Учет товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01 «Учет материальных запасов», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.01 № 44н.
Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи. Исходя из этого определения, под товарными операциями понимаются операции, связанные с процессом приобретения и реализации.

Работа содержит 1 файл

Учет товарных операций в торговле.docx

— 62.57 Кб (Скачать)

     Поступившие в бухгалтерию товарные отчеты и  первичные документы проверяются  по существу и арифметически.

     В ОАО «Аптека №20» отчет по форме ТОРГ-29 составляется один раз в 15 дней потому, что количество оприходованного и реализуемого товара очень велико (Приложение 47). В начале отчета указывается остаток на начало отчетного периода, который должен соответствовать остатку на конец предыдущего. Остатка тары в магазине нет, поступлений тоже, так как тара сразу же возвращается поставщику. За отчетный месяц собираются все накладные на оприходованный товар и отражаются в отчете. В  товарном отчете должны быть отражены  реквизиты накладной, то есть ее номер, дата поступления товара, наименование поставщика.

     После того, как в приходной части  отчета записаны все накладные, производится общий подсчет оприходованных ценностей  в продажных ценах. Итог выносится  по строке: «Итого по приходу». Далее  идет строка: «итого приход с остатком», которая соответствует сумме  остатка на начало отчетного периода и итоговой строке по приходу.

     Расходная часть товарного отчета заполняется  на основании итога выручки по кассе за аналогичный период, иначе  говоря, это итог по кредиту счета 90.2 «Себестоимость продаж». Итог образуется на основании ежедневных отчетов кассира согласно показаниям контрольно-кассового аппарата. Приходные кассовые ордера с приложением чеков ККМ идут в подшивку к отчетам кассира, а на основании квитанций к приходным кассовым ордерам составляется реестр торговой выручки за каждый  месяц, который и служит основанием для списания товаров в конце месяца. Еще в расходной части товарного отчета могут быть отражены записи по перемещению товара. Перемещение товара со склада организации в аптечные пункты представлено в приложении 54. Если в аптечных пунктах остается товар, который может быть продан в центральном пункте, то данный товар перемещают обратно в «Аптеку №20».

     После записи всех расходных документов производится итоговый подсчет  расходной части  отчета. Остаток на конец месяца равен разнице между строками: «Итого приход с остатком» и «Итого по расходу». Остаток на конец текущего месяца будет перенесен в строку «Остаток на начало месяца» при составлении  последующего отчета.

     В ОАО «Аптека №20» предоставляются скидки пенсионерам, в размере 10 % и по карточкам, в размере 5%. Сумма произведенных скидок отражается в товарном отчете.

    Один  раз в год перед сдачей годовой  отчетности организации должны проводить  инвентаризацию товаров с целью  обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Необходимость  проведения инвентаризации подтверждается ст. 12 Закона о бухгалтерском учете: «Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка». «Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно». Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным  мероприятием, но и элементом учетной  политики.

    В соответствии законодательству РФ в ОАО «Аптека №20» проводится ежегодная инвентаризация товаров, что закреплено в учетной политике организации. 

    11.3 Синтетический и аналитический учет поступления товаров 

    Основными задачами учета поступления товаров  в ОАО «Аптека №20» являются:

    1. Контроль за ассортиментом поступления товаров в целом, а также по источникам поступления.

    2. Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиками по количеству (объему), ассортименту, качеству, срокам поставок  и расчетам за товары.

    3. Своевременное и правильное оформление  документов на поступившие товары.

    4. Контроль за полным оприходованием поступивших товаров материально ответственными лицами, что является важным условием обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

    5. Контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с поставщиками за поступившие и оприходованные товары.

     Поступившие товары в розничной торговле отражаются по дебету активного счета 41.2 «Товары  в розничной торговле». Учет в  ОАО «Аптека №20» ведется по продажным ценам.

     Согласно  Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» [5], организация разрабатывает  рабочий план счетов бухгалтерского учета на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 , который закрепляется в учетной политике.

     Рабочий план счетов – схема регистрации  и группировки объектов учета, возникающих  при осуществлении отдельными организациями  конкретных видов деятельности. Он создается на основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкций по его применению. В исключительных случаях для учета специфических  операций организация может ввести в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов.

     ПБУ 5/01 требует учитывать товары, как и остальные материальные ценности по фактической себестоимости. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н установлено, что товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. Согласно учетной политике ОАО «Аптека №20» товары, приобретенные для продажи в розничной торговле, учитываются по стоимости их приобретения.

     Фактической себестоимостью товаров, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации:

- на  приобретение (с учетом суммовых  разниц) за исключением НДС и иных возмещаемых налогов;

- полученных  по договору, дарению или безвозмездно  — их рыночная стоимость; 

- полученных  по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств неденежными средствами,— стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

     Оценка стоимости покупных товаров при их реализации осуществляется по стоимости приобретения с учетом торговой наценки.

     Организация совмещает два налоговых режима – УСН и ЕНВД, таким образом она не признается налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). При приобретении товара сумма НДС отдельно не выделяется и включается в себестоимость приобретенного товара.

     Торговая  наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка в организациях торговли предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

     В ОАО «Аптека №20» кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на сумму торговой наценки. Счет 42 «торговая наценка» дебетуется при списании суммы предоставляемой покупателям скидки.

  Корреспонденция счетов учета отражения начисления торговой наценки  в ОАО «Аптека №20» отражена в таблице 20.  
 
 
 

Таблица 20- Корреспонденция счетов учета начисления торговой наценки в ОАО «Аптека №20» в 2010 году (приложение 55)

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма,

руб.

Дебет Кредит
1. Отражена в учете торговая наценка на поступившие товары 41.2 42 4351039,40
2.Сумма  торговой наценки на товары  на складе 42 41.2 1791807,39
3. Отражена в учете торговая скидка на оптовые товары 41.6.0 42 6294820,00
4. Сумма торговой наценки на оптовые  товары 42 41.6.0. 197309,73
5. Сумма торговой скидки на товары на точках продаж 42 41.7 820522,86
6. Списывается торговая наценка при реализации 90.2.1 42 1396261,31

(сторно)

7. Списывается торговая наценка при реализации 90.2.2 42 6346931,70

(сторно)

 

Для обобщения  информации о наличии и движении товаров в ОАО «Аптека №20»  используются активный счет 41 «Товары», к которому открываются следующие  субсчета:

41.1 –  «Товары на складах»

41.2  – «Товары в розничной торговле».

41.3 –  «Тара под товаром»

41.4 –  «Покупные изделия»

41.6 –  «Товары в оптовой торговле»

41.7 –  «Аптечный киоск,пункт»

41.11 –  «Товары в розничной торговле»

41.12 –  «Товары в розничной торговле»

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его  применению, приобретенные товары и  тара принимаются на учет по счету 41.2 «Товары в розничной торговле» по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражаются по дебету счета 41.2 «Товары в розничной торговле» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками и других счетов. В соответствии со статьей 13 ПБУ 5/01 , организации торговли могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, произведенных до передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу. Так же товары поступают с счета 10 «Материалы», так как при поступлении материалов(лекарств, средства для дезинфекции и т.д.) их списывают на счет 41 «Товары», так как поступившие материалы и являются товарами. Данное действие противоречит законодательству РФ. После поступления товара его распределяют по пунктам продаж, что отражается, как внутреннее перемещение товаров, которое отражается так же в товарном отчете. В соответствии со статьей 13 ПБУ 5/01, организации торговли могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенных до передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу.

    Корреспонденция счетов учета поступления товаров  в ОАО «Аптека №20» отражена в таблице 21.

Таблица 21- Корреспонденция счетов учета поступления товаров в ОАО «Аптека №20» в 2010году(приложение 56,57,58)

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма,

руб.

Дебет Кредит
1.Материалы  переведены в состав товаров 10.6 41.6.0 4871,63
2. Произведено  перемещение товаров со склада  организации в товары для оптовых  продаж 41.1 41.6.0 12656355,46
3.Возврат товаров 41.6.0. 41.1 12647972,31
4. Произведено  перемещение товаров со склада  организации в точки продаж  товаров  41.1 41.7 44815,00

Информация о работе Учет товарных операций