Учет в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии. Розничной торговли Общества с ограниченной ответственностью "Турист". Объектом исследования в ООО "Турист" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 7
1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 7
1.2. Особенности деятельности ООО "Турист" 10
1.3. Основные элементы учетной политики организации 13
1.4. Оценка товаров в ООО "Турист" 18
Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 19
2.1. Документальное оформление и учет движения товаров 19
2.2. Учет валового дохода и издержек обращения 44
2.3. Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле 58
Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 63
3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике 63
3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

учет в РТ.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

       ООО «Турист» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия, при этом самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:

  • единая методологическая основа (принцип двойной записи);
  • взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

       Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

       Для документирования операций могут применяться  типовые межведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенным операциям.

       К обязательным реквизитам первичных  учетных документов относятся:

  • наименование документа (форма);
  • дата составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи и их расшифровки.

       При этом бухгалтер руководствуется  Положением об учете и отчетности Российской Федерации. ООО "Турист" самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и результатов деятельности на основании Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

       Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

       Следующим этапом учета является:

  • регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской отчетности;
  • использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации.

     ООО «Турист» относится к малым предприятиям и ведет бухгалтерский учет по упрощенной форме.

       На  ООО «Турист» применяется сокращенная  журнально-ордерная форма счетоводства с сокращенной системой счетов. На основе типового плана счетов главным  бухгалтером разработан рабочий  план счетов ООО "Турист" (см. Приложение, Таблица № 1).

       Нормы амортизационных отчислений учитываются  на счете 02 "Износ основных средств" и определяется ежемесячно исходя из установленных норм амортизационных  отчислений на полное восстановление основных средств.

     Оценка  товаров в ООО "Турист" производится по продажной стоимости (розничным ценам) с отражением разницы между продажной и покупной стоимостью на счете 42 "Торговая наценка".

       Учет  издержек обращения осуществляется на счете 44 "Издержки обращения". Номенклатура статей издержек обращения разработана согласно Положения о составе затрат по реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании Постановления Правительства РФ от 05.08.92 г. № 522 и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, утвержденных Комитетом по торговле РФ от 20.04.95 г. № 1-550/32-2.

       В целях налогообложения в ООО "Турист" установлен метод определения выручки  от реализации товаров - по мере поступления  выручки в кассу предприятия  или перечисления денежных средств на расчетный счет за реализованный товар (то есть по оплате).

       Валовый доход, учитываемый на счете 46 "Реализация товаров (работ, услуг)" исходя из расчета  торговой наценки на реализованный  товар.

       Налог на добавленную стоимость рассчитывается по ставке 16,67% от реализованного торгового наложения за минусом налога с продаж. Согласно Федерального Закона от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ произошли изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в организациях розничной торговли. Налог на добавленную стоимость необходимо выделить из стоимости товаров, числящийся по состоянию на счете 41 "Товары" с учетом данного налога. Начисление налога на добавленную стоимость производится не с суммы реализованного торгового наложения, а с полной цены товара. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога на добавленную стоимость, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами этого налога, фактически уплаченными поставщиками.

       Расчеты с поставщиками осуществляются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками".

       Учет  дебиторской и кредиторской задолженности  ведется на счете 76.

       Учет  финансовых результатов учитывается  на счете 80 "Прибыли и убытки", использование прибыли отражается на счете 81 "Использование прибыли". С 2000 г. вместо счета 81 используется счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

       Так как ООО "Турист" берет кредит в банке на срок более одного года, то для отражения полученной суммы кредита используется счет 92 "Долгосрочные кредиты банков".

       Уставный  фонд образован в соответствии с  уставом ООО "Турист".

 

      1.4. Оценка  товаров в ООО  "Турист"

       Предприятие розничной торговли приобретает  или получает под реализацию предметы с целью последующей их перепродажи. Такие предметы называются товарами. Предприятие реализует товары главным образом непосредственно населению по розничным ценам, за наличный расчет непосредственно населению через контрольно - кассовую машину, а также учреждениям и организациям для удовлетворения потребностей их контингента (больницам, санаториям, детским учреждениям).

       В основе формирования цены товара лежит  денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

       Пунктом 51 Положения о бухгалтерском учете  и отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации.

       В ООО "Турист", согласно учетной  политике, учет товаров организуется по продажным (розничным) ценам. Розничная  цена включает в себя отпускную цену (оптовую), торговую наценку для покрытия торговых издержек организации розничной торговли.

       Составным элементом розничной цены являются налоги, перечисленные в бюджет после  реализации товаров: акциз (в случае подакцизных товаров), налог на добавленную  стоимость, с апреля 2000 г. налог с  продаж (в процентах к отпускным ценам). ООО "Турист" не является плательщиком акцизного налога, так как товары, которыми торгует магазин "Турист", не подлежат обложению этим налогом.

       Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе деятельности предприятия розничной торговли. В розничной торговле торговая надбавка является основным источником доходов торговой организации и определяется в процентах к покупной стоимости товаров. Величина торговой надбавки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров) и обеспечить получение торговой организацией прибыли и уплаты косвенных налогов.

Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

     2.1. Документальное оформление  и учет движения  товаров

       Порядок и сроки  приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его  документального оформления регулируются действующими техническими условиями  поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

       Все товарные операции делятся на два  вида: поступление товаров в организацию  розничной торговли и их выбытие. В организации розничной торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).

       В накладной указывается номер  и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое  описание товара, его количество (в  единицах), цена и общая сумма (с  учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

       Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

       При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет - фактура.

       Счет-фактура  является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с  поставщиками (см. Приложение).

       Если  товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.

       Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.

       Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает  проверку соответствия фактического наличия  товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

       Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом  предприятия розничной торговли по доверенности. Если товар находится  в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

       Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

       В случае несоответствия фактического наличия  товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

Информация о работе Учет в розничной торговле