Учет товаров в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Главная цель данной работы – проанализировать учет торговых операций, осуществляемых оптовыми организациями (на примере ЧУП «Живой мир»).
Объект исследования – ЧУП «Живой мир». Предмет исследования – систему аналитического и синтетического учета товаров в ЧУП «Живой мир».

Работа содержит 1 файл

Бух учет в др отраслях (вар 7).doc

— 150.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

     Торговля  – обширнейшая область предпринимательской  деятельности и сфера приложения труда – получила в последние  годы новые импульсы развития, существенно  расширив «поле и правила игры»  в экономике. Среди основных направлений  коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает работа по проведению оптовой торговли. Эта работа – основная форма выражения сущности коммерческо-посреднической деятельности, способствующая активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.

     На  современном этапе в белорусской  экономике оптовая торговля имеет  важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров  отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Для правильного руководства деятельностью  торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета.

     Одной из главных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой  торговле является правильная организация учета, позволяющая своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

     Главная цель данной работы – проанализировать учет торговых операций, осуществляемых оптовыми организациями (на примере  ЧУП «Живой мир»).

     Объект  исследования – ЧУП «Живой мир». Предмет исследования – систему  аналитического и синтетического учета товаров в ЧУП «Живой мир».

     Исходя  из поставленных целей, можно сформулировать задачи:

  1. дать понятие и краткую характеристику оптовой торговли;
  2. рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;
  3. изучить порядок учета поступления и продажи товаров в оптовой торговле;
  4. изучить порядок инвентаризации товаров на предприятии;
  5. дать краткую характеристику ЧУП «Живой мир», как предприятию оптовой торговли;
  6. проанализировать систему учета товарных операции в ЧУП «Живой мир».

     Источниками для написания работы стали как  нормативные и законодательные  акты по данной тематике, литература по вопросам бухгалтерского учета, а также  практические данные ЧУП «Живой мир». 
 

 

      1 ТОВАРЫ  КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

     1.1 Сущность понятий  «товар», «товарные  запасы», «товарные  операции»

 

     В условиях натурального хозяйства продукты производились непосредственно  для потребления. Они не были товаром. Отличительной особенностью товарного производства является то, что продукты производятся для обмена, становятся товарами. Классическая политическая экономия характеризует товар как «предмет, вещь, которая  удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производится для обмена. Полезность вещи делает её потребительской стоимостью, но наличие у вещи потребительской стоимости не делает вещь товаром».

     Вторым  свойством, обязательно присущим товару, является его меновая стоимость, т.е. способность товара обмениваться на другой товар в определённых количественных соотношениях. Основой меновой стоимости товара, позволяющей приравнивать их друг к другу в определённых пропорциях, является общественный труд, воплощённый в товарах и проявляющийся при обмене товара, т.е. их стоимость.

     Статьей 2 Закона Республики Беларусь от  28 июля 2003 г. N 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями) закреплено определение товара:

     Товар - вещи (предметы личного, семейного, домашнего  потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи.

     Оптовая торговля - это купля-продажа товаров партиями с целью их последующего использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Оптовую торговлю товарами ведут организации различных форм собственности, хозяйствования и индивидуальные предприниматели. Она является посредником (связывающим звеном) между промышленностью и организациями розничной торговли, общественного питания. Развитие частной и фирменной торговли обеспечили сокращение звенности товародвижения, позволили выработать оптимальные конкурентоспособные схемы доставки товаров потребителю: производство - объекты розничной торговли или производство - оптовая база (оптовый склад) - объекты розничной торговли. В оптовой торговле можно выделить крупные оптовые организации республиканского и регионального (городского, районного, областного) уровней, обеспечивающие каналы товародвижения для отечественных товаропроизводителей и импорт товаров.

     Организации оптовой торговли должны иметь специальное  разрешение (лицензию) на оптовую реализацию алкогольной продукции, табачных изделий, драгоценных металлов и камней и  указать их в учредительных документах в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2005 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     Основная  функция оптовой торговли - закупка товаров у товаропроизводителей в объемах потребительского заказа и стабильное снабжение ими объектов торговли и общественного питания в широком ассортименте, надлежащего качества и в соответствии со спросом населения.

     Для выполнения своих функций оптовая  торговля должна всесторонне изучать  конъюнктуру рынка, активно влиять на объемы производства, расширение ассортимента и улучшение качества товаров. В условиях реформирования экономики оптовые торговые организации, кроме оптовой, ведут розничную торговлю через свои автомагазины и свои торговые объекты, осуществляют закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, занимаются производством товаров, что позволяет получить дополнительные доходы.

     Основными показателями, характеризующими работу организаций оптовой торговли, являются товарооборот и прибыль. Важное значение в бухгалтерском учете и отчетности приобретают и такие связанные с ними показатели, как доход, выручка и валовой доход от реализации товаров, издержки обращения. Они являются важнейшими объектами бухгалтерского учета.

     Оптовый товарооборот - это объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Он является важнейшим статистическим показателем объема деятельности субъектов хозяйствования. В оптовый товарооборот включают стоимость товаров, проданных организациям розничной торговли и общественного питания для последующей их продажи населению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления и на экспорт.

     По  формам товародвижения оптовый товарооборот бывает двух видов: складской и транзитный. При складском товарообороте товары реализуют оптовым покупателям со складов оптовых баз, оптово-розничных объединений и унитарных предприятий. Основными способами доставки товаров на объекты розничной торговли и общественного питания являются централизованная доставка и кольцевой завоз. Поскольку транспортные расходы по доставке товаров покупателям относятся, как правило, на затраты оптовых организаций, то они заинтересованы в наиболее рациональных маршрутах завоза товаров, в более эффективном использовании транспорта путем полной его загрузки, исключения порожних пробегов, улучшения использования его грузоподъемности.

     С целью сокращения звенности товародвижения отдельные товары поставщики реализуют транзитом, т.е. доставляют покупателю, минуя посредника. При транзитной реализации товаров организация оптовой торговли принимает участие в расчетах (оплаченный транзит) или не участвует в них (неоплаченный транзит), а только организует эту реализацию. Транзитная форма реализации товаров является более эффективной, так как ускоряет товарооборачиваемость, сокращает расходы по доставке, погрузочно-разгрузочным работам, приемке, отпуску и хранению товаров.

     В оптовый товарооборот не включают:

  • возвратную тару, включая стеклопосуду, отпущенную покупателям вместе с товаром;
  • внутренний отпуск товаров со склада на склад, со склада на объекты розничной торговли, находящиеся на одном балансе с оптовой организацией;
  • возврат товаров поставщику.

     В оптовый товарооборот включают отпуск товаров покупателям по отпускным (продажным) ценам с НДС, а водки белой и табачных изделий - по фиксированным розничным ценам.

     Запасы  представляют собой поток товарно-материальных ценностей, совершающих движение от производства к потребителю. Они являются частью товарного предложения и служат материальной основой для изготовления и продажи продукции.

     Товарные  запасы оптовых организаций –  это составная часть  товарных ресурсов сферы обращения.

     Товарные  запасы в оптовой торговле учитываются  в покупных ценах, сформированных импортером товара, ввезенного на территорию Республики Беларусь, без учета налога на добавленную  стоимость и акциза.

     Особенностью оптовой торговли является более высокий по сравнению с розничной торговлей размер товарных запасов.

 

      1.2 Задачи и принципы  учета товаров  в оптовой торговле 

     Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой торговле является контроль за сохранностью, рациональным и эффективным использованием товарных запасов, а также своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой для составления расчетов по налогам и сборам и для принятия обоснованных управленческих решений.

     Перед бухгалтерским учетом товаров и  тары в оптовой торговле  стоят  следующие задачи:

  • контроль своевременности и правильности документального оформления поступления и выбытия товаров и тары;
  • контроль полноты оприходования и списания товаров и тары;
  • контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формирования цен и применения оптовых (торговых) надбавок и скидок на товары;
  • контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью совершения товарных операций;
  • контроль своевременности представления отчетов материально ответственными лицами;
  • контроль за объемом оптового товарооборота и полнотой отражения выручки от реализации товаров в учете и отчетности;
  • достоверность учета товаров и тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;
  • своевременное формирование в учете информации по показателям отчетности;
  • контроль за качеством проводимых инвентаризаций товаров и тары и своевременностью отражения в учете их результатов;
  • правильное исчисление в учете валового дохода от реализации товаров;
  • своевременный и правильный расчет налогов и сборов от валового дохода и финансового результата от реализации товаров.

     В учете товаров и тары в торговых организациях придерживаются следующих  принципов:

     1 Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам. При приеме на работу материально ответственных лиц администрация организации заключает с ними договор о материальной ответственности установленной формы.

     В торговле применяют две формы  материальной ответственности: индивидуальную - организация заключает договор с одним лицом; коллективную (бригадную) - организация заключает договор с бригадой.

     В зависимости от размера возмещаемого ущерба различают три вида материальной ответственности: полную, ограниченную и повышенную. В организациях оптовой торговли применяют полную материальную ответственность за товары по отпускным или фиксированным розничным ценам и тару по учетным ценам. Ограниченную материальную ответственность, как правило, устанавливают за причиненный ущерб организации излишними штрафными выплатами в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей материально ответственными и другими должностными лицами. При этом работники несут индивидуальную, а не бригадную ответственность. Повышенную материальную ответственность применяют в случаях, установленных законодательством, когда причиненный ущерб взыскивается с применением соответствующих коэффициентов или по действующим ценам.

Информация о работе Учет товаров в оптовой торговле