорченной) готовой продукции;
Д 43 К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – оприходование по цене возможного использования испорченных материально-производственных запасов или их отдельных частей;
В дальнейшем сумма причиненного организации ущерба вследствие недостачи или порчи готовой продукции относится за счет виновных лиц или собственных средств организации.
6. Элементы учетной политики по готовой продукции.
Основные элементы учетной политики, применяемые в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения операций по учету готовой продукции:
- оценка готовой продукции (фактическая производственная, нормативная (плановая) производственная себестоимость, по прямым статьям затрат, договорные цены);
- порядок учета готовой продукции. Выбор способа учета выпуска продукции (работ, услуг) - использовать или не использовать для учета оприходования готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг активно-пассивный счет №40 «Выпуска продукции (работ, услуг).
- метод списания готовой продукции.
- способы создания резервов — отдельно по каждому наименованию или по группам однородных либо связанных наименований запасов;
- порядок или способ определения текущей (рыночной) стоимости запасов материальных ценностей и расчета их чистой продажной стоимости;
- порядок документального оформления расчета резервов;
- использование форм первичных документов для оформления операций по движению готовой продукции.
7. Документальное оформление операций по движению готовой продукции.
Анализ унифицированных форм, утвержденных Постановлением N 71а, показывает, что документа для оформления передачи готовой продукции на склад не утверждено. В силу чего организация должна разработать такой документ самостоятельно с учетом специфики своего производства и закрепить его использование в бухгалтерской учетной политике.
В Методических рекомендациях по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей МПЗ в бухгалтерской отчетности, утвержденных Минфином Российской Федерации 23.04.2004 г., отмечено, что при выполнении процедуры анализа методики учета готовой продукции источниками информации служат:
- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
- первичные документы на отгрузку готовой продукции;
- первичные документы складского учета;
- сводные регистры бухгалтерского учета и регистры аналитического учета.
Приемка на склад готовой продукции может осуществляться на основании приемо-сдаточных накладных, спецификаций, актов приемки готовой продукции, ведомостей сдачи готовой продукции на склад, планами-картами сдачи готовой продукции и др., разработанными организацией для этих целей. Как мы уже отметили, использование этих документов должно быть закреплено учетной политикой организации.
Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется аналогично учету материально-производственных запасов в карточках учета материалов типовой формы № М-17. Карточка применяется для учета движения готовой продукции по каждому ее наименованию, виду, сорту, размеру и другим характеристикам.
Записи в карточках складского учета производятся на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. При получении готовой продукции от изготовителя указывается дата получения, наименование и номер документа, а также наименование сдатчика. Остатки в карточках при наличии операций выводятся ежедневно. В конце месяца определяются итоги оборотов по приходу и расходу, и выводится остаток, затем составляются оборотные или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию для количественного и стоимостного учета готовой продукции на складах.
Документы, отражающие выпуск и сдачу готовой продукции, имеют общее назначение, в основном одинаковые реквизиты, и выписываются в двух экземплярах под одним номером. В них указывается цех-сдатчик, склад-получатель, наименование и номенклатурный номер изделия, дата сдачи, учетная цена и количество сданной продукции.
Один экземпляр документа находится в производственном цехе, а второй — на складе. На каждую партию сдаваемой продукции делают запись в обоих экземплярах приемно-сдаточных документов. После окончания сдачи всей продукции в обоих экземплярах приемо-сдаточных документов по каждому наименованию, виду и сорту подсчитывают и записывают количество штук или вес цифрами и прописью. Данные о сдаваемой продукции подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и, наоборот, распиской сдатчика в экземпляре приемщика.
К приемо-сдаточным документам прилагается заключение лаборатории или отдела технического контроля о качестве продукции или делается отметка об этом на самом документе. При этом следует обратить внимание на то, что данные первичных документов о выпущенной продукции должны соответствовать данным журналов оперативного производственного учета. По оформленным приемо-сдаточным накладным и актам продукция передается на склад готовой продукции и хранится там до отгрузки или отправки потребителям.
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
В качестве типовой формы накладной можно использовать форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденная постановлением Госкомстат России от 30.10.97 № 71а. Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете":
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Кроме того, согласно пункту 208 Методических указаний по учету МПЗ накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.
Нередко производственные организации отпуск готовой продукции со склада оформляют с применением Товарной накладной (форма N ТОРГ-12), форма которой утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Согласно указаниям по применению этих форм, товарная накладная унифицированной формы N ТОРГ-12 применяется организациями для документального оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Накладная N ТОРГ-12 предназначена именно для учета торговых операций и применяется для отпуска товарно-материальных ценностей сторонней организации. Поскольку готовая продукция является частью МПЗ, то, по мнению автора, эта накладная может применяться для учета отпуска готовой продукции покупателям (заказчикам), при условии, что ее использование будет закреплено в учетной политике компании.
Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели может быть использована (как один из вариантов) следующая схема движения указанных первичных учетных документов (применительно к крупным и средним организациям):
а) на складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом аналогичном подразделении организации) выписывается 4 экземпляра накладной;
б) 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;
в) бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение организации), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;
г) при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) - у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);
д) служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;
е) бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.
На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС. При отгрузке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп "Без налога (НДС)".
Представители местных покупателей получают продукцию на складах по предъявлению доверенностей и расписки в накладной. При доставке продукции покупателям централизованно в получении продукции со складов расписываются работники транспортно-экспедиционной службы.
Иногородним покупателям продукция отгружается железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. В этом случае накладные являются сопроводительными документами груза в пути и передаются грузополучателю вместе с продукцией. Грузоотправитель при отгрузке продукции получает от станции (пристани) отправления товарную квитанцию и квитанцию о приеме груза.
Информация о работе Учет выпуска и реализации готовой продукции