Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский финансовый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ……………………5
1.1.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности…………………….5
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..16
1.3. Нормативно – правовое регулирование учета расчетов
с поставщиками и покупателями……………………………………………….20
1.4. Виды расчетов………………………………………………………………27
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «МЕБЕЛЬГРАД ЙОШКАР-ОЛА»…………………………………………………………………32
2.1. Общая экономическая характеристика ООО «Мебельград Йошкар-Ола»………………………………………………………………………………32
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии……………………..42
2.3. Анализ состояния расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Мебельград Йошкар-Ола»……………………………………………………..45
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «МЕБЕЛЬГРАД ЙОШКАР-ОЛА»……………...53
3.1. Оценка состояния системы первичного учета…………………………….53
3.2. Организация синтетического учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Мебельград Йошкар-Ола»…………………………....60
3.3. Организация аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Мебельград Йошкар-Ола»…………………………...63
3.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………77

Работа содержит 1 файл

курсовая БФУ.docx

— 185.13 Кб (Скачать)

Первый вариант  основан на условии договора о  переходе права собственности в  момент исполнения обязательств поставщиком  или подрядчиком. В этом случае обязательства покупателя или заказчика возникают одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом права собственности на продукцию, (товары). Выполнение обязательств поставщиком или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции.

Согласно пункту 12 положения по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» ПБУ 9/99 в бухгалтерском  учете выручка отражается при  наличии следующих условий:

-организация  имеет право на получение выручки,  вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

-сумма выручки  может быть определена;

-имеется уверенность  в том, что в результате конкретной  операции произойдет увеличение  экономических выгод организации.  Уверенность в том, что в  результате конкретной операции  произойдет увеличение экономических  выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

-право собственности  (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

-расходы, которые  произведены или будут произведены  в связи с этой операцией,  могут быть определены.

Для отражения  выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета должны выполняться все  условия одновременно. Если не выполняется  хотя бы одно из выше перечисленных  условий, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в  оплату, в бухгалтерском учете  организации признаются как кредиторская задолженность, а не как погашение дебиторской задолженности.

Следовательно, дебиторская задолженность покупателя в бухгалтерском учете ООО «Мебельград Йошкар-Ола» будет формироваться одновременно с отражением информации о выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг при выполнении всех указанных условий путем осуществления следующей записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90-1 «Продажи» субсчет «Выручка»

Второй вариант  отражения информации о дебиторской  задолженности основан на условии  договора о переходе права собственности  в момент оплаты продукции, товара, или наступления иных обстоятельств. В этом случае возникающие у покупателя обязательства по оплате продукции (товара) не связаны с переходом права собственности и, следовательно, отражением на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров. В общепринятой в России практике учета обязательств покупателя не применяется в этом случае ни балансовый счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», ни забалансовый счет.

Бухгалтерский учет дебиторской задолженности по договорам,

предусматривающим торговые скидки

Оптовым покупателям  ООО «Мебельград Йошкар-Ола» предоставляет накопительные скидки.

Снижение цены при выполнении покупателем условий, определенных в договоре, называется торговой скидкой. Согласно пункту 6.5 ПБУ 9/99 величина дебиторской задолженности  определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок.

Необходимо отметить, что торговые скидки, предоставленные  покупателю за приобретение товара не в сезон или за приобретение товара в значительных количествах, можно учесть для оценки дебиторской задолженности в момент отгрузки продукции (товара) покупателю. Скидки, предоставленные покупателю при условии оплаты в течение определенного срока, учесть для оценки дебиторской задолженности в момент отгрузки покупателю продукции (товаров) не представляется возможным. Поэтому отражение в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по договорам, с условием предоставления покупателю скидки в зависимости от срока погашения дебиторской задолженности, может осуществляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает традиционный для России учет дебиторской задолженности без учета торговых скидок, то есть дебиторская задолженность учитывается в бухгалтерском учете в полном объеме, как будто покупатель не воспользовался и не будет пользоваться системой скидок по сроку оплаты за товар. При соблюдении покупателем условия оплаты в установленный договором срок и предоставления ему скидки необходимо в последующем откорректировать дебиторскую задолженность на сумму предоставленной скидки.

Если оплата дебитором  будет произведена после отчетной даты, корректировка дебиторской задолженности на сумму предоставленной скидки по этой оплате должна быть произведена на отчетную дату. Согласно пункту 9 ПБУ 7/98 данные об обязательствах организации отражаются в бухгалтерской отчетности с учетом событий после отчетной даты, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, или свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность.

В соответствии с пунктом 3 указанного ПБУ событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который  оказывает влияние на показатели деятельности предприятия: финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. К событиям после отчетной даты, учитываемым при составлении бухгалтерской отчетности, относятся только те, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Последствия событий  после отчетной даты могут отражаться в бухгалтерской отчетности либо путем уточнения данных о соответствующих обязательствах, либо путем раскрытия соответствующей информации.

Например, ООО  «Мебельград Йошкар-Ола» 20.12.2009  г. отгрузило покупателю 2 500 ед. товара по цене 200 руб. без НДС (закупочная стоимость - 150 руб.). Общая сумма по договору составила 500 000 руб. Налог на добавленную стоимость по ставке 18 % составил 90 000 руб. 29.12.2009 г. покупатель оплатил товары. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара продавцом покупателю. Обязательства перед бюджетом возникают по мере погашения задолженности покупателем.

Системой скидок, предоставляемых покупателю, предусмотрено, что при отгрузке покупателю более 1 000 ед. одноименного товара предоставляется скидка в размере 10% путем снижения отпускной цены товара. При оплате покупателем товара в течение 10 дней предоставляется скидка в размере10 %.

Предоставленная скидка по товару А составит:

2 500 * 200 * 10% = 50 000 руб.

Стоимость товара А по договору с учетом скидки:

2 500 * 200 - 50 000 = 450 000 руб.

НДС:

450 000 * 18 % = 81 000 руб.

Всего с НДС:

450 000 + 81 000 = 531 000 руб.

Сумма скидки за досрочную оплату:

450 000 * 10% = 45 000 руб.

Сумма скидки по НДС:

81 000 * 10% = 8100 руб.

Итого общая сумма  скидки 53 100 руб.

Закупочная стоимость  реализованного товара составляет:

2 500 * 150 = 375 000 руб.

В бухгалтерском  учете сделаны следующие проводки:

20.12.2009

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1 «Продажи»

- 540 000 руб. - отгружен  товар покупателю;

20.12.2009

Дебет 90.3 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 81 000 руб. - учтен  НДС, подлежащий оплате покупателем; 

29.12.2009

Дебет 51«Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

- 486 000 руб. - оплачен  покупателем товар; 

29.12.2004

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1 «Продажи» субсчет «Выручка»

- (53100) руб. - учтены  предоставленные по сроку платежа  скидки (сторно);

29.12.2009

Дебет 90.3 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- (8100) руб. - учтена  скидка в части НДС (сторно);

31.12.2009

Дебет 90.2 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41 «Товары»

- 375 000 руб. - списаны  реализованные товары;

31.12.2004

Дебет 90.9 «Продажи» Кредит 99 «Прибыли и убытки»

- 30 000 руб. - определен  финансовый результат от реализации  товаров. 

Согласно пункту 6.2. ПБУ 9/99 при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, дебиторская задолженность принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме по дебиторской задолженности.

При получении  претензии об уплате стоимости некачественной продукции (товара), выполненных работ, оказанных услуг или снижении цены договора предприятие либо соглашается с требованиями покупателя (заказчика), либо разрешает спор в судебном порядке. В первом случае при согласии с требованиями покупателя (заказчика) на счетах бухгалтерского учета должна быть произведена запись, уменьшающая сумму дебиторской задолженности покупателя. Такая запись должна быть осуществлена методом сторно ранее произведенной записи по увеличению дебиторской задолженности покупателя (заказчика):

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенной  работы можно обобщить ряд выводов. В результате проведенного исследования можно обобщить ряд выводов. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). 

Кредиторской  называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее.

Дебиторскую задолженность  можно считать истребованной, если организация использовала все возможности для ее погашения, а именно: предъявила письменную претензию должнику и направила иск в арбитражный суд. Факт истребования дебиторской задолженности организациям рекомендовано оформлять документами, удовлетворяющими требованиям действующего законодательства к первичным учетным документам.

Кредиторскую  задолженность нужно списывать  после того, как истечет срок ее исковой давности. Для этого бухгалтер, проводит инвентаризацию кредиторской задолженности и составляет акт, а руководитель предприятия издает приказ о списании долга.

Информация о  дебиторской и кредиторской задолженности  представлена в форме №1 отчетности - Бухгалтерском балансе, по видам задолженности, с учетом срочности возврата.

ООО «Мебельград Йошкар-Ола» была зарегистрирована Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РМЭ 10 октября 2002 г.. Юридический адрес 425222, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей 95.

Предметом деятельности общества являются: производство мебели, прочая розничная торговля в специализированных магазинах, рекламная деятельность, розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, табачными изделиями в специализированных магазинах, деятельность автомобильного грузового транспорта, транспортная обработка грузов и хранение, прочая вспомогательная транспортная деятельность, упаковывание.

В целом на улучшение  экономических показателей предприятия  повлияло рост реализация товарной продукции  и прибыли. У предприятия небольшое число заказчиков, максимальная доля каждого не превышает 30% от общего объема. Анализ структуры пассивов свидетельствует о том, что собственный капитал составляет в 2010 г. 85,02 % в структуре источников средств, а в 2011 г. – 62,16 %, т.е. его доля снизилась на 22,85 %. Это свидетельствует о том, что предприятие живет большей частью за счет собственных средств, что является  положительным фактом.

Оборачиваемость запасов  в анализируемом периоде увеличилась  на 2,23 оборота и снизилась на 20,16 дней, кредиторской задолженности –  на 14,35 дней, собственного капитала –  на 49 дней. Подводя итоги анализа  финансового состояния предприятия, следует признать, что предприятие  является финансово устойчивым и  платежеспособным.

Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется бухгалтерской службой. Бухгалтерия состоит из 2 человек: главного бухгалтера и бухгалтера-кассира.

Характеризуя  отдельные элементы учетной политики предприятия, отметим, что основные средства учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Основные средства, стоимость которых не превышает 20 000 рублей, отражаются в бухгалтерском и налоговом учете в составе материально- производственных запасов и списываются на расходы единовременно после ввода в эксплуатацию. Расходы на ремонт основных средств признаются в том отчётном периоде, в котором они были произведены в объёме фактических затрат. Выбранные способы бухгалтерского учета основных средств целесообразны и соответствуют нормативным требованиям.

В целом элементы учетной политики соответствуют  нормативным требованиям. Для соответствия требованиям нового положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) необходимо также утвердить формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Большую часть  кредиторской задолженности предприятия  составляет задолженность предприятия  перед поставщиками. Относительно  небольшие суммы составляют задолженность перед бюджетом, перед государственными внебюджетными фондами и персоналом организации. Положительным моментом является и то, что снижается задолженность перед персоналом.

На предприятие  товары поступают от юридических  и физических лиц. Поступающие  от юридических лиц товары сопровождаются обычно счетами – фактурами. Данные из счетов – фактур заносятся бухгалтерией ООО «Мебельград Йошкар-Ола» в журнал учета счетов – фактур.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями