Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Все субъекты и организации, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет, а четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями, подрядчиками и заказчиками, оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.1. Понятие и сущность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 5
1.2. Особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 6
2. Нормативное регулирование и формы учета расчетов с постащиками и подрядчиками 10
2.1. Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 10
2.2. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками 11
2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность, сближение с требованиями МСФО 18
2.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по авансам и векселям 21
2.6. Создание и использование резерва по сомнительным долгам 25
2.7. Инвентаризация расчетов и раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

!Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

     Гарантия  платежа (аваль) по чеку в полной и частичной сумме дается любым лицом, кроме плательщика, путем проставления на лицевой стороне чека или на дополнительном листе надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается , что он дан за чекодателя. [21, 24]

     Отказ в оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов:

     - нотариусом в форме протеста  или составления акта;

     - указанием на чеке отметки  плательщика об отказе оплатить;

     - указанием на чеке даты инкассирующего банка и отметке о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

     Общая схема расчетов с использованием чеков приведена на рис. 4:

 

       

     

     

     

     

 

      Рисунок 4 - Расчеты  чеками:

     1- заявление на получение чековой  книжки; 2- платежное поручение для депонирования средств; 3- депонирование средств; 4- выдача чековой книжки; 5- отгрузка ТМЦ; 6- выдача чека; 7- реестр чеков для оплаты; 8- требование на оплату; 9- перечисление средств [21, 25]

2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность, сближение с требованиями МСФО

 

     В настоящее время в нашей стране действуют нормативно-правовые документы, принятые в развитие государственной  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности. Сегодня в обществе произошло осознание необходимости повышения темпов адаптации казахстанской системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО, поскольку профессиональное и бизнес-сообщество заинтересовано в повышении прозрачности бухгалтерской отчетности казахстанских компаний. [17, 66]

     Одним из краеугольных камней отечественного законодательства по бухгалтерскому учету  и отчетности является проблема оценки объектов бухгалтерского учета для  их адекватного экономическим реалиям  представления в отчетности.

     В современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получать товар или принять работу, а только потом расплачиваться. Чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов, все чаще используют коммерческое кредитование, отсрочки платежей и т.д. Если факт поставки товара не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика возникает дебиторская задолженность, которая, увы, может быть никогда не погашена, поэтому возникает необходимость принятия взвешенных решений, сопоставления риска непогашения дебиторской задолженности с риском потери контрагентов. А это в свою очередь порождает проблему ликвидности предприятия. [17,67]

     В связи с этим долги предприятий  частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом. Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одним из главных в перечне финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов казахстанских фирм, проблема управления дебиторской задолженности в значительной степени осложняет еще и несовершенством и законодательной базы в оценке задолженности.

     Исследования  законодательства, регламентирующего учет дебиторской и кредиторской задолженности, позволило выявить проблемы их оценки, не позволяющие руководству отечественных фирм представлять прозрачную отчетность контрагентам и иметь реальную информационную базу для управления задолженностью.

     В соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 и п. 16 ПБУ 10/99 образование дебиторской и кредиторской задолженностей производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов. Рассмотрим существующие подходы к оценке дебиторской и кредиторской задолженности согласно правилам, адаптированным к правилам международных стандартов. [17,71]

     МСФО  регламентируют использование дисконтированной стоимости для оценки дебиторской  задолженности: стандартом «Выручка» (§ 11) задекларировано требование дисконтирования номинальных величин при оценке дебиторской задолженности и определена применяемая для таких случаев процентная ставка.

     МСФО  регламентирует использование дисконтированной стоимости для оценки кредиторской задолженности: в МСФО 16 «Основные средства» (§ 23), МСФО 2 «Запасы» (§ 18), МСФО 38 «Нематериальные активы» (§ 32) указано требование для случаев отсрочки оплаты свыше обычных условий признавать в качестве процентного расхода в течение периода отсрочки разницы между дисконтированной и номинальной стоимости платежа.

     В РК традиционным можно считать подход к оценке дебиторской и кредиторской задолженности, использующий фактическую стоимость. Альтернативным считается подход, доказывающий возможность применения дисконтированной стоимости.

     Вопрос  о том, какому подходу отдать предпочтение при составлении бухгалтерской  отчетности казахстанских компаний, является открытым на протяжении нескольких последних лет. Теоретически существование двух подходов стало возможным с момента выхода в свет ПБУ 9/99. Практически выбор подхода к оценке дебиторской и кредиторской задолженности стал возможным гораздо позже, с того момента, когда произошло сознание профессиональным сообществом возможности такого выбора. В качестве условной даты можно назвать 2004 г.[17,71]

     Приведенная выше классификация подходов (деление  их на основной и альтернативный) является весьма условной, поскольку обе точки  зрения имеют право на существование. Для того, что бы сделать обособленный выбор метода оценки задолженности, необходим глубокий анализ нормативно-правовой базы бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженностей, заключающийся в поиске аргументов «за» и «против» применения дисконтированный стоимости и сопоставлении этих аргументов.

     Таким образом, казахстанские правила оценки задолженности можно считать в большей степени приближенными к требованиям МСФО. Способ оценки по дисконтированной стоимости не является единственным. Для максимального сближения отечественных норм с международными необходимо ввести изменения в ПБУ  с тем, чтобы исключить вариантность оценки задолженностей и упростить процедуру применения норм отечественного законодательства по оценке дебиторской и кредиторской задолженности. [17,73]

2.4. Учет расчетов  с поставщиками  и подрядчиками по авансам и векселям

 

     Вексель — это вид ценной бумаги, представляющий собой письменное долговое обязательство, составленное в закрепленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлению конца срока с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательства, уплаты оговоренной в нем денежной суммы.

     Из  данного определения следует, что, во-первых, вексель - это документ, удостоверяющий имущественное право векселедержателя на получение указанной в нем  денежной суммы. Во-вторых, этот документ должен быть составлен с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов.

     В-третьих, осуществление имущественного права  по векселю возможно только при его  предъявлении.

     В-четвертых, предметом вексельного обязательства  могут быть только деньги.

     В-пятых, вексель - это безусловное денежное обязательство, т.к. приказ его оплатить и принятие обязательства по оплате, не могут быть ограничены никакими условиями.

     В-шестых, в соответствии с ГК РК вексель выступает ценной бумагой, на которую распространяются основные положения по их обращению. Вексель не отнесен к числу эмиссионных ценных бумаг.

     Вместе  с тем, когда речь идет о бухгалтерском  учете и налогообложении операций с векселями, различают «товарные» и «финансовые» векселя.

     Товарные (расчетные) векселя — это векселя, используемые для расчетов между предприятиями, применяемые в реальных хозяйственных сделках, представляющие отношения коммерческого кредита.

     Финансовые  векселя — векселя, приобретенные с целью извлечения прибыли от роста его рыночной стоимости или получения процента. Применение финансовых векселей представляет собой отношение денежного займа.

     Учет  расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.

     Выданные  векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 1210 или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 1210 с кредита счетов по учету денежных средств. Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно. [10,21]

     При выдаче векселей, предусматривающих  выплату процентов за пользование  полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят  на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

     Учет  векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Счет 1210 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции или другого вида имущества. Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств.

     При продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. Это означает, что сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг). [10,14]

     Не  оплаченные в срок векселя считаются  отказными. Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета.

     До  наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 1210 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности.

     При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в  результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности. [10,17]

     Задаток – это сумма, передаваемая продавцу в счет платежей, которые покупатель должен по договору.

     Аванс – денежная сумма или другая имущественная  ценность, передаваемая в счет предстоящих  платежей и предшествующая передаче материальных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг. Аванс является особой формой кредита, пополняющей величину оборотных средств поставщиков. [22,74]

     Учет  выданных авансов осуществляется обособленно  в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дебит 1610,а Кредит 2910.

     Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам  учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками