Автор: Александра Потапова, 05 Ноября 2010 в 20:08, курсовая работа
Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль над состоянием товарных запасов и их сохранностью на складах.
Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.
Целью курсовой работы является комплексное изучение ведения учета и реализации товаров на предприятии оптовой, розничной и комиссионной торговли.
Введение
1. Понятие товара. Оценка товаров.
2. Учет товаров в розничной торговле.
3. Учет товаров в оптовой торговле.
4. Учет товаров в комиссионной торговле.
Заключение
Все рассмотренные здесь способы оценки выбывающих товаров - по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО и себестоимости каждой единицы, используются только в случае учета товаров по фактической себестоимости их приобретения.
Сравнив все методы оценки стоимости товаров, организация торговли выбирает самостоятельно, тот метод, который считает для себя наиболее приемлемым. При этом важно последовательно применять выбранный и закрепленный в приказе об учетной политике, метод.
Если же организация торговли ведет учет товаров по учетным ценам, то есть с использованием счетов 15 и 16, то со счета 41 «Товары» товар списывается на реализацию по учетной цене, а затем с помощью специального расчета списывается сумма отклонений, приходящаяся на реализованный товар.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления.
Розничная
торговля - реализация товаров непосредственно
населению для личного
Для правильного
руководства деятельностью предприятия
розничной торговли необходимо располагать
полной, точной, объективной, своевременной
и достаточно детальной экономической
информацией. Это достигается ведением
бухгалтерского учета на предприятии.
Основным объектом
бухгалтерского учета в розничной торговле
являются товары, поэтому бухгалтерия
организации розничной торговли обязана
обеспечить полный учет поступающих товаров
и своевременное отражение в учете операций,
связанных с их выбытием.
Главной
целью бухгалтерского учета в
розничной торговле являются:
* контроль за сохранностью товаров;
* своевременное предоставление руководству
организации информации о фактическом
валовом доходе, о состоянии товарных
запасов и эффективности их использования.
Для
достижения этих целей необходимо решить
комплекс бухгалтерских задач:
1. обеспечение совместно с другими службами
организации розничной торговли материальной
ответственности за товары;
2. проверка правильности документального
оформления, законности и целесообразности
товарных операций, своевременное и правильное
отражение их в учете;
3. проверка полноты и своевременности
оприходования товаров, правильности
и своевременности списания реализованных
и отпущенных товаров;
4. обеспечение контроля за соблюдением
нормативов товарных запасов, выявления
неходовых, залежалых и недоброкачественных
товаров;
5. установление контроля за правильным
проведением инвентаризации, своевременное
и правильное выявление ее результатов;
6. обеспечить контроль за правильной организацией
и формированием цен; соблюдение условий
франкировки;
7. своевременное и правильное выявления
валового дохода.
В
основе решения перечисленных задач
лежат следующие основные принципы
учета товаров:
* единство показателей бухгалтерского
учета при реализации товаров предприятий
розничной торговли;
* возможность получения оперативной учетной
информации о хозяйственной деятельности
предприятия (например, за день);
* организация учета в соответствии с разделением
материальной ответственности по каждому
лицу или бригаде согласно договору о
материальной ответственности. Согласно
такой организации учета все потери от
недостач и хищении лежат на материально-ответственном
лице. Если этот принцип нарушен или нет
договора о материальной ответственности.
Администрация организации не может предъявить
обоснованный иск виновным;
* организация выбирает схему учета товаров,
которая наиболее подходит для работы
данной организации.;
* единство оценки товаров при их оприходовании
и списании в расход; если товары были
оприходованы по продажным ценам, то списываться
они должны по этим же ценам;
* периодическая проверка путем проведения
инвентаризаций фактических остатков
товаров и сравнение их с данными бухгалтерского
учета для проверки обеспечения сохранности
ценностей;
* контроль за деятельностью материально
ответственных лиц путем встречной сверки.
Если
в организации налажена практическая
реализация изложенных признаков, то это
создаст условия для
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Все
товарные операции делятся на два
вида: поступление товаров в
В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет - фактура.
Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.
Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
Приемка
товара на складе поставщика осуществляется
материально ответственным
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При
закупке товара или его приемке
руководителям предприятий
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Реализация регистрируется, согласно чеков контрольно - кассовых машин, в книге продаж.
Одним из признаков учета товаров в организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет.
В
приходной части товарного
Особенностью учета товарных операций в организациях розничной торговли является то, что учет товаров отражается на счете 41 "Товары" (субсчет 2 "Товары розничной торговли") по цене приобретения плюс торговая надбавка. Если товар находится у организации розничной торговли, но не является ее собственностью, то его учет осуществляется на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" (при возникновении вопросов, связанных с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты).
Учет товаров, принятых для реализации на комиссионных началах в организациях розничной торговли учитывают на забалансовом счете 004 "Товары принятые на комиссию".
Аналитический
учет товаров ведут как материально-
По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
В процессе деятельности предприятий розничной торговли происходит ежедневное движение товаров. Для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей на складах торгового предприятия проводится инвентаризация товаров и тары. При этом выявляется соответствии фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остатков по данным бухгалтерского учета.
Глава 3. Учет товаров в оптовой торговле.
Оптовая торговля – продажа товаров или услуг партиями для последующей перепродажи или для производственного использования – является посреднической деятельностью, ибо осуществляет связь между производителями и потребителями товаров и услуг.
С точки зрения Гражданского кодекса РФ и налогового законодательства, оптовая торговля имеет отличительные особенности, которые должны учитываться при формировании финансовой и налоговой политики предприятия. При организации и дальнейшей работе предприятия в оптовой торговле учредители должны решать задачу о выборе и сочетании форм договорных отношений с другими коммерческими предприятиями.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ для оптовой торговли подходят следующие виды договоров: договор купли-продажи; договор мены; договор комиссии, договор поручения.
Информация о работе Учет товаров в оптовой, розничной и комиссионной торговле