Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 17:50, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотреть тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы, потребленные услуги. Разобраться в основных положениях учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Основные задачи данной работы :
- определить нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- представить виды и формы документирования операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- раскрыть синтетический учет операций с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок оценки и инвентаризации операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- отразить порядок раскрытия информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности;
- выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Введение 3
1 Оновы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………5
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2 Виды и формы документирования операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 6
2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………..10
2.1 Синтетический учет операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………..10
2.2 Порядок оценки операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Инвентаризация операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………..15
2.4 Порядок раскрытия информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности
Заключение 20
Библиографический список
Приложения
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и другое.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [16, c.89]
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат (Приложение А).
За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. [16, c.90]
Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др.
При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете. [16, c.91]
Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками» формы №6. Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.
При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно. [16, c.92]
2.2 Порядок оценки операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
Обязательна денежная оценка имущества и обязательств организации, определяется цель такой оценки для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении, определяются методы оценки имущества.
Оценка имущества организации производится следующими способами:
- имущество, приобретенное организацией за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
- имущество, полученное организацией безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
- имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления.
Другие методы оценки (в том числе путем резервирования) можно применять только в тех случаях, когда допускает законодательство РФ и нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. [18, c.102]
Методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются при принятии организацией учетной политики.
Оценка имущества и обязательств организация производится с целью их отражения в учете в денежном выражении.
К обязательствам предприятия относится кредиторская задолженность, а именно займы, кредиты и обязательства перед поставщиками, подрядчиками, персоналом и государственными органами, а также учредителями и акционерами. Наиболее распространенным видом кредиторской задолженности являются обязательства перед поставщиками или подрядчиками за оказанные услуги, проведенные работы, поставленные товарно-материальные запасы, не оплаченные в установленный срок или с отсрочкой платежа по договору.
Оценка кредиторской задолженности проводится в рамках оценки бизнеса. Кредиторская задолженность может быть передана третьим лицам только с разрешения кредитора (займодавца). Как правило, такая ситуация встречается в дружественных или аффилированных компаниях, когда одна из них гасит обязательства другой перед банком или третьими лицами.
Оценка обязательств, в частности, кредиторской задолженности, обязательно учитывает и процентные ставки, под которые был получен кредит, а также сроки и вероятность оплаты возникших обязательств. В идеале у функционирующей компании размер кредиторской задолженности должен совпадать со стоимостью, отраженной в балансе с учетом процентов. [18, c.103]
Согласно п. 20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» организация при составлении бухгалтерской отчетности, как промежуточной, так и годовой, должна раскрывать показатели кредиторской задолженности.
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие, но неоплаченные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, учтенная по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», отражается в составе строки «Кредиторская задолженность» раздела «Краткосрочные обязательства» пассива баланса.
Указанная кредиторская задолженность учитывается до даты ее погашения. Если же организация по каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность и при этом кредитор не предпринимал никаких действий для того, чтобы взыскать причитающуюся ему сумму, то наступает момент, когда организация вправе ее списать.
Порядок списания определен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н.
Согласно п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета суммы кредиторской задолженности списываются прежде всего в связи с истечением срока давности по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. №49, определен порядок ее проведения. Для этого в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний). В ходе инвентаризации анализируются все расчеты с партнерами по бизнесу по состоянию на ближайшую отчетную дату (последнее число текущего календарного месяца), выявляются суммы кредиторской задолженности, числящиеся сверх сроков исковой давности. [18, c.104]
До начала инвентаризации бухгалтерия должна составить справку об оставшихся суммах на счетах расчетов с дебиторами и кредиторами (Приложение к форме №ИНВ-17), в которой указываются следующие сведения:
- наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора;
- за что числится задолженность и дата ее образования;
- наименование, номер и дата документа, подтверждающего задолженность.
Комиссия сверяет данные бухгалтерского учета с данными первичных документов.
Результаты проведенной инвентаризации оформляются актом по форме №ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами».
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. В нем отражаются выявленные по документам остатки сумм, которые числятся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии. По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов необходимо приложить заполненную бухгалтерией справку.
В графе 6 формы №ИНВ-17 записывается сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности по каждому контрагенту.
При определении срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок, в течение которого организация, право которой было нарушено, может использовать судебную защиту нарушенного права. [14, c.64]
Статья 197 ГК РФ выделяет два вида сроков исковой давности: общий и специальный. Общий срок равен трем годам (ст. 196 ГК РФ). Для отдельных видов требований могут определяться специальные сроки исковой давности - сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком (ст. 725, п. 3 ст. 797, ст. 966 ГК РФ).
Срок исковой давности начинается со дня, когда кредитор узнал (должен был узнать) о нарушении своего права, и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 200, п. 1 ст. 192 ГК РФ).
Если в договоре указан срок исполнения обязательства, то срок исковой давности начинает течь со дня, следующего за днем исполнения. При безналичных расчетах просрочка наступает по прошествии срока на осуществление банковского перевода. В пределах одного субъекта РФ общий срок проведения платежей по безналичным расчетам не может превышать двух операционных дней, а в пределах России - пяти.
Если срок исполнения договором не предусмотрен либо определен моментом востребования, то течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
Такие обязательства должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
Течение исковой давности начинается на восьмой день после выставления требования. [14, c.65]
Документом, подтверждающим требование кредитора, будет являться полученное от него письмо, претензия или иск.
Для некоторых видов обязательств законодательством предусмотрены другие сроки исполнения, и, соответственно, срок исковой давности начинает течь после их окончания (п. 1 ст. 810, п. 3 ст. 200 ГК РФ).
Выявленная на основании данных инвентаризации сумма просроченной задолженности списывается в соответствии с приказом руководителя организации.
Итак, для списания кредиторской задолженности в бухгалтерском учете необходимы проведение инвентаризации, письменное обоснование, а также приказ руководителя. [14, c.66]
В разделе четыре IV "Долгосрочные обязательства" и V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса (ф. № 1) - размер кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода. По строке «Кредиторская задолженность» раздела «Краткосрочные обязательства» пассива баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации и отдельными строками приводится ее расшифровка.
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками