Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции. В курсовой работе проанализирован учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции, рассмотрен теоретический и методологический аспекты учета готовой продукции в соответствии с последними изменениями в законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………………………………………………………………………….2
1. Основные понятия и задачи учета готовой продукции……………………………………………………3
1.1. Понятие готовой продукции, работ, услуг…………………………………………………………………..3
1.2. Задачи учета готовой продукции…………………………………………………………………………………4
2. Методы оценки выпуска и отгрузки готовой продукции согласно требованиям РСБУ….6
2.1. Готовая продукция на балансе по фактической производственной себестоимости…8
2.2. Готовая продукция на балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости………………………………………………………………………………………………………………….13
2.3. Готовая продукция по прямым статьям затрат…………………………………………………………14
3. Учет расходов на продажу готовой продукции. Реализация готовой продукции…………15
4. Формирование и учет резервов под снижение стоимости готовой продукции……………18
5. Инвентаризация готовой продукции: первичные документы, отражение результатов в бухгалтерском учете…………………………………………………………………………………………………………20
6. Элементы учетной политики по готовой продукции………………………………………………………25
7. Документальное оформление операций по движению готовой продукции………………..26
8. Раскрытие информации о готовой и отгруженной продукции в бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………………………………………………….34
прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
Д 44 «Расходы на продажу» К 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
В том случае, когда стоимость тары включается в договорную цену отпущенной продукции, эта стоимость списывается, в зависимости от того, где производится затаривание и упаковка: на счет 20 — если тара используется в цехах основного производства или на счет 44 — если затаривание и упаковка производятся на складах готовой продукции. При этом в первом случае стоимость тары включается в фактическую себестоимость готовой продукции и в составе этой себестоимости списывается на счет 43. Если стоимость тары относится на счет 44, то в себестоимость (полную) готовой продукции она не включается, а списывается в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж».
По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет 90 "Продажи" Кредит 44 «Расходы на продажу».
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
При частичном списании расходов на продажу подлежат списанию (на счет 90) и распределению следующие виды расходов:
в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей);
в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции.
Для целей бухгалтерского и управленческого учета на счет 90 списывается вся сумма расходов на продажу, а для целей налогообложения к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль принимается в пределах норм, установленных налоговым законодательством.
Формирование выручки от продаж в бухгалтерском учете производится в соответствии с нормами п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в ред. приказа Минфина России от 27.10.2006)
При признании в бухгалтерском учете сумм выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг производится следующая запись:
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Одновременно списывается фактическая себестоимость проданных продукции, работ, услуг и коммерческие расходы:
Д 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» К 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.
При учете готовой продукции по нормативной себестоимости или договорным ценам списание готовой продукции при отгрузке, отпуске может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции.
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по счету 901 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Прибыль ежемесячно (заключительными оборотами) списывается записью:
Д 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» К 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных продукции, работ, услуг, а также по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
4. Формирование и учет резервов под снижение стоимости готовой продукции.
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы должны приниматься к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Кроме того, п. 12 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость принадлежащих компании запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. И такое исключение есть.
В соответствии с требованием осмотрительности в п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ материальные ценности (сырье, материалы, готовая продукция и товары), на которые цена в течение отчетного года снизилась или которые морально устарели, или частично потеряли свое первоначальное качество, должны отражаться в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения активов. Разница в ценах относится у коммерческой организации на финансовые результаты, а у некоммерческой – на увеличение расходов. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов компании на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Ни о какой альтернативе речь не идет. Следовательно, в описанной ситуации компания обязана создать резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
Порядок создания резерва дополнительно разъяснен в п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Резерв создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных запасов.
Для обобщения информации о резервах, создаваемых под отклонения стоимости материально-производственных запасов от их рыночной стоимости, предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Кроме собственно МПЗ в этот перечень включено незавершенное производство, хотя оно согласно п. 4 ПБУ 5/01 к материально-производственным запасам не относится.
Создание резерва оформляется записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» в конце декабря отчетного года.
При дальнейшей реализации или ином выбытии материальных ценностей, по которым были созданы резервы под снижение их стоимости, резервы подлежат восстановлению (дебет счета 14 кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы»).
Если резерв под снижение стоимости материальных ценностей был создан организацией в конце отчетного года, а в следующем году их рыночная стоимость увеличилась, соответствующая часть резерва также должна быть восстановлена – дебет счета 14 кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы».
5. Инвентаризация готовой продукции: первичные документы, отражение результатов в бухгалтерском учете.
Обязанность проведения инвентаризации установлена статьей 12 Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Общий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов регламентируется Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания N 49). Общий порядок проведения инвентаризации в данной работе рассматриваться не будет, поскольку основное внимание уделено особенностям проведения инвентаризации МПЗ. Напомним, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 и пунктом 199 Методических указаний N 119н готовая продукция и товары являются частью материально-производственных запасов.
Инвентаризация МПЗ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах МПЗ, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц, могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:
- по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;
- по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и так далее);
- по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка;
- по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Описи составляются отдельно на МПЗ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В частности, для оформления инвентаризации МПЗ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Так Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 88 для учета результатов инвентаризации МПЗ установлены следующие формы первичных учетных документов:
- Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2).
Ярлык заполняется в том случае, если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись. Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными МПЗ по месту их нахождения;
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3).
Она применяется для отражения данных фактического наличия МПЗ в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания МПЗ отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй - остается у материально ответственных лиц;
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4).
Данный акт составляется отдельно по следующим запасам:
- срок оплаты которых не наступил;
- не оплаченным покупателями в срок;
- право собственности на которые к покупателям переходит в особом порядке.
Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии, подписывается ими, и один экземпляр передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально ответственных лиц;
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5).
Она применяется при инвентаризации МПЗ, принятых на ответственное хранение. Опись составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании фактических данных, подписывается ответственными лицами комиссии и материально ответственными лицами. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственных лиц;
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма N ИНВ-6).
Данный акт применяется для выявления количества и стоимости МПЗ, которые в момент инвентаризации находятся в пути. Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании документов, подтверждающих нахождение МПЗ в пути, подписывается, и один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй - остается в комиссии;
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19).
Сличительная ведомость применяется для отражения результатов инвентаризации МПЗ, по которым выявлены отклонения от данных учета. В ней отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственным лицам;
- Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22).
Приказ (постановление, распоряжение) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Он подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии;
- Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23).
Данный журнал применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. В нем регистрируются Приказы (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации формы N ИНВ-22;
Информация о работе Учет выпуска и реализации готовой продукции