Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа
В процессе реализации продукции предприятие получает средства, часть которых идёт на покрытие полной себестоимости продукции, другая – на уплату налогов, а третья составляет прибыль (убыток). Прибыль и убыток – это финансовые результаты от реализации продукции. Они наряду с финансовыми результатами от не основных видов деятельности формируют финансовый результат предприятия. Методика выявление финансового результата – одна из задач моего исследования.
Таким
образом, на операционном сопоставляющем
активно-пассивном сч.90 «Реализация» происходит
обобщение о доходах и расходах, связанных
с основными видами деятельности предприятия.
Он предназначен для учёта данных о суммах
выручки от реализации продукции. К сч.90
«Реализация» обычно открывают субсчета,
работа с которыми приводит к выявлению
финансового результата от реализации
продукции.
2.4 Проблемы признания в учёте выручки от реализации продукции
Сегодня вопрос о признании в учёте выручки занимает одно из первых мест в бухгалтерском учёте. Так как деятельность промышленного предприятия направлена на выпуск готовой продукции, то выручка от реализации оказывает наибольшее влияние на финансовый результат предприятия. Для того, чтобы достоверно определить финансовый результат от реализации продукции, специалисты предлагают свою корреспонденцию счетов по отражению в учёте выручки. В основе анализа они используют такие определения, как «доходы от видов деятельности» и «выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг».
Доходы от видов деятельности – «систематические доходы, связанные с видами деятельности, указанными в уставе организации, выступающие в виде выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг».[5,64] Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг – это «приращение экономических выгод, полученных или подлежащих получению, данной организацией в течение отчётного периода, происходящее в форме увеличения активов и (или) уменьшения обязательств, приводящее к увеличению капитала не за счёт взносов участников, от видов деятельности, указанных в уставе организации, носящие систематический характер».[8, с.64] При этом, суммы, подлежащие перечислению в бюджет, в состав данной выручки не включаются. Для учёта данных о сумме выручки от видов деятельности предлагается к сч.90 «Реализация» открыть следующие субсчета: 90-1 «Выручка от реализации», 90-11 «Выручка от реализации плюс налоги и платежи, полученные от реализации», 90-12 «Налог с продаж, перечисленный от покупателей и заказчиков», 90-13 «Акцизы, перечисленные от покупателей и заказчиков», 90-14 «НДС, перечисленный от покупателей и заказчиков», 90-14 «прочие налоги и сборы, перечисленные от покупателей и заказчиков».
Этот метод помогает наиболее достоверно определить финансовый результат от реализации продукции. Вариант корреспонденции счетов по отражению в учёте выручки от реализации в этом случае выглядит так:
Содержание операции |
Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
1)Поступили от покупателей и заказчиков суммы оплаты за реализованную продукцию | 50
62 |
90-11 |
2)Начислены суммы налога с продаж, поступившие от покупателей и заказчиков и подлежащие перечислению в бюджет | 90-12 | 68 |
3)Начислены суммы акцизов, поступившие от покупателей и заказчиков и подлежащие перечислению в бюджет | 90-13 | 68 |
4)Начислены
суммы НДС, поступившие от |
90-14 | 68 |
5)Начислены
суммы прочих налогов и сборов,
поступившие от покупателей и
заказчиков и подлежащие |
90-15 | 68 |
Примечание: источник [8, с. 37]
Вторая проблема связана с учётной политикой предприятия. Метод «по оплате» в настоящее время противоречит международным стандартам и ст.8 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчетности». К трём пунктам признания выручки авторы многих статей прибавляют 4-й: право собственности на продукцию перешло к покупателю, – и видоизменяют 2-й: сумма выручки может быть определена.
В этом случае наиболее применим метод «по отгрузке». Выручка, отражаемая по данному методу, определена авторами как «прямая». Если одно из условий признания выручки не выполняется, то выручка – «отложенная». Эти изменения отразятся и в налоговом учёте. Системой законодательства Республики Беларусь установлено, что по истечению 60 дней предприятие должно выплатить налоги, связанные с реализацией. Во всех случаях невыполнения условий признания связано с пунктом «право собственности на продукцию перешло к покупателю». Для того, чтобы не противоречить международным стандартам, авторами разработана корреспонденция счетов по учёту выручки от реализации, введя новые субсчета к сч.90. Этот вариант тоже помогает наиболее объективно определить финансовый результата от реализации. Проблема в том, что вариант отражения «отложенной» выручки действующим законодательством на предусмотрен. Но мне, будущему бухгалтеру, хотелось бы работать именно с этим вариантом, т.к. вижу в нём огромное преимущество в правильности отражения выручки.
Обобщая
вышеизложенное, необходимо сказать, что
проблема учёта выручки от реализации
продукции беспокоит «умы» бухгалтерского
учёта. Главной задачей является поиск
решения этой проблемы, т. е. разработка
вариантов определения и отражения выручки,
которые, на мой взгляд, наиболее достоверно
определить финансовый результат от реализации
продукции.
3. Выявление финансового результата от реализации продукции
3.1 Процесс выявления финансового результата от реализации продукции
Финансовый результат от видов деятельности – это прибыль или убыток от видов деятельности. Он выявляется ежемесячно на сч.90 «Реализация».
Прибыль (убытки) – конечный финансовый результат от деятельности предприятия. Прибыль – это экономическая категория, отражающая доход, создающийся в сфере хозяйственной деятельности. Прибыль от реализации продукции – разница между выручкой от реализации в ценах за вычетом косвенных налогов и полными затратами на производство и реализацию. Прибыль, полученная от реализации продукции – это дополнительный источник собственных средств предприятия. Убыток противоположен прибыли. Он образуется по причине высоких затрат на производство, срыва реализации продукции в связи с нарушением хозяйственных договоров.
Для
отражения финансового
По окончанию каждого месяца бухгалтер сопоставляет сумму дебетовых оборотов по субсчетам 90-2 «Себестоимость реализации», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Прочие налоги и сборы из выучки», 90-6 «Экспортные пошлины» с кредитовым оборотом по субсчёту 90-1 «Выручка от реализации». Этот выявленный результат представляет собой финансовый результат от реализации продукции. Эта сумма списывается в конце отчётного месяца на счёт 99 «Прибыли и убытки» следующей проводкой:
1)если
получена прибыль от
Д-т сч.90-9 «Прибыль/убыток от реализации» – К-т сч.99 «Прибыли и убытки»
2)если
о реализации продукции
Д-т сч.99 «Прибыли и убытки» – К-т сч.90-9 «Прибыль/убыток от реализации»
Сч.90 «Реализация» по окончанию каждого месяца сальдо не имеет, но все субсчета имеют дебетовые и кредитовые остатки, величина которых накапливается. В течение года эти остатки списывать нельзя. В конце года все субсчета закрываются, а их остатки переносятся на субсчёт 90-9 «Прибыль/убыток от реализации»:
1)списывается
выручка от реализации со сч.
Д-т сч.90-1«Выручка от реализации» – К-т сч.90-9 «Прибыль/убыток от реализации»
2)списывается
сольдо дебетовых субсчетов сч.
Д-т сч.90-9 «Прибыль/убыток от реализации» – К-т сч.90-2 «Себестоимость реализации», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Прочие налоги и сборы из выучки», 90-6 «Экспортные пошлины»
В
результате этого списания по состоянию
на 1 января следующего отчётного года
счёт 90 «Реализация» сальдо не имеет.
3.2 Значение финансовых результатов для оценки финансового состояния предприятия
Было отмечено, что финансовый результат от реализации продукции входит в общий финансовый результат предприятия. Определяемый ежемесячный финансовый результат позволяет оценивать финансовое состояние предприятия на определённую дату:
а) по показателю финансовой независимости как критерию достаточности выручки от реализации продукции для формирования себестоимости
б) по критерию достаточности выручки для оплаты налоговых платежей из выручки
в) по критерию достаточности выручки для формирования прибыли от реализации, включая налоги из прибыли и чистую прибыль
г) по степени покрытия краткосрочных обязательств остатками выручки после формирования себестоимости
д) по формированию показателю выручки; себестоимости и величины оплачиваемых налогов и платежей производится ежемесячно
Для расчёта финансового состояния за месяц в основу положена величина месячной выручки (брутто) от реализации продукции, которая содержится на субсчёте 90-1 «Выручка от реализации».
Информация, содержащаяся на остальных субсчетах сч.90 «Реализация» позволяет определить следующие показатели:
1) Степень покрытия себестоимости реализованной продукции выручкой от реализации: отношение себестоимости реализованной продукции к оплаченной выручки от реализации продукции.
2) Финансовая независимость по показателю платёжеспособности краткосрочных налогов, сборов и платежей: отношение начисленных налогов, сборов и платежей к оплаченной выручки от реализации продукции.
3) Финансовая независимость по показателю обеспеченности кредитов и займов выручкой от реализации: отношение суммы кредитов и займов к оплаченной выручки от реализации продукции.
4) Обеспеченность прибылью от реализации продукции: отношение прибыли (убытка) к оплаченной выручки от реализации продукции.
Обобщающий показатель финансового состояния определяется суммой всех этих четырёх показателей.
Таким
образом, информация, которую содержат
субсчета сч.90 «Реализация» позволяет
оценить финансово-хозяйственную деятельность
предприятия с помощью специальных показателей:
степени покрытия себестоимости реализованной
продукции выручкой от реализации, финансовой
независимости по показателю платёжеспособности
краткосрочных налогов, сборов и платежей,
финансовой независимости по показателю
обеспеченности кредитов и займов выручкой
от реализации, обеспеченности прибылью
от реализации продукции.
Заключение
В ходе своей исследовательской работы я раскрыла содержание учёта процесса реализации продукции и подробно рассмотрела его в разрезе учётной политики предприятия. Я охарактеризовала состав реализационных расходов и их учёт, а так же привела последовательность операций выявления финансового результата предприятия. Таким образом, из всего вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
1) Процесс
реализации представляет собой
систему хозяйственных
2) От
реализации продукции