Учет в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии. Розничной торговли Общества с ограниченной ответственностью "Турист". Объектом исследования в ООО "Турист" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 7
1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 7
1.2. Особенности деятельности ООО "Турист" 10
1.3. Основные элементы учетной политики организации 13
1.4. Оценка товаров в ООО "Турист" 18
Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 19
2.1. Документальное оформление и учет движения товаров 19
2.2. Учет валового дохода и издержек обращения 44
2.3. Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле 58
Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 63
3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике 63
3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

учет в РТ.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

       За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих  ценах) или на 963,7 тыс. рублей (3105,2 –2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86 тыс. рублей (2227,5 – 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. рублей (3105,2 – 2227,5).

       По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей.

       За 1998 - 2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

       По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

       Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных Таблицы № 3 (см. Приложение).

       Данные  таблицы свидетельствуют о неритмичном  развитии товарооборота предприятия  по кварталам: наиболее напряженным  был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%), а в 1998 году в четвертом квартале товарооборот достиг 129%. Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, если в первом квартале 1999 г. удельный вес оборотов увеличился по сравнению с 1998 годом, то в 2000 г. удельный вес оборотов первого квартала снизился на 0,3% и второго квартала - на 0,2% и на 0.4% по сравнению с 1999 и 1988 годами соответственно, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

       Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до 24,8% в 2000 году, но все  равно ниже чем в 1998 году (темп роста оборота в этом квартале 118,9%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возросла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота – 120,2%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

       Еще более неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года. (см. Приложение Таблица № 4, Диаграмма 2).

       Из  данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота  еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март) в 2000 году. В 1999 году  данные показатели выше от 117% (апрель) до 130% (декабрь).

       Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0% в 2000 году, по сравнению с 1999 годом эти показатели ниже, 122,16% и 124,5% соответственно. За второй квартал – 117,6% и в июне 123,7% в 2000 году, 118,78% и 120,62% соответственно в 1999 году, за третий квартал – 119% и 119,5% (2000 год),  119,45% и 121,83% (1999 год) и за четвертый квартал - 120,2% и 122,2% (2000 год), 129,09% и 130,11% (1999 год) .

       Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

       Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия  используем следующие таблицы №№ 5, 6 (см. Приложение).

       Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации вело и мотоспортивной техники, автозапчастей, спортивной одежды и обуви, спортинвентаря.

       Однако  в сопоставимых ценах темпы роста  товарооборота по товарным группам  значительно ниже, и это говорит  о том, что большой заслуги  предприятия в росте суммы  товарооборота нет, так как она  растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как спортивная одежда с 16,8% в 1998 г.  до 14,2% в 1999 г. и 14,39% в 2000 г., автозапчасти для легковых и грузовых машин – с 24,28% в 1998 г. до 22,8 % и 22,67% в 1999 и 2000 годах соответственно, товары для рыболовства - на 0,42% и 0,41% ниже чем в 1998 году. По остальным товарным группам наметился рост физического объема товарооборота.

     3.2. Факторный анализ  и структура розничного  товарооборота

       На  развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

  • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
  • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

       Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

       По  магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в Таблице № 7 (см. Приложение)

       Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 484,5 тыс. рублей за счет завышенных товарных запасов на начало года (18 тыс. рублей), роста поступления товаров в магазин (536,4 тыс. рублей) и уменьшения прочего выбытия товаров (0,8 тыс. рублей). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (70,3 тыс. рублей).

       Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы.

       На  предприятии в 2000 году прочее выбытие  товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. рублей Прочее выбытие товаров включило товарные потери, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной. Розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. рублей

       Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

       Оценку  показателей по труду ООО «Турист» произведем на основе Таблицы 1.7 (см. Приложение).

       Как видно из таблицы, среднегодовая  выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 133,84 тыс. рублей 163,79 тыс. рублей и 182,66 тыс. рублей в 1998, 1999, и 2000 годах соответственно и по сравнению с 1998 годом возросла на 29,95 тыс. рублей в 1999 году и на 48,82 тыс. рублей в 2000 году. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 479,2 тыс. рублей (+34,2 тыс. рублей х 14 чел.) в 1999 году и 297,3 тыс. рублей (+19,82 тыс. рублей х 15 чел.) в 2000 году. В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 1999 год – 104,6%, а в 2000 году это составило 61,4%.

       На  изменение суммы розничного товарооборота  в 2000 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека по сравнению с 1999 годом. За счет роста численности продавцов  получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 187,19 тыс. рублей (+1 чел. Х 187,19 тыс. рублей) или 38,6% общей суммы прироста товарооборота.

       Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих  ценах рассмотрим на основе Таблицы № 9 (см. Приложение).

       Большое влияние на динамику розничного товарооборота  оказывает эффективность использования  материально-технической базы предприятия.

       По  ООО «Турист» имеются следующие  данные об использовании материально-технической  базы (см. Приложение Таблица № 10):

       Из  данных таблицы видно, что в 1999 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 квадратных метров или 5,0%.

       Количество  рабочих дней в году сократилось  с 324 дней в 1999 году до 319 дней в 2000 году. Это произошло в результате нарушения  сроков проведения реконструкции, которая  затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

       Выработка на один квадратный метр торговой площади  за час работы составила в 2000 году 231,0 против 174,3 в 1999 году и 144,2 тыс. рублей в 1998 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

       Все эти факторы оказали влияние  на динамику развития розничного товарооборота (Таблица № 11, см. Приложение).

       Из  данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

  • рост торговой площади: 2751,4 – 2620,7 = + 130,7 тыс. рублей;
  • уменьшение количества рабочих дней 2708,9 – 2751,4 = - 42,5 тыс. рублей;
  • уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 – 2708,9 = - 23,3 тыс. рублей;
  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы  3105,2 – 2685,6 = + 419,6 тыс. рублей.

       Использование материально-технической базы позволяло  предприятию добиться роста товарооборота  в 200 году на 550,3 тыс. рублей (130,7 + 419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. рублей (42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. рублей.

Итого 130,7-42,5-23,3+419,6 = + 484,5 тыс. рублей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В ООО «Турист», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.

       Как показала практика, в ООО "Турист" материально ответственное лицо составляет товарный отчет о наличии  и движении товаров один раз в  месяц. Применение ежемесячной отчетности нецелесообразно, так как, во-первых, движение товаров в течение большого периода не контролируется бухгалтерией, во-вторых, неравномерно распределяется работа бухгалтерии в течение месяца, в-третьих, значительный объем работ по проверке и обработке отчетности переносится на период составления бухгалтерской отчетности.

       Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Турист» за 1998-2000 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его достаточно высокие;
  • достигнут рост товарооборота по некоторым отделам предприятия;
  • прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования таких видов ресурсов как: товарных, трудовых и других ресурсов;
  • предприятие в 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

       Вместе  с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота  в 2000 году. Так, объем розничного товарооборота  мог бы возрасти за счет:

  • улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. рублей;
  • повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 65,8 тыс. рублей.

     Таким образом, неиспользованные резервы  роста товарооборота составили 128,9 тыс. рублей.

Информация о работе Учет в розничной торговле