Учет реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

В процессе реализации продукции предприятие получает средства, часть которых идёт на покрытие полной себестоимости продукции, другая – на уплату налогов, а третья составляет прибыль (убыток). Прибыль и убыток – это финансовые результаты от реализации продукции. Они наряду с финансовыми результатами от не основных видов деятельности формируют финансовый результат предприятия. Методика выявление финансового результата – одна из задач моего исследования.

Работа содержит 1 файл

учет реализации.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Введение

     Нормальное  функционирование предприятия возможно при условии, что произведенная  продукция (работы, услуги) нашли на рынке спрос у покупателей, и  за них были получены средства в  виде денежного эквивалента. Иначе  говоря, предприятие должно реализовывать свою продукцию. Что же собой представляет процесс реализации продукции, его учёт и выявление финансовых результатов? Это и является целью моего исследования.

     Каждый  автор по-своему характеризует процесс  реализации продукции. Рассуждая абстрактно, можно сказать так: реализация – это процесс продажи готовой продукции. В процессе реализации предприятие терпит расходы, которые называются реализационные. В последствии данные расходы входят в полную себестоимость продукции.

     В процессе реализации продукции предприятие получает средства, часть которых идёт на покрытие полной себестоимости продукции, другая  – на уплату налогов, а третья составляет прибыль (убыток). Прибыль и убыток – это финансовые результаты от реализации продукции. Они наряду с финансовыми результатами от не основных видов деятельности формируют финансовый результат предприятия. Методика выявление финансового результата – одна из задач моего исследования.

     В работе будет приведена краткая  характеристика счетов, предназначенных  для учёта процесса реализации продукции, и в некоторых случаях указаны их особенности при учёте реализации  товаров, работ и услуг.

     Сегодня учёт и соизмерение затрат и полученных результатов в процессе реализации продукции является важным дискуссионным вопросом. В периодических изданиях  широкое внимание получила проблема признания в учёте выручки от реализации продукции: учёт выручки является ключевым моментом в определении прибыли организации, поэтому совершенствование процесса реализации и учёт результатов получили широкое внимание. В нашей стране используется два метода учёта выручки: «по оплате» и «по отгрузке». В настоящее время метод «по оплате» противоречит Международным стандартам финансовой отчётности, общепринятой мировой практике и части 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» (в редакции закона Республики Беларусь от 29.12.2006г. № 188-З) - принципу обособленного отражения имущества, являющегося собственностью организации, от имущества других юридических и физических лиц по принципу допущения временной определённости хозяйственных операций».[9, с.33] Возникает вопрос: как отражать выручку от реализации?

     Отдельный подраздел данной работы будет отведён для рассмотрения этого вопроса, так как он представляет особую важность для современного бухгалтерского учёта.

     И последнее, совершенствование учёта  выручки от реализации продукции  – это источник определения и  формирования финансового состояния  производственного предприятия. Более  яркие рассуждения будут приведены  в последнем подразделе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Расходы, связанные  с реализацией  продукции и их  учёт

1.1 Характеристика расходов, связанных с реализацией

     При отгрузке и реализации продукции  любое предприятие несёт дополнительные затраты. Эти затраты получили название «коммерческих расходов». Для их учёта на предприятиях используется счёт 44 «Расходы на реализацию», субсчёт 44-1 «Коммерческие расходы». «В течение месяца все расходы предприятия поставщика, связанные с реализацией продукции, относят на дебет сч.44. По мере реализации продукции эти расходы в соответствующей доле списываются с кредита сч.44 «Расходы на реализацию» на дебет сч.90 «Реализация», где они добавляются к производственной себестоимости реализованной продукции, образуя полную себестоимость». [10, с.155].

     Коммерческие расходы включают:

  1. Расходы по организации сбыта (маркетинговые операции):
  • оплата услуг сторонних организаций: изучение рынков сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции, коммерческие сборы (отчисления) и вознаграждения сбытовым и иным посредническим организациям
  • расходы на рекламу: разработка и издание рекламных изданий, каталогов, буклетов, изготовление этикеток, стендов, наружная реклама, оформление витрин, участие в выставках, ярмарках, объявления в печати и по телевидению, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договорами и другие
  1. Эксплуатационно-транспортные расходы:
  • расхода на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции: упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки, стоимость тары приобретённой на стороне, оплата затаривания и другие расходы
  • расходы на транспортировку и погрузку продукции: Доставка продукции на станцию (пристань) отправления собственными транспортными средствами или сторонними транспортными организациями, погрузка в вагоны, суда и в другие транспортные средства за счёт поставщика
  1. Прочие расходы по сбыту.

     «Затраты  по маркетингу учитываются в составе  коммерческих расходов, если они производятся с целью поиска рынков сбыта для  выпуска продукции».[1,185] Расходы на тару и упаковку включаются в состав реализационных расходов исключительно в тех случаях, когда упаковка и затаривание  готовой продукции производится после её сдачи на склад.

     К реализационным расходам не относят:

      1. Затраты по маркетингу в составе коммерческих расходов, если они составляют большой объём, и осуществляются с целью исследования рынков сбыта на перспективу.

      2. Расходы на тару и упаковку  в тех случаях, если в соответствии  с технологическим процессом  затаривание и упаковка продукции производится в цехах до её сдачи на склад. Эти затраты включаются в производственную себестоимость. Затраты на тару, возмещаемые покупателями сверх стоимости товара в соответствии с договорами. Эти расходы «включаются в расчётно-платёжные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции». [3, с.95] 

    3. Расходы на транспортировку  и погрузку продукции в том  случае, если они возмещаются  сверх отпускной цены. При установлении  отпускной цены указывается за  чей счёт производится оплата расходов по доставке продукции от предприятия-поставщика до покупателя. При этом используется термин «франко»:

  • «Франко-станция назначения»– расходы по доставке продукции оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену.
  • «Франко-станция отправления»– расходы до погрузки продукции в вагоны оплачивает поставщик. Все остальные расходы по перевозке оплачивает покупатель.

     Таким образом, коммерческие расходы – это расходы, связанные с реализацией продукции (работ, услуг). К ним относят:

  1. Оплату услуг сторонних организаций
  2. Эксплуатационно-транспортные расходы
  3. Прочие расходы, относящиеся к реализационным

Не относят  к расходам на реализацию группу расходов, которая входит в себестоимость  продукции или возмещается сверх  отпускной цены. 

2. Учёт и соизмерение затрат в процессе реализации продукции

2.1 Выручка от реализации  продукции и её  значение, характеристика расходов связанных с реализацией 

     Процесс реализации продукции – это совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Его планируют на основе заключённых с покупателями договоров поставок, в которых указаны ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчета.

     Реализованной считается продукция, за которую  уплачены деньги или которая отгружена покупателю, и последнему, в свою очередь, предоставлены соответствующие платёжные документы.

     Выделяют следующие задачи бухгалтерского учёта процесса реализации продукции:

1. Определение объема реализации путем исчисления количества реализованной продукции в целом и по отдельным ее видам в денежном и натуральном измерении.

2. Своевременное и доставерное оформление отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг).

3. Четкая организация расчетов с покупателями.

4. Контроль  за выполнением договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции.

5. Достоверное  выявление результата от реализации  продукции (товаров, работ, услуг). [16, с. 126-127]

     Согласно  международному стандарту финансовой отчётности №18 «выручка – это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за определённый период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счёт взносов акционеров».[13, с.15]  

     Согласно  инструкции по бухгалтерскому учёту  «Доходы организации», утверждённой постановлением Минфина Республики Беларусь от 28.12.2003 №181 «Выручка от реализации – денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором».[5, с.65]

     Исходя  из вышеперечисленного, выручка от реализации продукции – это важнейший источник формирования затрат на производство. От неё зависит величина поступлений в целевые фонды, величина чистой прибыли, «используемой для обновления производственного потенциала и социального развития коллектива, на пополнение оборотных средств и создание резервных фондов». [9, с.15]

     На  промышленных предприятиях выручка  от реализации продукции является важным экономическим показателем, характеризующим их финансово-хозяйственную деятельность и результат этой деятельности, т.к. основной приток денежных средств идёт за счёт реализации продукции. Выручка отражает всю информацию о формировании доходов и расходов на сч.90 «Реализация».

     Выручка от реализации продукции определяется либо по мере её поступления на счета в банках (метод «по оплате»); либо по мере отгрузки продукции и предъявлению покупателю расчетных документов, в этом случае возникает дебиторская задолженность (метод «по отгрузке»). «Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключения договоров».[5, с.65]

     При определении выручки по моменту  отгрузки продукции – моментом реализации считается время перехода права собственности на купленную продукцию.

     В настоящее время в международной  практике и у нас принят метод  определения момента реализации – отгрузка продукции и предъявление счета покупателю, т. е. переход права  собственности на продукцию происходит в момент отгрузки. [6, с. 196]

     Когда же выручка определяется по моменту  оплаты продукции, то моментом реализации считается факт получения платежа  от покупателей.

     Этот  метод применяется в том случае, если согласно договору поставки переход права собственности на продукцию происходит в момент оплаты (например, при экспорте продукции). [6, с. 197]

     Согласно  Инструкции по бухгалтерскому учёту  «Доходы организации», выручка от реализации продукции признаётся при выполнении ряда условий:

1)Организация на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством, имеет право на получение выручки.

2) Сумма  выручки определена в соответствии  с принятой  организацией учётной  политикой.

3) Расходы,  включённые в фактическую себестоимость реализованной продукции, определены и соответствуют полученной или подлежащей получению выручки. [7, с.18]

     Таким образом, выручка от реализации продукции – один из важнейших показателей, характеризующих хозяйственную деятельность организации. 

2.2 Учёт процесса реализации продукции

     Выручка от реализации продукции принимается к бухгалтерскому учёту:

1) В  сумме, исчисленной на момент  её признания в соответствии  с учётной политикой организации.

2) По  стоимости товаров (ценностей), полученных  или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

Информация о работе Учет реализации продукции