Учет расходов организации: понятие, классификация рас-ходов, отражение в учете и отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Расходы предприятия являются одной из важнейших экономических категорий. Оптимизация расходов предприятия, направленность на получе-ние конечной прибыли, бюджетирование расходов в соответствии с планом развития позволяет руководителю эффективно управлять предприятием.
Расход - в экономической трактовке - это любое выбытие средств (ак-тивов) из распоряжения предприятия, т.е. расход - это уменьшение актива.
Бухгалтерское определение расходов имеет целью раскрытие способов их отражения в учете и демонстрацию данных о них в бухгалтерской отчет-ности предприятия. Порядок бухгалтерского учета расходов в настоящее время определяется ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Умение правильно распределять расходы предприятия является необ-ходимым условием для получения большей доли прибыли и улучшении фи-нансового состояния предприятия. Исследование данной темы является акту-альным для совершенствования деятельности любого предприятия

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты учета расходов организации …... 4
1.1 Понятие о расходах организации, их характеристика ….. 4
1.2 Классификация расходов организации …………………... 5
1.2.1 Расходы по обычным видам деятельности ………………. 7
1.2.2 Прочие расходы ……………………………………………. 12
2 Признание расходов ……………………………………….. 13
3 Отражение в учете и отчетности ………………………….. 17
3.1 Отражение расходов по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете …………………………………………………. 17
3.2 Отражение прочих расходов ………………………………. 19
3.3 Отчет о прибылях и убытках………………………………. 24
Заключение ………………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Учет расходов Курсовая.doc

— 355.73 Кб (Скачать)

     Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 установлена единая номенклатура экономических элементов расходов по обычным видам деятельности для всех организаций:

     материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

     затраты на оплату труда;

     отчисления на социальные нужды;

     амортизация;

     прочие затраты.

     В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость при-обретенных со стороны и израсходованных для предпринимательских целей материальных ресурсов (сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, инвентаря и пp.). К материальным расходам относится также стоимость топлива и энергии всех видов. Величина материальных расходов формируется исходя из цены их приобретения (без налога на добавленную стоимость), надбавок, наценок, стоимости услуг сторонних организаций (таможни, товарных бирж, складов, транспортных организаций и пр.).

     Из материальных расходов исключается стоимость возвратных отходов. Как уже упоминалось, под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, которые образовались в процессе производства, утратили полностью или частично свои качества и поэтому не могут использоваться по своему прямому назначению. Обычно оцениваются такие возвратные отходы по ценам возможного использования.

     Расход материальных ресурсов признается в учете по мере их фактического использования.

     В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются расходы на заработную плату основного, вспомогательного и управленческого персонала организации, привлекаемого по трудовым договорам (контрактам), по совместительству, по договорам гражданско-правового характера и по другим основаниям. В эти расходы включаются премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты. Расходы на оплату труда признаются в бухгалтерском учете по мере их начисления и отражения в качестве обязательств организации.

     Элемент «Отчисления на социальные нужды» отражает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования. Эти отчисления производятся с сумм расходов организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда». На отдельные виды оплаты труда страховые взносы не начисляются, (такие виды выплат оговариваются в нормативных документах).

     Расходы и отчисления на социальное страхование признаются в бухгалтерском учете в размере фактически начисленных сумм по мере их отражения в качестве обязательств организации.

     В элементе «Амортизация» отражают сумму амортизационных отчислений производственных основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых средств. В этом элементе затрат отражаются также суммы ускоренной амортизации основных средств организации, амортизационные отчисления по арендованным основным средствам, амортизационные отчисления от стоимости помещений, предоставленных бесплатно медицинским учреждениям и общепиту, обслуживающих организацию и др.

     К элементу «Прочие затраты» относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы), расходы на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, на подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и пр. 
 
 
 

      1. Прочие расходы

     В состав прочих расходов входят:

  1. Операционные расходы -  затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы и пр.
  2. Внереализационные расходы -  затраты предприятия, фирмы, не связанные непосредственным образом с производством и продажей основной продукции: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков, убытки прошлых лет, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, курсовые разницы, суммы уценки активов и т.д.
  3. Чрезвычайные расходы -  относятся к прочим внереализационным расходам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Признание расходов
 

     Признанием расходов является их отнесение (корреспонденция) на счета расходов. Расход входит в отчеты за тот период, в котором произошло его отнесение на счет расходов, вне зависимости от того, когда произошла фактическая оплата.

     Расходы, которые привязаны к какому-то определенному периоду вследствие своего календарного типа (например: аренда, зарплата, коммунальные платежи и т.д.), признаются именно в этом периоде вне зависимости от срока платежа. Удобным для дальнейшего контроля за операциями может оказаться их введение на последний день учетного периода (месяца).Расходы признаются в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:

     - расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

     - сумма расхода может быть определена;

     - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

     Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

     Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

     Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

     Пунктами 6.1- 6.6 ПБУ 10/99 установлен порядок определения расходов в зависимости от условий договора, если:

     - организации предоставлен коммерческий кредит;

     - вместо денежных средств в оплату за полученные товары (работы, услуги) организация передает товарно-материальные ценности;

     - стоимость товаров (работ, услуг) выражена в условных денежных единицах;

     - продавцом предоставлены скидки (накидки).

     При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита,  предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности, то есть с учетом процентов за коммерческий кредит.

     Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами,  определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

     Если стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, установить невозможно, то величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

     Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) и суммовых разниц.

     Для правильного и достоверного определения финансового результата доходы и расходы должны приниматься к бухгалтерскому учету одинаковым методом.

     По общему правилу, как и при принятии к бухгалтерскому учету доходов, расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления, то есть в полном соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Иными словами, расходы определяются по методу начисления.

     Исключение сделано для организаций, применяющих в бухгалтерском учете кассовый метод.

     Если организация признает выручку от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты (по кассовому методу), то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (по кассовому методу). Впервые это правило было зафиксировано в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н.

     В ПБУ 10/99 введены отдельные правила для признания расходов в Отчете о прибылях и убытках.

     Первое правило связано с соответствием доходов и расходов или с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями.

     Второе правило устанавливает необходимость обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

     Третье правило признания расходов в отчете о прибылях и убытках гласит, что подлежат признанию независимо от предыдущих правил расходы, признанные в отчетном периоде, когда становится определенным неполучение по ним экономических выгод (доходов) или поступление активов.

     При этом отмечено, что расходы должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Отражение расходов в бухгалтерском учете и

отчетности

     Существуют три основных правила отражения расходов в финансовой отчетности предприятия.

     - Классификация расходов в отчетах производится в соответствии с принятым планом счетов.

     -  Отнесение расходов к себестоимости или к накладным расходам является прямым следствием правил учета (расчета) себестоимости, принятых на предприятии, и напрямую влияет на показатели валовой и чистой прибыли.

     -  Отнесение расходов к определенному отчетному периоду для себестоимости напрямую связано с периодом реализации соответствующей продукции, а для накладных расходов - к периоду, в котором они произведены (то есть в котором зарегистрирована соответствующая проводка).  

     
    1. Отражение расходов от обычных видов деятельности
 

     Основным принципом, который следует соблюдать при учете расходов, является соответствие доходов и расходов. Данный принцип означает, что расходы признаются именно в том учетном периоде, в котором они были использованы на пользу предприятию. При этом ни в коем случае не стоит забывать о том, что, когда речь идет о расходах, речь идет об уменьшении собственного капитала.

     Расходы, которые привязаны к какому-то определенному периоду вследствие своего календарного типа (например: аренда, зарплата, коммунальные платежи и т.д.), признаются именно в этом периоде вне зависимости от срока платежа. Удобным для дальнейшего контроля за операциями может оказаться их введение на последний день учетного периода (месяца).

     Расходы по обычным видам деятельности отражаются по дебету счетов:

     - 20 «Основное производство»;

     - 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

     - 23 «Вспомогательные производства»;

     - 25 «Общепроизводственные расходы»;

     - 26 «Общехозяйственные расходы»;

     - 28 «Брак в производстве»;

     - 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

     - 44 «Расходы на продажу» и др.

     Затем после закрытия счетов и соответствующего распределения они отражаются по дебету счета 90 «Продажи».

     В соответствии с ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. То есть эти расходы, учитываемые на счетах:

Информация о работе Учет расходов организации: понятие, классификация рас-ходов, отражение в учете и отчетности