Учет товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Товары в торговой организации относятся к активам, предназначенным для продажи. Товары являются материально-производственными запасами. Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01 «Учет материальных запасов», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.01 № 44н.
Согласно определению, данному в ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи. Исходя из этого определения, под товарными операциями понимаются операции, связанные с процессом приобретения и реализации.

Работа содержит 1 файл

Учет товарных операций в торговле.docx

— 62.57 Кб (Скачать)

    Себестоимость запасов, которые не относятся к перечисленным, в обязательном порядке определяется методом «Первое поступление - первый отпуск» (метод ФИФО) или методом средневзвешенной стоимости. Организация обязана применять одинаковые формулы оценки для всех запасов, сходных по характеру и их использованию организацией. Для запасов различного характера или использования применение различных формул оценки может быть оправдано.

     Наличие в п.13 ПБУ 5/01 слова «разрешается»  означает, что организация розничной  торговли имеет право вести учет товаров, как по покупным, так и по продажным ценам. Так как бухгалтерское законодательство предполагает два возможных варианта, то торговая организация должна сама определить метод оценки товаров, предназначенных для розничной продажи, и закрепить свой выбор в приказе по учетной политике.

     В ОАО «Аптека №20» основным принципом применения продажных цен в качестве учетных является использование в организации стоимостной схемы учета товаров, при этом учет ведется в целом по всем товарам без их разделения по наименованиям. Ведение учета по покупным ценам невозможно в связи с тем, что учет товаров по покупным ценам предполагает натурально-стоимостную схему, когда движение и остатки товаров учитываются по каждому наименованию товаров. А использовать натурально-стоимостную схему учета товаров в организации, торгующей в розницу медицинскими товарами, крайне сложно. В ОАО «Аптека №20» ассортимент   продаваемых товаров большой, товары поставляются ежедневно. Кроме того, могут возникнуть определенные сложности и при инвентаризации, вызванные тем, что на склад товары приходуются по покупным ценам, а в торговом зале товары представлены по продажной цене, указанной в ценнике.

При поступлении  товара, с помощью программы «еФарма - 2» формируется товарный отчет. При поступлении товарного отчета (Приложение 47) в бухгалтерию,   бухгалтер сначала должен определить фактическую цену его приобретения, проверить правильность таксировки, затем — величину торговой наценки (скидки). Как было указано выше, торговая наценка в ОАО «Аптека №20» составляет 24% к покупной цене товара, хотя это положение никак не закреплено. Причем  затраты, связанные с приобретением товара (если таковые будут иметь место) не влияют на величину торговой наценки, так как она определяется в процентном отношении к стоимости товаров, сформированной на счете 41.2 «Товары на складе» (Приложение 48). Таким образом, торговая наценка в ОАО «Аптека №20» - это составная часть розничной (продажной) цены товара. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

     Суммы торговой наценки (скидки, накидки), относящиеся  к  покупной стоимости товаров, проданных  организациями розничной торговли, учитываются при определении  выручки от продаж. Указанная сумма скидок, накидок определяется на основании  специального расчета, который сводится к распределению учтенной за отчетный период суммы скидок, накидок за минусом различных списаний  с учетом суммы скидок, накидок, числящихся на начало отчетного периода и относящихся к остатку непроданных на начало отчетного периода товаров, по отношению к стоимости проданных за отчетный период товаров по продажным ценам, увеличенной на остаток товаров на конец отчетного периода по продажным ценам.

     Согласно  п. 5 ПБУ 9/99 выручка от реализации товаров в розничной и оптовой торговле признается доходом от обычных видов деятельности (при выполнении условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99).

     В целом оценка товаров производится в ОАО «аптека №20» в соответствии с законодательством.

     Процент торговой наценки в рамках формирования продажных цен в   ОАО «аптека №20» составляет 24 процентов к покупной стоимости товаров, но документального подтверждения этому нет (письменный приказ, распоряжение). На наш взгляд размер торговой наценки должен регламентироваться в письменной форме приказом или распоряжением. Расчет торговой наценки представлен в приложении 48.

    11.2 Документальное оформление товарных операций

 

    В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным  их оприходованием со стороны материально ответственных лиц. Каждый факт хозяйственной деятельности организации должен быть оформлен соответствующим документом.

    Основанием  для отражения информации о совершенных  хозяйственных операциях в регистрах  бухгалтерского учета являются первичные  документы.

    Первичные  учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные  Федеральным законом  «О бухгалтерском  учете»:

    1.Наименование  документа.

    2.Дату  составления документа.

    3.Наименование  организации, от имени которой  составлен документ.

    4.Содержание  хозяйственной операции.

    5.Измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении.

    6.Наименование  должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления.

    7. Личные подписи указанных лиц  и их расшифровки.

    Основными первичными документами по учету  товарных операций в   ОАО «Аптека №20» являются:

    1.Договора  поставки  товаров (приложение 46).

    2.Товарные накладные (приложение 49,50,51).

    3.Товарный отчет (приложение 47).

    Оформление  и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа  расчета за приобретаемый товар  между покупателем и продавцом.  Товары в ОАО «Аптека №20» реализуются за наличный и безналичный расчет. За наличный расчет осуществляется реализация товаров покупателям, а именно населению Красноглинского района. В организации имеется кассовый аппарат, в бухгалтерском учете через кассу проходит выручка от продаж. Касса также используется для выплаты заработной платы, подотчетных сумм, командировочных расходов и т.д. Отпуск по безналичному расчету осуществляется лечебным заведениям. В связи с этим момент оплаты и реализации не совпадает. Расчеты с поставщиками за приобретенный товар ОАО «Аптека №20» производит, как правило, безналичным путем. Безналичный расчет производится через расчетный счет по договору с Поволжским банком СБ РФ города Самары (Кировским отделением № 6991).

     Приобретение  товаров в ОАО «Аптека №20» от организаций-поставщиков производится по договорам поставки, которые определяют права и обязанности сторон. Договора поставки и купли-продажи в ОАО «Аптека №20» заключаются с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Поступление товаров и оптовые продажи осуществляются по накладной (форма ТОРГ-12).

     Накладная (форма ТОРГ-12) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 – применяется для оформления отпуска товарно-материальных ценностей, в ОАО «Аптека №20» выступает как приходным, так и расходным товарным документом, выписывается материально ответственным лицом поставщика при оформлении отпуска товаров в торговую организацию. В накладной указывается: номер и дата выписки, наименование покупателя и поставщика, наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. ОАО «Аптека №20» не является плательщиком налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствующей строке накладной делается запись «НДС не облагается». В случае несоответствия количества и качества товара в представленных документах с фактическим количеством товара на складе должен быть составлен Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме Торг-2 за подписями обеих сторон. Но в ОАО «Аптека №20» в случаях несоответствия данный акт не составляется, а исправления делаются прямо в накладных корректурным способом; все произведенные исправления заверяются подписью представителей  обеих сторон.

    Прежде, чем материально–ответственное лицо от ОАО «Аптека №20» поставит свою подпись на накладной поставщика, принимаемый товар будет пересчитан, перевешан, обязательно проверяется целостность упаковки, производится визуальное соответствие товара качеству. Принимаемая продукция должна сопровождаться соответствующим документом организации-изготовителя, подтверждающего качество и безопасность продукции для здоровья человека со ссылкой на дату и номер разрешения (санитарно-эпидемиологическое заключение), выданного учреждениями Госсанэпидслужбы (приложения 52,53).  Документы на фармацевтические товары должны содержать отметку учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки на качество лекарственного средства в установленном порядке. Все описания на упаковке импортного товара должны быть переведены на русский язык. Сразу же проверяются сроки изготовления и сроки «жизненного цикла», то есть сроки реализации товара. Реализация лекарственных средств без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

    Данный  документ подписывается материально-ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой – принял, а также  главным бухгалтером и директором организации и заверяется печатями поставщика и покупателя, а если покупатель имеет доверенность на получение  товара, то в накладной проставляется  номер, дата и на кого выписана доверенность от организации.

     Согласно статье 185 части II Гражданского кодекса РФ [2] доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

     Если  товары получает материально ответственное  лицо покупателя на складе поставщика, то оно должно предъявить поставщику доверенность по форме № М-2 (М-2А) согласно Постановлению Госкомстата  России от 30.10.1997 № 71а "Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" [27], которая необходима для подтверждения полномочий материально-ответственного лица на получение товара.

     Согласно  п.11 Инструкции Минфина СССР "О  порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей  и отпуска их по доверенности" от 14.01.1967 № 17 [19] при централизованном завозе и доставке товаров и материалов предприятиям, торговым и другим организациям отпуск товаров и материалов поставщиками (предприятиями, оптовыми организациями  и т.п.) может осуществляться без  доверенности. В этих случаях получатель товаров (материалов) обязан сообщить поставщикам образец печати (штампа), на основании которого материально-ответственное лицо, получившее завезенный товар (материал), на сопроводительном документе (накладной, счете и т.п.), остающемся у поставщика, скрепляет свою подпись в получении ТМЦ.

     Доверенности   на   получение   товара   выдаются   только   сотрудникам данной организации. Выдача доверенностей лицам, не работающим в ней, не разрешается. Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, уполномоченными ими, и на ней ставится печать организации. При получении товара представителем покупателя по доверенности (с печатью) печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится.

    Отпуск  товаров в ОАО «Аптека №20»  осуществляется без доверенности. Товары для перепродажи поступают от производственных организаций — изготовителей товаров и оптовых организаций торговли, ведущих торговлю со складов. В любом случае все товары, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и т.д.), предусмотренные условиями поставки, а также правилами перевозки грузов. Товары, как правило, доставляются от поставщика автомобильным транспортом. Оплата за перевозку уже включена в стоимость доставленных товаров. Сопроводительные документы передаются вместе с товаром. 

     Все первичные учетные документы  по движению материальных ценностей  на складах должны быть сданы в  бухгалтерию в установленные  в организации сроки, а бухгалтер  обязан принять и проверить эти  первичные документы.

     Согласно  Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина  России от 28.12.2001 № 119н [20], аналитический  учет ТМЦ (количественный и суммовой учет) в бухгалтерии ведется либо на основе оборотных ведомостей, либо сальдовым методом.

    Учет  товаров в организации ведется  сальдовым методом. Карточки аналитического учета в бухгалтерии не ведутся, все приходные и расходные  документы группируются по номенклатурным номерам и по ним подсчитываются итоги за месяц отдельно по приходу  и по расходу, которые записываются в оборотную ведомость.  Сальдовый метод учета заключается в том, что в бухгалтерии не ведется количественный и суммовой учет движения ТМЦ в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре. Учет движения ТМЦ ведут в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов для учета ТМЦ только в денежном выражении, исходя, как правило, из учетных цен. 

    После приемки товара по количеству и качеству, продавец ставит свою подпись и печать на обоих экземплярах накладных  поставщика (приложения). Второй экземпляр  возвращается поставщику.

Информация о работе Учет товарных операций